Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:39, реферат
Развитие современного общества предполагает широкое использование компьютерных и информационных технологий, на основе которых создаются разнообразные информационные системы. Обычно получаемая в них информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль. Такие информационные системы являются автоматизированными, так как в их функционировании принимает участие человек.
Компьютерные программы получают результаты,
Введение 3
Глава 1. Язык программирования Free Pascal 5
§1.1 История языка программирования Паскаль 5
§1.2 Язык Free Pascal и его особенности 7
§1.3 Структура и синтаксис программ в паскале 8
§1.4 Операторы в программе Free Pascal 12
§1.5 Цикл For в паскале. 14
Глава 2. Одномерные массивы в Паскале 16
§2.1 Понятие массива. 16
§2.2 Описание одномерного массива. 17
§2.3 Практическая часть. 18
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Решение самой простой задачи на компьютере не обходится без операторов ввода-вывода информации. Ввод данных - это передача информации с внешнего носителя в оперативную память для обработки. Вывод - обратный процесс, когда данные передаются после обработки из оперативной памяти на внешний носитель.
Процедура чтения READ.
Обеспечивает ввод числовых
Read (x1, x2, ..., xN);
Readln (x1, x2, ..., xN);
Где х1, х2, ... - переменные допустимых типов данных. Эти значения вводятся с клавиатуры и отображаются на экране. Значения должны вводится в строгом соответствии с синтаксисом языка Паскаль.
Процедура чтения Readln аналогична процедуре Read, отличие заключается в том, что после считывания в списке одного значения, следующие данные будут считываться с начала новой строки.
Процедура записи WRITE. Производит вывод числовых данных, символов, строк и т.п. Формат:
Write (y1, y2, ...,yN);
Writeln (y1, y2, ..., yN);
Например: writeln ( 'Привет!' ); выведет на сообщение Привет!
Условный оператор. Одной из основных алгоритмических структур является ветвление.
Если условие выполняется, то будет выполнена инструкция "1", если нет, то - инструкция "2". Несмотря на то, что в схеме присутствуют два действия, выполнено будет только одно, так как условие либо ложно, либо истинно. Третьего не дано. Такая схема позволяет решать задачи, в которых в зависимости от сложившихся обстоятельств требуется совершить то или иное действие.
Формат условного оператора
на языке Паскаль:
If <условие> Then <оператор 1>
Else <оператор 2>;
Например: if a>0 then a:=a+1
Else read(a);
При решении задач может возникнуть необходимость повторить одни и те же действия несколько или множество раз. В программировании блоки кода, которые требуется повторять не единожды, оборачиваются в специальные конструкции – циклы. У циклов выделяют заголовок и тело. Заголовок определяет, до каких пор или сколько раз тело цикла будет выполняться. Тело содержит выражения, которые выполняются, если в заголовке цикла выражение вернуло логическую истину (True, не ноль). После того как достигнута последняя инструкция тела, поток выполнения снова возвращается к заголовку цикла. Снова проверяется условие выполнения цикла. В зависимости от результата тело цикла либо повторяется, либо поток выполнения переходит к следующему выражению после всего цикла.
Цикл for. Часто цикл for называют циклом со счетчиком. Этот цикл используется, когда число повторений не связано с тем, что происходит в теле цикла. Т.е. количество повторений может быть вычислено заранее (хотя оно не вычисляется).
В заголовке цикла указываются два значения. Первое значение присваивается так называемой переменной-счетчику, от этого значения начинается отсчет количества итераций (повторений). Отсчет идет всегда с шагом равным единице. Второе значение указывает, при каком значении счетчика цикл должен остановиться. Другими словами, количество итераций цикла определяется разностью между вторым и первым значением плюс единица. В Pascal тело цикла не должно содержать выражений, изменяющих счетчик.
Цикл for существует в двух формах:
for счетчик:=значение to конечное_значение do
тело_цикла;
for счетчик:=значение downto конечное_значение do
тело_цикла;
Если между начальным и конечным выражением указано слово to, то на каждом шаге цикла значение параметра будет увеличиваться на единицу. Если же указано downto, то значение параметра будет уменьшаться на единицу.
Представьте такую ситуацию,
когда вам необходимо оперировать
с несколькими однородными
Массив – структура однотипных данных с индексированным доступом. Каждый элемент массива получает один или несколько номеров, называемых индексами. Индексы записываются в квадратных скобках через запятую.
Массивы бывают следующих видов:
Одномерным массивом называется упорядоченная совокупность однотипных элементов, обозначенных каждая одним и тем же именем с различными целочисленными индексами, изменяющимися по порядку. Представим что у нас есть переменные a,b,c,d,e,f и все они одного типа integer. Довольно нерационально прописывать каждую переменную в отдельности, тем более ,если их например больше 100. Гораздо удобнее взять один массив, который и будет содержать в себе все эти элементы. Одномерный массив по сути является такой же переменной, только содержащей в себе вложения в виде других переменных.
