Проектирование информационной базы данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Прогресс, достигнутый за последние несколько лет во всех аспектах вычислительной техники, включая теорию, технологию и приложения, привели к значительному расширению области применения компьютеров и росту числа их пользователей. Существенной частью современного общества являются разнообразные системы доступа и хранения информации, которые являются неотъемлемой составляющей современного научно-технического прогресса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1…………………………………………………………………………….5
1.1 Этапы проектирования базы данных……………………………………...5
1.2 Выделение информационных объектов…………………………………..7
1.3 Нормализация таблиц-отношений………………………………………….9
1.4 Функциональные зависимости……………………………………………..10
1.5 Ключ отношения…………………………………………………………….11
1.6 Описание предметной области……………………………………………..13
1.6.1Ограничения предметной области…………………………..……………14
Глава 2…………………………………………………………………………....16
2.1 Создание БД и построение ИЛМ ПО……………………………………....16
2.1.1 Связи между информационными объектами……………………………19
2.1.2 Графическое построение схемы ИЛМ…………………………………...20
2.1.3 Определение логической структуры базы данных……………………..22
Глава 3 Основные сведения о СУБД Access………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Код товара

Наименование товара

Ед. изм. товара

Цена за Ед. изм. товара

Нормативное значение

№ Склада

           
           

 

  1. Таблица - проекция. Сведения о планах выпуска продукции представим в таблице «План выпуска изделий» (табл.3), которая будет находиться в 1НФ, 2НФ 3НФ, так как только от № цеха и КТ будет зависеть № плана, Месяц выпуска и Количество.

Таблица 3

№ плана

№ цеха

Месяц выпуска

Код товара

Количество

         

 

  1. Таблица - проекция. Сведения о договорах представим в таблице «Договора» (табл.4), которая будет находиться в 1НФ, так как только от  № договора зависит Дата поставки.

Таблица 4

№ договора

Дата поставки

   

 

  1. Таблица - проекция. Сведения о заказанных товарах представим в таблице «Заказы» (табл.5), которая будет находиться в 1НФ,2НФ и 3НФ, так как только от № договора и КТ зависит Количество заказанного товара.

Таблица 5

№ договора

Код товара

Количество

     

 

  1. Таблица - проекция. Сведения о произведенном товаре представим в таблице «Цеховая накладная» (табл.6), которая будет находиться в 1НФ,2НФ и 3НФ, так как только от № цеховой накладной и № цеха зависит Дата выпуска товара.

Таблица 6

№ цеховой накладной

№ цеха

Дата выпуска товара

     

 

Таким образом, получили пять таблиц-отношений, другими словами Информационных объекта (ИО), которые будут нести всю информацию о документе «Анализ обеспеченности договоров планами выпуска  по цеху».

2.1.1 Связи между информационными объектами.

 

Определить тип связи  между двумя ИО можно, руководствуясь следующими правилами:

1) между ИО имеется  связь типа 1:1. если внешний ключ  является ключом (записи) в обоих ИО;

2) между ИО имеется связь типа 1 : М, если

- внешний ключ одного из ИО является его уникальным ключом (такой ИО находится на стороне - "один"), - внешний ключ другого ИО является частью его ключа или не является его ключом (описательный реквизит);

- такой ИО находится на стороне "много".

Каждая из введённых  связей характеризуется групповым отношением экземпляров объектов типа 1 : М ("один-ко-многим") или типа М:1 ("многие – к - одному)". В приведённых ниже схемах связи между ИО под обозначением типа связи указан идентификатор реквизита, по которому осуществляется связь. Под схемой приводится обоснование связи.

 

  1. Связь между ИО "Справочник товаров" и "План выпуска изделий цехами"

                                                       1 : М

              Справочник товаров           План выпуска изделий цехами


                                                         КТ       

 

  1. Связь между ИО " Справочник товаров" и " Заказы"

 

                                              1 : М

Справочник товаров           Заказы                                               КТ       


 

  1. Связь между ИО "Договоры" и "Заказы"

                                             1 : М

               Договоры          Заказы  


                                  № договора  

                

  1. Связь между ИО " Справочник цехов" и " План выпуска изделий цехами"

                                           1 : М

   Справочник цехов          План выпуска изделий цехами  


                                      № цеха                   

 

2.1.2 Графическое построение схемы ИЛМ

Информационно-логическая модель должна быть представлена в каноническом виде.

