Проблемы правового регулирования электронной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:26, реферат

Краткое описание

Электронная торговля активно продвигается вперед, что связано с естественным приростом пользователей за счет все большего распространения Интернета в России.
Электронная торговля это — торговля, осуществляемая с помощью электронного документооборота в сети Интернет и других телекоммуникационных сетях; предпринимательская деятельность по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, осуществляемая с использованием электронных сообщений.

Содержание

Понятие электронной торговли
Введение
Проблемы правового регулирования электронной торговли
Заключение
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

П. реферат.docx

— 36.63 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Понятие электронной торговли
  2. Введение
  3. Проблемы правового регулирования электронной торговли
  4. Заключение
  5. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Электронная торговля –  одно из наиболее бурно развивающихся  направлений применения всемирной  сети Интернет. Связи с этим появляется много проблем правового регулирования  электронной торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электронная торговля активно  продвигается вперед, что  связано  с естественным приростом пользователей за счет все большего распространения Интернета в России.

Электронная торговля это — торговля, осуществляемая с помощью электронного документооборота в сети Интернет и других телекоммуникационных сетях; предпринимательская деятельность по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, осуществляемая с использованием электронных сообщений.

 Если говорить об электронной торговле как о понятии и об институте права, нужно отметить, что на сегодняшний день отсутствует единое понимание этой категории в коммерческом праве. Так, некоторые  авторы под электронной торговлей понимают рекламу и обмен товарами, осуществляемый между физическими и юридическими лицами посредством коммуникационных сетей 3 .  В этом случае речь идет об узком понимании электронной торговли. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, одобренный 16 декабря 1996 г. на 85-м пленарном заседании  Генеральной Ассамблеи ООН, в ст. 1 указывает, что термин «торговля» следует толковать шире, охватывая все отношения торгового характера, как договорные, так и недоговорные. Данные отношения включают: любые торговые сделки на поставку товаров или услуг или обмен товарами или услугами; дистрибьюторские соглашения; коммерческое представительство и агентские отношения; факторинг; лизинг; строительство промышленных объектов; консалтинг; инжиниринг; куплю-продажу лицензий; соглашения об эксплуатации или концессии; совместные предприятия и другие формы  промышленного или предпринимательского сотрудничества. 

В этом случае электронная  торговля не сводится лишь к купле продаже товаров и услуг через электронные сети. Существуют точки зрения, согласно которым электронная торговля трактуется еще более широко: как электронное ведение бизнеса.  Широкое распространение получило определение электронной коммерции как комплекса коммерческих сделок, совершаемых посредством цифровых средств связи.

Интересной является позиция  А. А. Тедеева, который относит к электронной торговле ряд заключаемых с использованием электронных средств договоров, среди которых договор купли-продажи, поставки, возмездного оказания услуг, банковского счета, банковского вклада, поручения, агентирования, доверительного управления имуществом и др.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одним из наиболее важных вопросов, возникающих при осуществлении  электронной торговли, являются проблемы ее правового регулирования. На данном этапе оно ограничивается только законодательством, относящимся к традиционным видам торговли. Однако оно не всегда применимо к существующей действительности.

Самые основные проблемы, которые  помогут организациям и предпринимателям, работающим в сфере электронной торговли разобраться в некоторых правовых нюансах этой деятельности вызывают:

-форма электронных сделок;

-соответствие законодательству сделок, заключаемых при помощи электронного обмена данными;

-электронная подпись;

-порядок и способ заключения  договора;

-возможность и порядок  внесения изменений при согласовании  условий договора;

-способ и порядок акцепта;

-способ и порядок отзыва  возможного ошибочного акцепта;

-указания на имеющиеся  условия, включаемые в договор;

В соответствии со ст. 158 Гражданского Кодекса РФ, сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Применительно к электронным сделкам, с учетом их специфики (трансграничность, глобальность охвата участников рынка, оперативность и др.) речь может идти только о том, чтобы считать их заключенными в простой письменной форме. Таким образом, электронные сделки не могут совершаться в письменной нотариальной форме. Сделки, требующие государственной регистрации, также пока выпадают из круга электронных сделок.

При этом необходимо учитывать  требование о том, что сделка должна быть совершена в простой письменной форме, если:

-сделка совершается между юридическими лицами или юридическим лицом и гражданином;

-сделки совершаются гражданами  между собой на сумму, превышающую  не менее чем в десять раз  сумму минимального размера оплаты труда.

В соответствии с требованиями ст. 160 Гражданского Кодекса сделка в письменной форме должна быть совершена  путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку или ее представителями. Использование при совершении сделки факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Таким образом, при совершении электронной сделки, стороны должны предварительно договориться путем подписания обычного договора об использовании электронной подписи или об использовании специальных электронных устройств. Причем стороны могут договориться об использовании не только ЭЦП, но и других аналогов собственноручной подписи.

Вышеуказанные требования являются общими для всех видов договоров. Для отдельных видов договоров  могут устанавливаться исключения при использовании письменной формы. Так, если законом не установлена  письменная (простая или нотариальная) форма, сделка может быть совершена устно. Однако, несоблюдение простой письменной формы влечет недействительность только тех сделок, для которых это прямо закреплено в законе. Для всех других несоблюдение простой письменной формы лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

Отдельным видом купли-продажи товаров, является розничная купля-продажа товаров. В отличие от обычного договора купли-продажи, в розничной купле-продаже граждане приобретают товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Что касается розничной торговли, то в соответствии со ст. 159 ГК РФ, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением тех сделок, для которых установлена нотариальная форма и сделок, несоблюдение письменной формы которых влечет их недействительность (внешнеторговые и т.п.). Однако, к электронной торговле могут применяться Правила продажи товаров по образцам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 года №918 (далее – Правила). В соответствии с этим Постановлением, продажа “товаров по образцам – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными в фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях о продаже товаров”. Правила должны быть в наглядной и доступной форме доводиться продавцом до сведения покупателей.

