Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:30, контрольная работа
Под информационной безопасностью понимают защищенность информации от незаконного ознакомления, преобразования и уничтожения, а также защищенность информационных ресурсов от воздействий, направленных на нарушение их работоспособности. Информационная безопасность достигается обеспечением конфиденциальности, целостности и достоверности обрабатываемых данных, а также доступности и целостности информационных компонентов и ресурсов КС.
-- “троянские кони” - программы, которые имеют вид полезного приложения, а на деле выполняют вредные функции (разрушение программного обеспечения, копирование и пересылка злоумышленнику файлов с конфиденциальной информацией и т.п.).
Кроме указанных выше угроз безопасности, существует также угроза утечки информации, которая с каждым годом становится все более значимой проблемой безопасности. Чтобы эффективно справляться с утечками, необходимо знать каким образом они происходят.
На четыре основных типа утечек приходится подавляющее большинство (84%) инцидентов, причем половина этой доли (40%) приходится на самую популярную угрозу - кражу носителей. 15% составляет инсайд. К данной категории относятся инциденты, причиной которых стали действия сотрудников, имевших легальный доступ к информации. Например, сотрудник не имел права доступа к сведениям, но сумел обойти системы безопасности. Или инсайдер имел доступ к информации и вынес ее за пределы организации. На хакерскую атаку также приходится 15% угроз. В эту обширную группу инцидентов попадают все утечки, которые произошли вследствие внешнего вторжения. Не слишком высокая доля хакерских вторжений объясняется тем, что сами вторжения стали незаметнее. 14% составила веб-утечка. В данную категорию попадают все утечки, связанные с публикацией конфиденциальных сведений в общедоступных местах, например, в Глобальных сетях. 9% - это бумажная утечка. По определению бумажной утечкой является любая утечка, которая произошла в результате печати конфиденциальных сведений на бумажных носителях. 7% составляют другие возможные угрозы. В данную категорию попадают инциденты, точную причину которых установить не удалось, а также утечки, о которых стало известно постфактум, после использования персональных сведений в незаконных целях.
Кроме того, в настоящее время активно развивается фишинг - технология Интернет-мошенничества, которая заключается в краже личных конфиденциальных данных, таких как пароли доступа, номера кредитных карт, банковских счетов и другой персональной информации. Фишинг (от анг. Fishing - рыбалка) расшифровывается как выуживание пароля и использует не технические недостатки КС, а легковерность пользователей Интернета. Злоумышленник закидывает в Интернет приманку и “вылавливает всех рыбок” - пользователей, которые на это клюнут.
Не зависимо от специфики конкретных видов угроз, информационная безопасность должна сохранять целостность, конфиденциальность, доступность. Угрозы нарушения целостности, конфиденциальности и доступности являются первичными. Нарушение целостности включает в себя любое умышленное изменение информации, хранящейся в компьютерной системе или передаваемой из одной системы в другую. Нарушение конфиденциальности может привести к ситуации, когда информация становится известной тому, кто не располагает полномочия доступа к ней. Угроза недоступности информации возникает всякий раз, когда в результате преднамеренных действий других пользователей или злоумышленников блокируется доступ к некоторому ресурсу компьютерной системы .
Еще одним видом угроз информационной безопасности является угроза раскрытия параметров компьютерной системы. В результате ее реализации не причиняется какой-либо ущерб обрабатываемой в компьютерной системе информации, но при этом существенно усиливаются возможности проявления первичных угроз.
В соответствии с Концепцией национальной безопасности основными факторами создающими угрозу безопасности Республики Беларусь в информационной сфере являются:
1. Распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, направленное на разрушение общественного согласия, духовных и нравственных ценностей общества, а также возбуждение национальной и религиозной вражды, социальной розни.
2. Зависимость информационной
инфраструктуры Беларуси от
3. Недостаточная обеспеченность
квалифицированными кадрами в
области информационных
4. Несоответствие
информационного обеспечения
5. Недостаточное развитие
государственной системы
6. Рост числа преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий. Несанкционированная разработка и распространение программ, нарушающих функционирование информационных систем и сетей связи.
7. Отсутствие в
республике эффективной
Понятия защита информации, безопасность информации, информационная безопасность являются базовыми, поскольку их сущность определяет в конечном итоге политику и деятельность в сфере защиты информации. В то же время эти понятия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Между тем и в нормативных документах, и в научной литературе нет единых подходов к определению данных понятий, а, следовательно, и к раскрытию их сущности, ибо определения должны в концентрированном виде выражать сущность понятий. В первую очередь это относится к понятию защита информации, где разброс мнений наиболее значителен. При этом различия касаются как содержательной части понятия, так и способа ее реализации.
По содержательной части защита информации рассматривается как: предупреждение несанкционированного доступа к информации; создание условий, ограничивающих распространение информации; ограждение права собственника на владение и распоряжение информацией; предотвращение утечки, хищения, утраты, несанкционированного уничтожения, копирования, модификации, искажения, блокирования, разглашения информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на нее; сохранение полноты, надежности, целостности, достоверности, конфиденциальности информации и т.д.
