Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 12:29, курсовая работа
Предметом исследования в курсовой работе выступает информационная безопасность Российской Федерации с точки зрения правового закрепления мер, ее обеспечивающих.
Основной целью исследования является анализ правовых основ обеспечения информационной безопасности российского общества в условиях глобальной информатизации мирового сообщества, оказывающих на них значительное влияние.
Введение
I. Информационная безопасность в Российской Федерации
1.1 Понятие информационной безопасности и ее содержание
1.2 Характеристика угроз информационной безопасности
II. Общая характеристика нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение информационной безопасности
2.1 Общий обзор нормативных правовых актов защиты информации
2.2 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, как основной документ в сфере обеспечения информационной безопасности
Заключение
Список нормативных актов и литературы
Непрерывность развития системы управления информационной безопасностью. Для любой концепции информационной безопасности, тем более, если используются методы защиты информации в локальных сетях и компьютерных системах, принцип непрерывного развития является основополагающим, ведь информационная безопасность информации постоянно подвергается все новым и новым с каждым разом еще более изощренным атакам, поэтому обеспечение информационной безопасности организации не может быть разовым актом, и созданная однажды технология защиты информации, будет постоянно совершенствоваться вслед за ростом уровня взломщиков.
Принцип обеспечения надежности системы защиты информации и информационная безопасность - это невозможность снижения уровня надежности системы во время сбоев, отказов, ошибок и взломов.
Обязательно необходимо обеспечить контроль и управление информационной безопасностью, для отслеживания и регулирования механизмов защиты.
Обеспечение средств борьбы с вредоносным ПО. Например, всевозможные программы для защиты информации и система защиты информации от вирусов.
Экономическая целесообразность использования системы защиты информации и государственной тайны. Целесообразность построения системы защиты экономической информации заключается в превышении суммы ущерба при взломе системы защиты информации на предприятии над стоимостью разработки средства защиты компьютерной информации, защиты банковской информации и комплексной защиты информации.
Теперь обратимся к методам и средствам защиты информации, воплощенных в системе организации информационной безопасности, а также о правовом регулировании данного вопроса.
К методам и средствам защиты информации относят организационно-технические и правовые мероприятия информационной защиты и меры защиты информации (правовая защита информации, техническая защита информации, защита экономической информации и т.д.).
Организационные методы защиты информации и защита информации в России обладают следующими свойствами:
Методы и средства защиты информации обеспечивают частичное или полное перекрытие каналов утечки согласно стандартам информационной безопасности (хищение и копирование объектов защиты информации);
Система защиты информации - это объединенный целостный орган защиты информации, обеспечивающий многогранную информационную защиту;
Методы и средства защиты информации и основы информационной безопасности включают в себя:
Безопасность информационных технологий, основанная на ограничении физического доступа к объектам защиты информации с помощью режимных мер и методов информационной безопасности;
Информационная безопасность организации и управление информационной безопасностью опирается на разграничение доступа к объектам защиты информации - это установка правил разграничения доступа органами защиты информации, шифрование информации для ее хранения и передачи (криптографические методы защиты информации, программные средства защиты информации и защита информации в сетях);
Информационная защита должна обязательно обеспечить регулярное резервное копирование наиболее важных массивов данных и надлежащее их хранение (физическая защита информации);
Органы защиты информации должны обеспечивать профилактику заражение компьютерными вирусами объекта защиты информации.
Очевидно, что эти методы и средства обязательно регламентируются нормами права для создания в государстве, в частности в Российской Федерации, системного и единообразного подхода к их реализации и исполнению.
1.2 Характеристика угроз информационной безопасности
При изучении всего комплекса нормативных правовых актов по теме моей курсовой работы мы пришли к выводу, что наиболее полно как сами угрозы, так и их возможные источники перечислены в доктрине информационной безопасности, потому мне показалось целесообразным привести краткий обзор этой части доктрины в этой главы.
По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:
угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;
угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Среди вышеперечисленных угроз к сфере внешней информационной безопасности можно отнести следующие.
Из первой группы (угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина): вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур; девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях противоречащих ценностям, принятым в российском обществе; манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации), в т. ч. и извне.
Из второй группы (угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ): монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами; блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории. [6]
Из третьей группы (угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов): противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий; закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам; вытеснение с рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи; увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.
Из четвертой группы (угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России): уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации; перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации; использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры; несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных; нарушение законных ограничений на распространение информации и т.д. [7]
Помимо этого, в доктрине указаны источники угроз информационной безопасности России, среди которых необходимо выделить те из них, которые касаются внешней безопасности.
В соответствии с этим документом источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние, хотя, по мнению автора, между ними существует тесная взаимосвязь. В отдельных случаях внутренние источники могут квалифицироваться как внешние, и наоборот.
К внешним источникам доктрина относит:
деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов России в информационной сфере;
стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;
обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;
деятельность международных террористических организаций;
увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;
разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
К внутренним источникам, которые при определенных обстоятельствах могут быть рассмотрены как внешние, относятся: критическое состояние отечественных отраслей промышленности; недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; недостаточная экономическая мощь государства; недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности; отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти и различных отраслей экономики и социальной сферы и т.д.
При этом необходимо вновь обратить внимание на тесную взаимосвязь между угрозами в сфере внутренней и внешней политики:
К внутриполитическим угрозам, которые непосредственно относятся к сфере международной политики, можно причислить такие как:
Распространение дезинформации о политике Российской Федерации, деятельности федеральных органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом;
Деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, на распространение этих идей в средствах массовой информации. [8]
Примечательно, что в обоих случаях не указывается, идет ли речь о российских или зарубежных структурах, однако очевидно, что такие организации стремятся оказать воздействие на общественное мнение Российской Федерации с целью склонить ее население к тому или иному политическому выбору. По этой причине необходимо еще раз подчеркнуть особую роль средств массовой информации, которые должны учитывать фактор информационной безопасности в своей деятельности. [9]
Внешнеполитическими угрозами, по мнению разработчиков доктрины, для России являются:
Информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики Российской Федерации;
Распространение за рубежом дезинформации о внешней политике РФ;
Нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за рубежом;
Попытки несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ, российских представительств и организаций за рубежом, представительств РФ при международных организациях.
Помимо этого, в отдельную группу выделены так называемые внутренние угрозы информационной безопасности России в сфере внешней политики, к числу которых относятся:
Нарушение установленного порядка сбора, обработки, хранения и передачи информации в федеральных органах исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, и на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;
Информационно-пропагандистская деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической деятельности Российской Федерации;
Недостаточную информированность населения о внешнеполитической деятельности России.
Для решения этих проблем авторы доктрины предлагают:
Разработать основные направления государственной политики в области совершенствования информационного обеспечения внешнеполитического курса Российской Федерации;
Разработать и реализовать комплекс мер по усилению информационной безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ, российских представительств и организаций за рубежом, представительств России при международных организациях;
Создать российским представительствам и организациям за рубежом условия для работы по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике Российской Федерации;
Совершенствовать информационное обеспечение работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;
Совершенствовать информационное обеспечение субъектов РФ по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию. [10]
В этом контексте крайне важным является обеспечить свободный доступ граждан Российской Федерации к любой информации, которая имеет открытый характер и способна содействовать развитию полноценной и гармоничной личности. Это право можно с полной уверенностью оценивать в качестве основополагающего элемента современной концепции прав человека и гражданина. [11]
Информация о работе Правовые основы обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации