Применение компьютерных технологий в исторической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 13:29, доклад

Краткое описание

Развитие исторической науки, как и других областей научного знания, тесно
сопряжено освоением новых технологий, расширяющих познавательные возможности. В
современных условиях – основные ресурсы сосредоточены в сфере применения
компьютерной техники. Именно в этой области сосредоточены многообещающие
возможности для совершенствования методологического инструментария исторической
науки. Компьютер создает принципиально новые условия работы историка с источником:
он делает возможной обработку громадных массивов данных, многомерного анализа и
даже моделирования исторических процессов и событий.

Содержание

Введение…………………………………………………………….2
Историческая информатика………………………………………..4
История развития применения компьютерных технологий в исторической науке…………………………………………………5
Заключение………………………………………………………….11
Использованная литература………………………………………..11

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад_Применение комп.технологий_Картанбаева.docx

— 424.12 Кб (Скачать файл)

Кыргызско – Российский  Славянский Университет

имени Б.Н. Ельцина

Гуманитарный факультет

Кафедра истории

                      

 

На тему: Применение компьютерных технологий в исторической науке

По предмету: Математические методы

 

 

 

 

                                                       Выполнила: Картанбаева М.А

     Гр. ГИ-1-13

     Проверила: Михалюк А.Г.

 

                                                                           

                                             

                                            Бишкек 2014

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………….2
  2. Историческая информатика………………………………………..4
  3. История развития применения компьютерных технологий в исторической науке…………………………………………………5
  4. Заключение………………………………………………………….11
  5. Использованная литература………………………………………..11

Введение

Развитие исторической науки, как и других областей научного знания, тесно

сопряжено освоением новых технологий, расширяющих познавательные возможности. В

современных условиях – основные ресурсы сосредоточены в сфере применения

компьютерной техники. Именно в этой области сосредоточены многообещающие

возможности для совершенствования методологического инструментария исторической

науки. Компьютер создает принципиально новые условия работы историка с источником:

он делает возможной обработку громадных массивов данных, многомерного анализа и

даже моделирования исторических процессов и событий. Современные программные

средства предъявляют и новые требования к самому исследователю: освобождая его,

зачастую, от необходимости детального знания технологии работы с данными, их «ручной

обработки», они заставляют его гораздо пристальнее относиться к формально-логической

составляющей исследовательской деятельности. Применение компьютерных технологий в

историческом исследовании влечет за собой математизацию исторического знания,

обеспечивает базу для более широкого применения междисциплинарных подходов,

благодаря которым стало возможным получать более точные данные о прошлом и

проверять уже имеющиеся теоретические наработки предыдущих поколений историков.

Значение математических методов многогранно, они, одновременно, выступают как

мощное средство в исследовательском арсенале, и как «коммуникативный ресурс»,

обеспечивающий возможность междисциплинарного синтеза.

Введенный в действие образовательный стандарт третьего поколения по

направлению подготовки «История» предъявляет повышенные требования к уровню

знаний и компетенций будущих выпускников исторических факультетов в сфере

использования информационных технологий и математических методов в исторических

исследованиях. Современный бакалавр истории, должен уметь использовать в своей

профессиональной деятельности «базовые знания в области основ информатики,

элементы естественнонаучного и математического знания». В их освоении ведущее

место занимает курс «Математические методы в исторических исследованиях».

Необходимой частью учебного процесса в рамках этого курса являются знакомство с

имеющимся опытом применения компьютерных технологий и математических методов в

конкретных работах современных историков и приобретение практических навыков

применения того или иного метода с учетом опыта классических на сегодняшний день

исследований в данной области. Материал, обобщенный в рамках данного учебно-

методического пособия, призван помочь студентам освоить наработанный исторической

наукой опыт применения математических методов в решении задач исторической

реконструкции.

 

Актуальность поставленной темы определяется тенденциями развития современной науки, прежде всего глубокими междисциплинарными интеграционными процессами и информатизацией научных исследований. Эти процессы коснулись как естественных, так и гуманитарных наук. Противопоставление гуманитарного и естественнонаучного мышления сменяется идеями системного изучения окружающего нас мира и общества.

В настоящее время создается новая информационная среда развития исторической науки. Это относится как к возможностям доступа к историческим источникам, так и к появлению новых способов извлечения из них исторической информации. Изменяются как представления о задачах, тематике, возможностях исторических исследований, так и методика и техника самого исследования, что, безусловно, порождает новые способы фиксирования, передачи и сохранения информации. Появляются возможности обнаружения ранее скрытой информации, ее извлечения и обработки.

