Проектирование информационной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:59, шпаргалка

Краткое описание

Под проектированием автоматизированных ЭИС понимается процесс разработки технической документации в соответствии с ГОСТом, связанный с организацией системы получения и преобразования исходной информации в результатную, т. е. с организацией автоматизированной информационной технологии. Проектирование ЭИС сводится к последовательной формализации проектных решений на различных стадиях жизненного цикла ЭИС: планирования и анализа требований, технического и рабочего проектирования, внедрения и эксплуатации ЭИС.

Вложенные файлы: 1 файл

Proektirovanie_informatsionnykh_sistem.docx

— 99.71 Кб (Скачать файл)

4. Эксплуатация: Эксплуатация проекта, Сопровождение проекта, Модернизация проекта. Кроме повседневного функционирования включает сопровождение программных средств и всего проекта, оперативное обслуживание и администрирование баз данных.

Состав проектной документации (ТЭО, ТЗ, ТП, РП)

ТЭО – документ предназначен для обоснования производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания АСУ.

Раздел "Характеристика объекта и существующей системы управления" должен содержать: характеристику объекта, производственно-хозяйственной деятельности, организации и производственной структуры объекта, существующей системы управления и ее структурных элементов с их функциями управления; оценку производственных потерь из-за недостатков в организации управления, характеристику готовности объекта к созданию АСУ.

Раздел "Цели, критерии и ограничения создания АСУ".

Раздел "Функции и задачи создаваемой АСУ" должен содержать: обоснование выбора автоматизированных функций и задач управления, требования к качественным хар-кам реализации функций и задач управления.

Раздел "Ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ" содержит:

источники эк. эф-ти от создания АСУ (повышение производительности труда); оценка ожидаемых изменений  показателей деятельности объекта (объёмам производства, себестоимость.), оценка ожидаемых затрат на создание АСУ, ожидаемые показатели эк. эф-ти.

Раздел "Выводы и предложения" должен содержать: выводы о необходимости создания АСУ;, предложения по совершенствованию организационной и функциональной структуры системы управления, методов управления, по подсистемам и видам обеспечения АСУ.

 

ТЗ – цель работ - определение требований заказчика к разрабатываемой системе.

Введение содержит: полное наименование АСУ; краткую характеристику области применения.

Основание для разработки содержит: документы; организации; тема разработки; сроки работ.

Общие положения включает: цели создания и критерии эффективности; описание функционального назначения создаваемой АСУ.

Основные  требования содержит: требования, характеристики предлагаемых форм; требования к инф-му., техническому, программному, эргономическому и др. видам обеспечения; требования к функциональным характеристикам; требования к надежности.

Материалы, используемые для разработки содержит: состав нормативно-технических документов; перечень документов с описанием рекомендуемых ТПР и ППП; перечень НИОКР.

Стадии  разработки и внедрения содержит: состав и содержание работ, сроки и объемы работ.

Технико-экономические  показатели содержит: технико-экономические показатели действующей системы управления и их проектные значения; годовой экономический эффект; коэффициент экономической эффективности затрат.

Организация работ и исполнители.

 

 

ТП – разрабатывается на основе утвержденного ТЗ. Гл. цель ТП – утверждение основных направлений действия АСУ, затрат, экономической эффективности, а также разр-ка инф., мат-го и технического обеспечения, поиск наиболее рациональных проектных решений. ТП АСУ оформляется в виде комплекса материалов, дающих полное представление о составе и функционировании АСУ.

Состав и содержание ТП.

Общесистемная документация сод-ит: список основных исполнителей; паспорт проекта; пояснительную записку (общая характеристика объекта управления, инфо, мат., тех. обеспечение).

Информационное  и математическое обеспечение содержит: пояснительную записку (алгоритм функционирования системы, обоснование выбора мат. обеспечения, описание кодов и макетов, форм документов); входные и выходные данные; постановки задач; алгоритмы (контроля и управления, контрольных задач).

Техническое обеспечение содержит: пояснительную записку (обоснование выбора тех. обеспечения, эксплуатационные расходы, техника безопасности); заявочные ведомости (на тех средства).