Для представления ИЛМ  и каноническом виде должны быть выполнены следующие правила.

1. Все связи информационных  объектов в канонической ИЛМ  должны быть только типа "1 : 1" и "1 : М".

2. Реквизитный состав  каждого информационного объекта  канонической ИЛМ должен отвечать требованиям третьей нормальной формы реляционной модели данных.

3. Все объекты при графическом способе представления ИЛМ распределяются в соответствии с их подчиненностью по уровням иерархии. Номер уровня иерархии определяется числом связей в наиболее длинном пути от вершины модели к объекту. Вершина модели образуется подмножеством объектов, которые не подчинены каким либо другим объектам, то есть не имеют входящих связей.


 

 

 

 

 

 

 

 

На рисунке представлена информационно-логическая модель (ИЛМ), отображённая в графическом виде в соответствии с выявленными связями.

Для определения требований по размещению ИО ПО в канонической форме определим индексы уровня для каждого ИО. Так как рассматриваемая модель содержит мало объектов, индекс уровня можно определить, подсчитав число связей в наибольшем по длине пути от верхнего уровня ИЛМ к данному объекту. На верхнем (нулевом) уровне размещены ИО, которые не подчинены каким-либо другим ИО (не имеют входящих связей) – Справочник цехов, Справочник товаров и Договоры. Па следующем (первом)  уровне размещены объекты, имеющие одну связь в пути от верхнего уровня ИЛМ - Цеховая накладная, а на втором уровне размещен ИО - План выпуска изделий цехами и Заказы, имеющие в каждом пути по две связи.

При построении канонической формы ИЛМ ПО, содержащей большое  количество ИО, для упорядочения объектов по уровням иерархии целесообразно использовать формализованный подход, основанный на использовании матрицы смежности - квадратной матрицы, количество строк (и столбцов) которой равно количеству ИО.

Графическое представление  ИЛМ обычно упрощают, приводя в  обозначении ИО только название самого ИО и ключей связи или даже оставив только название ИО. Это особенно удобно при наличии в ИЛМ большого количества ИО.

Представление ИЛМ с  распределением ИО по уровням иерархии даёт возможность проверять наличие петель в ИЛМ, которые недопустимы в реляционных СУБД и свидетельствуют о наличии ошибки, допущенной при построении ИЛМ.

2.1.3 Определение логической  структуры базы данных

 

Логическая структура РБД определяется совокупностью логически связанных реляционных таблиц. Логические связи соответствуют структурным связям между объектами в инфологической модели, каждый ИО в логической структуре отображается соответствующей реляционной таблицей. Связи между таблицами осуществляются посредством общих реквизитов (ключевых или неключевых). (см. приложение №2)

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

Основные сведения  о СУБД Access

 

Назначение  любой системы управления базами данных (СУБД) - создание, ведение и обработка баз данных. Как в текстовом редакторе можно подготовить много разных документов, так в СУБД Access можно создать много разных баз данных.

Система управления базами данных предоставляет значительные возможности по работе с хранящимися данными, их обработке и совместному использованию. Можно выбирать любые поля, форматы полей, сортировать данные, вычислять итоговые значения. Можно отбирать интересующие данные по какому-либо признаку, менять их, удалять, копировать в другие таблицы.

Можно производить  обмен данными между компонентами СУБД Access и другими приложениями Windows. Это могут быть рисунки, диаграммы  и т.д. Поддерживается экспорт и  импорт данных из текстовых файлов и электронных таблиц.

При коллективном использовании СУБД Access дает возможность защитить информацию так, что разные пользователи имеют разные права по просмотру или изменению информации: при этом предусмотрены средства обеспечения целостности данных.

Каждая база данных хранится на диске в виде файла с расширением .mdb (Access 2003), .accdb (Access 2007). При запуске СУБД Access появляется меню для работы с объектами базы данных.

Объекты базы данных

Таблицы. Основная информация хранится в таблицах. Таблица-совокупность записей. Столбцы в таблице называются полями, а строки - записями. Количество записей в таблице ограничивается емкостью жесткого диска. Допустимое количество полей - 255. Таблиц в базе данных может быть несколько. Сведения по разным вопросам следует хранить в разных таблицах. Для работы таблицу необходимо открыть. Перед окончанием работы ее следует закрыть, предварительно сохранив все изменения, произведенные в ходе работы.

