Принципы, по которым осуществляется правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:39, доклад

Краткое описание

Современный период развития общества и государства характеризуется значительным ростом роли информации и информационных технологий, что приводит к активизации информационной деятельности по поводу получения, использования, распространения и хранения информации. В связи с этим актуализируется проблема правового регулирования информационных отношений и научных исследований в этом направлении.
С возникновением общественных отношений, связанных с использованием информационных технологий, особую значимость приобретает правовое регулирование, обеспечивающее устойчивое и динамичное развитие этой сферы. Значительное количество правовых актов и активный нормотворческий процесс, возрастающий общественный интерес к данной проблематике обуславливают необходимость системного анализа действующего законодательства с целью выявления пробелов и противоречий, а также определения приоритетов в государственном регулировании.

Содержание

Отношения, возникающие в сфере информационных технологий и их особенности.
Общие принципы правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.
Специальные принципы правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.
Обладатель информации.
Категории доступа к информации.

Вложенные файлы: 1 файл

Принципы.docx

— 21.62 Кб (Скачать файл)

Принципы, по которым  осуществляется правовое регулирование  отношений, возникающих в сфере  информационных технологий

 

План:

 

  1. Отношения, возникающие в сфере информационных технологий и их особенности.
  2. Общие принципы правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.
  3. Специальные принципы правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.
  4. Обладатель информации.
  5. Категории доступа к информации.

 

Современный период развития общества и государства характеризуется  значительным ростом роли информации и информационных технологий, что  приводит к активизации информационной деятельности по поводу получения, использования, распространения и хранения информации. В связи с этим актуализируется  проблема правового регулирования  информационных отношений и научных  исследований в этом направлении.

С возникновением общественных отношений, связанных с использованием информационных технологий, особую значимость приобретает правовое регулирование, обеспечивающее устойчивое и динамичное развитие этой сферы. Значительное количество правовых актов и активный нормотворческий  процесс, возрастающий общественный интерес  к данной проблематике обуславливают  необходимость системного анализа  действующего законодательства с целью  выявления пробелов и противоречий, а также определения приоритетов  в государственном регулировании.  

Можно отметить, что особенности  информационных отношений сводятся к тому, что эти отношения:

• возникают, развиваются  и прекращаются в информационной сфере при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов с учетом особенностей и свойств информации, проявляющихся в системе права;

• опосредуют (определяют) государственную политику признания, соблюдения и защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;

• отражают особенности  применения публично-правовых и гражданско-правовых методов правового регулирования  при осуществлении информационных прав и свобод с учетом специфических  особенностей и юридических свойств  информации и информационных объектов.

 

Общие принципы правового  регулирования общественных отношений  в информационной сфере:

1. принцип законности - обязательность точного и безусловного исполнения норм законодательства всеми участниками информационных правоотношений.

2. принцип федерализма в развитии информационного законодательства. Согласно ст. 73 К РФ каждый субъект РФ может совместно с федеральными государственными органами заниматься нормотворчеством.

3. принцип социальности означает закрепление и установление правовых норм, максимально способствующих решению назревших задач.

4. принцип юридической техники – данный принцип выражен в комплексном действии обеспечивающий техническое совершенство правотворчества.

 

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ

"Об информации, информационных  технологиях и о защите информации"

 

Этот ФЗ регулирует отношения, возникающие при:

      1. осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
      2. применении информационных технологий;
      3. обеспечении защиты информации.

 

Специальные принципы: 

Статья 3. Принципы правового  регулирования отношений в сфере  информации, информационных технологий и защиты информации

 

Правовое регулирование  отношений, возникающих в сфере  информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения,  передачи, производства и распространения  информации любым законным способом;

2) установление ограничений  доступа к информации только  федеральными законами;

Ограничение доступа к информации недопустимо, кроме случаев, установленных  федеральными законами. К числу таковых  относится обеспечение безопасности Российской Федерации, а также «неприкосновенность  частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения  информации о частной жизни лица без его согласия». В частности, п. 8 статьи 9 гласит: «Запрещается требовать  от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».

 

3) открытость информации  о деятельности государственных  органов и органов местного  самоуправления и свободный доступ  к такой информации, кроме случаев,  установленных федеральными законами;

4) равноправие языков  народов Российской Федерации  при создании информационных  систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности  Российской Федерации при создании  информационных систем, их эксплуатации  и защите содержащейся в них  информации;

6) достоверность информации  и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной  жизни, недопустимость сбора,  хранения, использования и распространения  информации о частной жизни  лица без его согласия;

8) недопустимость установления  нормативными правовыми актами  каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

 

Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое  лицо, Российская Федерация, субъект  Российской Федерации, муниципальное  образование. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе разрешать или ограничивать доступ к информации, использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению, передавать информацию другим лицам, защищать установленными законом способами свои права  в случае незаконного получения  информации или ее незаконного использования  иными лицами. При этом обладатель информации обязан соблюдать права  и законные интересы иных лиц, принимать  меры по защите информации, а также  ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена  федеральными законами.

В зависимости от категории доступа  информация подразделяется на общедоступную  информацию (общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой  не ограничен), а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного  доступа).

Не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим  права, свободы и обязанности  человека и гражданина; к информации о правовом положении, полномочиях  и деятельности государственных  органов, органов местного самоуправления и организаций; об использовании  бюджетных средств (за исключением  сведений, составляющих государственную  или служебную тайну); информации о состоянии окружающей среды; информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также  в государственных, муниципальных  и иных информационных системах, созданных  или предназначенных для обеспечения  граждан (физических лиц) и организаций  такой информацией.

Ограничение доступа к информации осуществляется в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен  федеральными законами, которые устанавливают условия отнесения информации к сведениям, составляющим государственную, коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

 

Информационные технологии (ИТ) стали одним из ведущих факторов прогресса цивилизации, а их повсеместное использование сформировало новую сферу общественных отношений. Информационные технологии оказывают воздействие на самые различные стороны социального и экономического развития, государственного управления, повседневной жизни людей. Они, наряду с телекоммуникационными технологиями, составляют основу процессов информатизации, движения к информационному обществу. В Российской Федерации развитие и эффективное использование ИТ является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Соответствие нормативных  правовых актов в сфере ИТ рассмотренным принципам является одним из важнейших факторов эффективности применения соответствующих правовых норм.

 

Литература 

 

    1. Бандурка А.М., Аристова И.В. Государственное управление информационной сферой: организационно-правовые основы // Актуальные проблемы государственного управления. - М.: Изд-во УАДУ. - 2002. - Ч. 1. - С. 227-230.
    2. Брижко В.М., Кальченко О., Цимбалюк В.С. Информационное общество. Определения. Под ред. проф. Р.А. Калюжного, М.Я. Швеца.- М., Интеграл, 2002. - 357 с.
    3. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. – М., Юрист, 2002. – 512 с.
    4. Введение в информационную культуру и информационное право. Швец М.Я., Калюжный Р.А., Брижко В.М. / Под общ. ред. М.Я.Швеца и Р.А. Калюжного - Ужгород: ИВА, 2003. - 240 с.
    5. Кормыч Б.А. Организационно-правовые основы политики информационной безопасности Украины: Монография. - Одесса: Юридическая литература, 2003. - 472 с.
    6. Правовая информатика / М.Я. Швец, Р.А. Калюжный, В.А. Саницький и др. / Под общ. ред. М.Я. Швеца и Р.А. Калюжного - Ужгород: ИВА, 2003. - С. 20.

Информация о работе Принципы, по которым осуществляется правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информационных технологий