Междисциплинарный подход к историческому исследованию как следствие интеграции наук все больше пробивает себе дорогу в современной исторической науке. История все прочнее встает на твердую почву полноправных научных изысканий с применением методов и подходов как смежных гуманитарных, так и естественных (точных) наук. Здесь одним из самых плодотворных является, на наш взгляд, союз истории и информатики, уже доказавший в последнее десятилетие свою состоятельность. Как образно пишет А.М.Берлянт: «Информатика «дышит в затылок» всем наукам, догоняя и увлекая их за собой, а порой и порабощая в стремлении к бесконечному компьютерному совершенству». Сегодня уже практически ни у кого не вызывает сомнений необходимость перехода на новый этап более глубокого интегрирования возможностей информатики в исторические исследования.

 

Историческая информатика

             Историческая информатика – научная дисциплина, изучающая специфику и особенности процесса информатизации в области исторической науки и образования. В основе исторической информатики лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для использования современных информационных технологий в исследовательской практике и историческом образовании. Это направление, зародившееся в 60-е гг. XX в., сегодня активно развивается в мире и в частности в России. В 1986 г. была создана Международная ассоциация «History and Computing», а в 1992 г. – ее российская ветвь – Российская ассоциация «История и компьютер». Направление активно развивается в Германии, Великобритании, Австрии, Голландии, США, Норвегии и многих других странах. В России, как и в других странах, основаны научные центры, проводящие теоретические и прикладные исследования в этой области. В области исторической информатики работают ученые исторических факультетов Московского, Санкт-Петербургского, Алтайского, Тамбовского, Томского государственных университетов и др. В Пермском университете историческая информатика стала интенсивно развиваться после создания лаборатории исторической и политической информатики – первой на Урале. Лаборатория была создана согласно приказу ректора университета от 6 августа 2003 г. как межкафедральное учебное, научно-методическое и научное подразделение историко-политологического факультета в целях развития актуального междисциплинарного научного, учебного и научно-методического направления – применение новых информационных технологий и методов в исторических и политологических исследованиях и образовательном процессе. Лаборатория обеспечивает разработку учебно-методической документации, планирование и проведение учебных занятий по курсам «Информатика», «Историческая информатика», «Компьютерные технологии в политических исследованиях и образовании», спецкурсов, спецсеминаров, развитие учебно-методической и научно-исследовательской работы студентов факультета в области использования ИКТ.

В научных исследованиях основное внимание уделяется разработке теоретических и прикладных проблем и информатизации исторической науки и образования. Особое внимание уделяется проблемам перевода в цифровой формат, сохранения, документирования, визуализации и изучения историко-культурного наследия, прежде всего исторических источников, на основе создания полнотекстовых историко-ориентированных информационных систем. Проекты создания и развития таких систем поддержаны ведущими российскими научными фондами.

История развития применения компьютерных технологий в исторической науке

Современные тенденции развития гуманитарных наук предполагают проведение исследований на уровне междисциплинарности. Анализ научных исследований истории человечества последней четверти прошлого и начала нашего века показывает, что в результате революционного изменения в теоретической разработке понимания сущности исторических процессов, в развитии методологии истории, связанного с развитием новых информационных технологий формируются новые междисциплинарные направления в гуманитарных науках. Тяготение современного научного познания к междисциплинарности очевидно. Подтверждением этому может явиться появление таких научных направлений как историческая информатика и отрасли ее применения в конкретно исторических исследованиях, такие как ГИС, ВИС, моделирование исторических с позиций теории синергетики, компьютерное источниковедение и т.д.

 На наш взгляд главная  задача, стоящая на современном  этапе перед историческим сообществом - на первом этапе овладеть  навыками работы на компьютере, продуктивно использовать в своей  деятельности уже созданные электронные  ресурсы, создавать электронные  ресурсы по узловым вопросам  исторического знания. В связи  с этим в настоящей статье  будут рассмотрены вопросы становления  и развития исторической информатики  как нового междисциплинарного  направления, а так же одно  из направлений исторической  информатики - геоисторическая информатика (далее ГИС), возможности применения  ГИС в конкретно - исторической  практике.