С таблицами  можно работать в двух режимах - таблицы и конструктора. Переход из режима таблицы в режим конструктора таблицы и обратно производится щелчком по кнопке Вид, расположенной на панели инструментов. Ключевое поле - поле с уникальными записями. Таблицы связываются (дается указание на соответствие записей) по ключам; ключ может состоять из одного или из нескольких полей.

Все объекты  базы данных можно импортировать, т.е. копировать из других баз данных, а не вводить заново. Если таблицы были связаны в старой базе данных, то они таким же образом будут связаны и в новой.

В режиме таблицы  обычно просматривают, добавляют и  изменяют данные. Можно также добавлять или удалять столбцы таблицы, изменять внешний вид таблицы (ширину столбцов, их порядок, вид и цвет шрифта и т. д.). Можно проверить орфографию и напечатать табличные данные, фильтровать и сортировать записи. В режиме конструктора таблицы можно создать новую таблицу или изменить поля старой.

Формы. Форма представляет собой специальный формат экрана, используемый для разных целей, чаще всего для ввода данных в таблицу и просмотра одной записи. Формы позволяют вводить данные, корректировать их, добавлять и удалять записи. Можно создавать формы для работы одновременно с несколькими взаимосвязанными таблицами. Форма, использующая данные из нескольких таблиц, должна быть основана на запросе, включающем данные из этих таблиц.

С применением  форм можно представлять записи в  удобном для пользователя виде - в виде привычных документов: бланков, экзаменационных ведомостей и т.д. Формы ввода-вывода позволяют вводить данные в базу, просматривать их, изменять значения полей, добавлять и удалять записи.

Все элементы, добавляемые  в форму - поля, надписи, списки, переключатели, кнопки, линии - являются элементами управления. Способ создания элемента управления зависит от того, какой элемент создается: присоединенный, свободный или вычисляемый.

Запросы. Запрос - это инструмент для анализа, выбора и изменения данных. С помощью запросов можно просматривать, анализировать и изменять данные из нескольких таблиц. Запросы используются также в качестве источника данных для форм и отчетов.

С помощью Access могут  быть созданы несколько видов  запросов. Запрос на выборку выбирает данные из разных таблиц и других готовых запросов. Запрос-изменение изменяет или перемещает данные; к этому типу относятся Запрос на добавление, Запрос на удаление и Запрос на обновление. Запрос на создание таблицы сохраняет результаты выборки в отдельной таблице. Перекрёстные запросы предназначены для группирования данных и представления их в компактном виде. Запрос можно создать самостоятельно или воспользоваться Мастером запросов. Элементы выражения в запросах могут быть связаны операторами:

арифметическими: *, +, -, /, ^;

сравнения: <, <=, >, >=, =, <>;

логическими: And (И), Not (Нет), Оr (Или);

Like - для использования  логики замены в выражениях;

In - для определения,  содержится ли элемент данных  в списке значений;

Between...And - для  выбора значений из определенного  интервала.

Между условиями  в разных полях одного столбца выполняется логическая операция ИЛИ (Or). Она истинна, когда истинно хотя бы одно из входящих в список условий.

Между условиями  в разных полях одной строки выполняется  логическая операция И (And). Она истинна, когда истинны все входящие в список условия.

Отчеты. Отчет - это гибкое и эффективное средство для организации данных при выводе на печать и вместе с тем это способ вывода данных из базы на печать в том виде, в котором требуется пользователю, например, в виде справок об обучении, экзаменационных ведомостей, таблиц, объединенных каким-либо признаком, и др. С помощью отчета можно расположить информацию на листе в удобном для пользователя виде с различным оформлением. Можно разработать отчет самостоятельно с помощью Конструктора, использовать готовые варианты оформления (автоотчеты) или создать отчет с помощью Мастера.

Макросы и модули. Макросом называют набор из одной или более макрокоманд, выполняющих определенные операции, такие, как открытие форм или печать отчетов. Макросы могут быть полезны для автоматизации часто выполняемых задач. Например, при нажатии пользователем кнопки можно запустить макрос, который распечатает отчет.

Информация о работе Проектирование информационной базы данных