Способом реализации содержательной части понятия одни авторы называют совокупность мероприятий, методов и средств, другие -деятельность, у третьих он вообще отсутствует.
Методологической основой для раскрытия сущности и определения понятия защиты информации должно быть определение понятия защита в целом, безотносительно к предмету защиты.
В толковых словарях термин защита интерпретируется двояко: как процесс охраны, сбережения, спасения от кого, чего-нибудь неприятного, враждебного, опасного и как совокупность методов, средств и мер, принимаемых для предотвращения, предупреждения чего-то. Таким образом, содержательная часть в этих определениях по смыслу совпадает - это предотвращение, предупреждение чего-то опасного, враждебного. Если соотнести это положение с защитой информации, то самым опасным для собственника информации является нарушение установленного статуса информации, и поэтому содержательной частью защиты должно быть , предотвращение такого нарушения.
Нарушение статуса любой информации заключается в нарушении ее физической сохранности вообще либо у данного собственника (в полном или частичном объеме), структурной целостности, доступности для правомочных пользователей. Нарушение статуса конфиденциальной информации, в том числе составляющей государственную тайну, дополнительно включает в себя нарушение ее конфиденциальности (закры-тости для посторонних лиц).
Согласно Закону Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10.11.2008 г. N 455-З
Статья 27. Цели защиты информации
Целями защиты информации являются:
обеспечение национальной безопасности, суверенитета Республики Беларусь;
сохранение информации о частной жизни физических лиц и неразглашение персональных данных, содержащихся в информационных системах;
обеспечение прав субъектов информационных отношений при создании, использовании и эксплуатации информационных систем и информационных сетей, использовании информационных технологий, а также формировании и использовании информационных ресурсов;
недопущение неправомерного доступа, уничтожения, модификации (изменения), копирования, распространения и (или) предоставления информации, блокирования правомерного доступа к информации, а также иных неправомерных действий.
Статья 28. Основные требования по защите информации
Защите подлежит информация, неправомерные действия в отношении которой могут причинить вред ее обладателю, пользователю или иному лицу.
Требования по защите общедоступной информации могут устанавливаться только в целях недопущения ее уничтожения, модификации (изменения), блокирования правомерного доступа к ней.
Требования по защите
информации в государственных
Информация, распространение
и (или) предоставление которой ограничено,
а также информация, содержащаяся
в государственных
Не допускается эксплуатация государственных информационных систем без реализации мер по защите информации.
Обеспечение целостности и сохранности информации, содержащейся в государственных информационных системах, осуществляется путем установления и соблюдения единых требований по защите информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации (изменения) и блокирования правомерного доступа к ней, в том числе при осуществлении доступа к информационным сетям.
Для создания системы
защиты информации используются средства
защиты информации, имеющие сертификат
соответствия, выданный в Национальной
системе подтверждения
Физические и юридические лица, занимающиеся созданием средств защиты информации и реализацией мер по защите информации, осуществляют свою деятельность в этой области на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых государственными органами, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, в соответствии с законодательством Республики Беларусь о лицензировании.
Статья 30. Организация защиты информации
Защита информации организуется:
в отношении общедоступной информации - лицом, осуществляющим распространение и (или) предоставление такой информации;
в отношении информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, - собственником или оператором информационной системы, содержащей такую информацию, либо обладателем информации, если такая информация не содержится в информационных системах;
иными лицами в случаях, определенных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Жизненно важные интересы Республики Беларусь в информационной сфере( Концепция национальной безопасности Республики Беларусь):
6.1.1. Обеспечение информационных потребностей личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности.
6.1.2. Обеспечение прав
граждан на тайну
6.1.3. Эффективное использование
национальных информационных
6.1.4. Защита сведений,
составляющих государственную,
6.1.5. Развитие современных
информационных технологий, национальной
индустрии средств информатизац
6.1.6. Обеспечение безопасности информационных систем и сетей связи
6.1.7. Участие Республики
Беларусь в работе
Приоритетные направления обеспечения безопасности Республики Беларусь в информационной сфере
6.3.1. Совершенствование
механизмов реализации прав
6.3.2. Разработка и внедрение
современных методов и средств
защиты информационных
6.3.3. Осуществление государственного контроля за разработкой, созданием, развитием и использованием средств защиты информации.
6.3.4. Обеспечение правовых
и организационных условий
6.3.5. Участие Беларуси в международных соглашениях, регулирующих на равноправной основе мировой информационный обмен, в создании и использовании межгосударственных и международных глобальных информационных сетей и систем.
Меры по защите информации (из закона «Об информации, информатизации и защите информации»)
К правовым мерам по защите
информации относятся заключаемые
обладателем информации с пользователем
информации договоры, в которых устанавливаются
условия пользования
Информация о работе Проблемы информационной безопасности. Защита информации