Объявляется он также в разделе var и выглядит так.
var имя массива : Array [диапазон значений] Of базовый тип;
Имя массива - здесь любое
имя, как и у переменной, не считая
зарезервированных (таких как read,
write, for, do, if, then и других). Диапазон значений
- тут количество значений ,которое задается
например от 1 до 100
базовый тип - любой тип данных, который
будет применен для каждого элемента массива,
например integer.
Например var a:array [1..30] of integer;
Порядковый номер элемента
массива называется индексом эт
Индексы элементов массива обычно целые числа, однако могут быть и символами, а также описываться другими порядковыми типами. Т.е. для индекса можно использовать тип, в котором определена дискретная последовательность значений, и все эти значения можно пересчитать по порядку. Индексировать можно как константами и переменными, так и выражениями, результат вычисления которых дает значение перечислимого типа.
Если индекс массива может
приобретать все допустимые значения
определенного перечислимого
Обратиться к элементу массива можно используя следующую структуру a[номер в диапазоне массива].
Пример 1: Написать программу, которая сначала должна обеспечить ввод 10 чисел в одномерный массив, затем вычислить их сумму и вывести ее на экран.
Program mas1;
Var i: integer;
Sum : real;
M : array [1..10] of Real;
begin
For i:=1 to 10 do begin
write (‘введите элемент массива');
readln(m[i]); end;
sum:=0;
For i:=1 to 10 do
Sum:=sum+m[i];
Writeln (‘Сумма элементов= ’,sum);
readln;
end.
Пример 2: Написать программу, которая определяет минимальный элемент массива.
Program mas2;
Var i: integer;
min : real;
M : array [1..10] of Real;
begin
For i:=1 to 10 do begin
write (‘введите элемент массива');
readln(m[i]); end;
min:= m[1];
For i:=2 to 10 do
If m[i]>min then min:= m[i];
Writeln (‘Минимальный элемент массива= ’,min);
readln;
end.
Пример 3: Подсчитать количество положительных элементов одномерного массива.
Program mas3;
Var i,j,n: integer;
M : array [1..10] of Real;
begin
For i:=1 to 10 do begin
write (‘введите элемент массива');
readln(m[i]); end;
n:=0;
For i:=1 to 10 do
If m[i]>0 then n:=n+1;
Writeln (‘Положительных элементов ’, n);
readln;
end.
Пример 4: Сортировка элементов массива. Методом пузырька.
Модель сортировки рассмотрим
на примере восьми целых чисел, которые
расположим в первом вертикальном столбце.
Вертикальное расположение сортируемого
массива наглядно иллюстрирует «всплывание
легких элементов (чисел) вверх к
поверхности» по мере сортировки массива.
Элементы массива рассматриваются попарно
снизу-вверх. Если нижний элемент меньше,
то они меняются местами. При первом просмотре
(проходе) самый «легкий» элемент оказывается
самым верхним. Поэтому при втором просмотре
его можно уже не рассматривать. В таблице
стрелками показаны перемещения элементов
массива после каждого прохода.
Program mas4;
Var i,j,l: integer;
M : array [1..10] of integer;
Begin
write (‘введите элементы массива');
For i:=1 to 10 do begin
readln(m[i]); end;
For i:=1 to 10 do
For j:=10 downto 2 do
If m[j-1]>m[j] then begin
L:= m[j-1];
m[j-1]:=m[j];
m[j]:=L; end;
For i:=1 to 10 do Writeln (m[i]);
readln;
end.
Управлять компьютером и сдавать программы может любой человек. Для создания компьютерных программ не нужно обладать невероятным интеллектом или ученой степенью в математических дисциплинах.
Умение писать программы — это такое же умение, как и умение, плавать, танцевать или жонглировать. Несмотря на то, что компьютеры кажутся очень сложными электронными машинами, практически любой может научиться создавать программы, не вдаваясь в подробности о том, как именно работает компьютер.
Рассмотрев дополнительную литературу, изучив особенности работы с одномерными массивами на языке программирования Free Pascal, мною был разработан реферат «Программирование в Паскале. Одномерные массивы».
Мною были рассмотрены такие вопросы как история языка программирования паскаль, структура и синтаксис программ, типы переменных на языке Free Pascal, операторы и циклы, а так же тип данных массив, способ задания массива, операции над массивами. Более пристальное внимание было отведено практической части, были рассмотрены различные задачи которые можно легко реализовать, используя одномерные массивы.
Самая большая проблема, с которой я столкнулся, в процессе выполнения работы заключалось в том, что язык программирования Free Pascal разработан относительно недавно и дополнительной литературы, а именно печатных источников, по нему разработано не много.
Проанализировав проделанную работу, считаю цель работы достигнутой, а поставленные задачи выполнены.
Информация о работе Программирование в Паскале. Одномерные массивы