В соответствии с п. 20 вышеуказанных  Правил, “договор может быть заключен в месте продажи товара по образцам, путем составления документа, подписанного сторонами, либо путем передачи покупателем сообщения о намерении приобрести товар посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что сообщение исходит от покупателя, а также в иной форме, согласованной продавцом и покупателем, при непосредственном заключении договора”. Таким образом, можно считать розничную электронную торговлю продажей товаров по образцам, а сайт продавца электронным каталогом или витриной. Тем не менее, в Правилах также сказано, что “договор считается заключенным с момента выдачи покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, в месте его продажи или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар на условиях, предложенных продавцом”.

Для того, чтобы лучше представлять порядок заключения договора как продажи товаров по образцам, так и других, необходимо рассмотреть условия, необходимые для заключения договора. Этими условиями являются:

-оферта;

-акцепт;

-согласие сторон со  всеми существенными условиями  договора;

-соответствие договора  действующему законодательству.

Оферта. Когда лицо делает оферту, это означает ее/его намерение вступить в договорные отношения, основанные на предложенных условиях, понимая, что если другая сторона принимает это предложение, договор считается заключенным. Оферта может быть сделана с использованием любых средств коммуникаций: по почте, факсимильной связи, телексу, телефону, электронной почте и других средств и должна содержать существенные условия договора.

Если оферта содержит все  существенные условия договора и  в ней усматривается воля лица, заключить договор на указанных  в ней условиях с любым, кто  отзовется, такая оферта называется публичной (ст. 437 ГК РФ). Так выставление  на сайте продавца информации о товарах, сроках поставки, ценах, количестве, качестве будет являться публичной офертой.

Акцепт. После того, как сделана оферта, контрагент, акцептуя ее, заключает договор. Из-за того, что расстояние между покупателем и продавцом подчас достаточно большое, возникает много вопросов: когда договор считается заключенным, когда сформированным и в какой форме должен быть направлен акцепт?

Одним из преимуществ электронной коммерции является автоматизация некоторых процессов, которые ранее выполнялись человеком. С другой стороны, это обстоятельство вызывает серьезный вопрос: может ли ЭВМ самостоятельно акцептовать сделку?

Российский законодатель, исходит из того, что действия ЭВМ  ассоциируются с действиями человека, который соответствующим образом  ее запрограммировал или задал ей соответствующие параметры. На основании  этого, такие договоры могут признаваться действительными, но субъектом договора является не ЭВМ, а лицо, от имени  которого ЭВМ предложила произвести те или иные действия и которое  соответствующим образом ее запрограммировало.

Акцептом является только безоговорочное, явно выраженное принятие оферты. Акцептом не может считаться  сообщение, извещающее о получении  оферты, сообщение, предлагающее изменения  к предложенным условиям и т.п. Если иное не предусмотрено офертой, акцепт может быть передан любым методом, являющимся разумным при сложившихся  обстоятельствах. Например, когда необходим  быстрый акцепт оферты, полученной по электронной почте, считается неразумным решение об отправке акцепта по обычной почте.

Покупатель имеет право отозвать акцепт. Так, если извещение об отзыве акцепта было получено до самого акцепта или одновременно с ним, акцепт считается неполученным.

Следует отметить, что у  аналога обычной почты – электронной  почты риск неполучения гораздо  выше чем у обычной почты. Тем самым, на лицо, отправившее оферту, ложится риск неполучения акцепта, а в свою очередь, на лицо отправившее акцепт лежит риск неполучения оферентом этого акцепта. Таким образом, сторонам целесообразно договориться о способах подтверждения получения оферты и акцепта.

Место совершения договора. Очень важно установление места совершения договора, так как впоследствии, это играет важную роль при применении специальных условий, выборе права и юрисдикции. По общему правилу (ст. 444 ГК РФ), если в договоре не указано место его заключения, договор считается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту. Таким образом, сторонам по электронным сделкам целесообразно указывать место совершения договора, чтобы впоследствии избежать разногласий по этому поводу.

В отличие от договоров, заключаемых  при помощи электронной почты, для  которых трудно определить место  его заключения, договоры, заключенные  непосредственно на сайте лица, будут  считаться заключенными в месте  нахождения этого сайта. Кроме того, если сайт принадлежит компании, которая  находится в отличном от местонахождения  сайта месте, целесообразно считать  договор заключенным в месте  нахождения компании. Такая ситуация может возникнуть, если компания размещает  свой сайт на сервере, принадлежащем другой компании, оказывающей услуги по размещению сайтов, как чаще всего и бывает.

Недействительность  и отзыв оферты. Естественно, не на каждую оферту следует акцепт. Получатель оферты может отклонить оферту или предложить новую оферту. Оферта может стать недействительной через определенное время или вследствие наступления определенного события, а также может быть отозвана. Эти условия должны содержаться в самой оферте.

Условия, обычно включаемые в оферту, устанавливают срок действительности оферты. В результате, оферта может  стать недействительной по истечении  этого периода времени или  после наступления определенного  события, указанного в оферте. Если период действительности не установлен, суд будет исходить из того, что  оферта истечет в разумный срок. Установление разумного срока зависит  от таких факторов как предмет  договора и способ обмена информацией.

Кроме этого, лицо, от которого исходит оферта, может отозвать оферту любое время до ее получения или  одновременно с ее получением, независимо от срока действия, указанного в  оферте.

Информация о работе Проблемы правового регулирования электронной торговли