 Историческая информатика  как междисциплинарное направление, возникшее на стыке исторической  науки и информатики берет  свое начало с 50 - х годов ХХ  века, факторов для ее зарождения  несколько. Во - первых в условиях  информационного взрыва и информатизации  общества встал вопрос о возможности  введения в научный оборот  прогрессивно растущее количество  источников, их обработки и систематизации, стремление к большей точности  и доказательности получаемых  результатов. Во-вторых, уровень развития  теоретической и конкретно - исторической  науки в СССР и за рубежом показал, что так называемые буржуазная и марксистская идеологии как научные мировоззрения не послужили теоретико-методологической основой для получения всестороннего и объективного научного знания о внутренней сущности и закономерностях функционирования изучаемых явлений, тем самым на повестку дня был поставлен вопрос о возможностях получения качественно новой информации в области исторической науки, которая была бы менее подвержена субъективзации, где роль исследователя как субъекта исследования сводилась к минимуму.

 Решение этих проблем  привело к революционному изменению  метода научно исторического  познания развития человеческого  общества. Одним из путей решения  стала модернизация исторического  познания, что выразилось, прежде  всего, в квантификации исторического  исследования.

 Квантификация как  метод исследования массовых  источников составляет основу  изучения сущности исследуемых  исторических процессов и явлений. Применение количественных и  математических методов в изучении  массовых общественных явлений  можно обосновать тем, что социальное  явление как часть явлений  природы носит системный характер  и имеет структуру с функционирующими  элементами.

 Интерес к возможностям  использования математических методов  и применения электронно-вычислительной  техники в исторических исследованиях  проявился на рубеже 50-х- 60-х годов, как у историков нашей страны, так и за рубежом - в США, европейских  странах - Швеции, ФРГ, Франции, ГДР, ПНР. Поэтому работы в области квантификации  одновременно и независимо друг  от друга начали вести специалисты, принадлежащие к разным национальным  школам историографии. Основой для  формирования нового научного  направления в СССР стали результаты  научной деятельности Ковальченко  И.Д. (Москва), Миронова Б.И. (Ленинград), Милова Л.В. (Москва), Кахк Ю. (Таллин) и др. ученых, занимающихся углубленным  изучением социально-экономических  и политических явлений и процессов.

 Революция в области  электронно-вычислительной техники  привела к дальнейшему широкопрофильному  развитию клиометрики и более  углубленному внедрению НИТ в  историческое образование и исследования. Как известно, в совершенствовании  метода все его компоненты  имеют одинаковое значение, усовершенствование  орудий метода, а именно появление  персональных компьютеров (ПК), повлекло  за собой широкое применение  методов естественных наук, в  том числе методов математико-статистического  анализа и новых информационных  технологий (НИТ) в историческом  исследовании и образовании. Именно  результаты этих научных исследований, появление ПК, широкое внедрение  НИТ в гуманитарное образование, создание организаций историков  применяющих НИТ, привело к перерастанию  клиометрики в отдельное научное  направление ─ историческую информатику.

 Историческая информатика  сегодня является полностью сформировавшемся  научным направлением. Существование  исторической информатики как  сформировавшейся научной дисциплины  не вызывает сомнения, имеющей  не только свой предмет, но  и свой специальный методический  комплекс, разрабатываемый как специалистами  СНГ так и зарубежными учеными. Не вызывает спора и то что  она на сегодняшний день занимает  свое место среди междисциплинарных  наук как самостоятельное научное  направление, и как вспомогательная  дисциплина в системе исторической  науки.

 Спектр проблем разрабатываемых  исторический информатикой достаточно  обширен и охватывает такие  сферы исторического знания как  археология, социально-экономическая  и социально-политическая история, историческая демография и историческая  география; теоретические, методические  и методологические вопросы источниковедения (в традиционном понимании этого  термина), источниковедения массовых  источников, "компьютерного источниковедения", а также обучение истории с помощью компьютерных технологий, моделирование исторических процессов и применение новых информационных технологий в прикладных областях (музееведении, архивоведении и- т.д.) Такая всеохватность обеспечивается, конечно же, возможностями самой исторической информатики, которые "не сводятся к тому, что мы можем теперь делать те или иные исследования быстрее и эффективнее; мы можем делать новое, и мы можем делать старое по-другому".

 Решение конкретно- исторических  задач во многом зависит от  выявления "системообразующих (системных) признаков, присущих компонентам  выделяемой системы" . Многие из  этих признаков базируются на  пространственных моментах. И мы  должны рассматривать особенности  исторического исследование в  системе равноправных пространственно- временных условий, акцентируя особое  внимание на пространстве и  способах его изучение в историческом  аспекте.

Информация о работе Применение компьютерных технологий в исторической науке