Утвержденный ТП является основанием для разработки рабочего проекта (РП).

 

РП Главная цель РП – разработать техническую документацию, необходимую для проведения работ по внедрению, отладке, сдаче и функционированию АСУ.

Состав  и содержание РП.

Общесистемная документация содержит: список основных исполнителей; пояснительную записку (общая часть, изменения по сравнению с ТП, характеристика видов обеспечения); должностные инструкции обслуживающего персонала; инструкции по эксплуатации АСУ; инструкции по регламентам работ. 

Информационное  обеспечение содержит: пояснительную записку (основные положения, коды и макеты, формы документов, технология функционирования АСУ); коды; инструкционные карты; инструкции оперативного персонала.

Техническое обеспечение (приводится вся рабочая документация необходимая для ведения монтажных и наладочных работ ) состоит из:

  • Общие материалы содержит: пояснительную записку (общие материалы, рекомендации по монтажу КТС АСУ); перечень типовых чертежей.
  • Заказные спецификации (заказные спецификации на КТС).
  • Задание заводу - изготовителю тех. средств (также содержит заказные спецификации).
  • Программное обеспечение (для каждой задачи) приводится вся документация по программированию каждой функциональной задачи. содержит: пояснительную записку (описание алгоритмов, расчет загрузки памяти, перечень общих программ, перечень специальных программ); руководство пользователю; образцы выходных отчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Проектирование  фактографических БД: анализ предметной области, разработка структуры и состава БД.

 

11. Состав, содержание  и принципы организации информационного  обеспечения ИС. Проектирование  логико-семиотического комплекса.

Информационное обеспечение (ИО) – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков и методология построения БД.

Информационное  обеспечение принято делить на:

  • системы показателей данной предметной области;
  • системы классификации (позволяет сгруппировать объекты и выделить классы);
  • системы кодирования (связаны с системой классификации)
  • системы документации:

Система документации – это совокупность взаимосвязанных форм документов, регулярно используемых в процессе управления экономическим объектом.

Унифицированная система документации (УСД) – это рационально организованный комплекс взаимосвязанных документов, который отвечает единым правилам и требования. 

  • потоки информации – варианты организации документооборота. Схемы информационных потоков – маршруты движения информации и ее объемы;
  • массивы информации (файлы), хранящиеся в машине и на машинных носителях.

В ходе проектирования ИО, выполняемого совместно с пользователями-экономистами, осуществляются следующие работы:

    • определяются состав показателей;
    • разрабатываются различные классификаторы и коды;
    • выявляется возможность применения унифицированной системы документации, проектируются формы новых первичных документов, приспособленных к требованиям машинной обработки;

К проектированию ИО компьютерных информационных систем можно приступить лишь после выработки походов  к построению АРМ и определения  функций пользователей. Наиболее сложным  становится ИО в случае организации  многоуровневых локальных вычислительных сетей ПЭВМ и распределённых АРМ, подключённых к центральной ЭВМ, в режимах работы сервера и  рабочих станций. Создание ИО в данном случае должно осуществляться для каждого  уровня обработки. Необходимо установить круг экономических задач, решаемых на каждом рабочем месте, формы обмена информацией между ними, схемы  документооборота, а также решить вопросы организации распределённого  банка данных. Организация ИО ведётся  параллельно с программным обеспечением и информационной технологией, ориентированной  на конечного пользователя.

Создание ИО осуществляется в ходе составления техно-рабочего проекта и предусматривает составление  инструкций пользователям:

• инструкции по подготовке документов к машинной обработке  и их кодированию;

• инструкции, по обработке  экономической задачи на ПЭВМ —  вводу программы, исправлению информационных массивов, вводу исходных данных, корректировке  информации, загрузке в базу данных, организации запросов, получению  выходных данных, организации обмена информацией с другими пользователями.

Любая ЭИС имеет дело с 2 видами информации (информация – это  сведения о лицах, объектах, процессах  явлениях, фактах, событиях независимо от формы их представления): внешней (о внешней среде) и внутренней. Для внешней информации характерна приблизительность, неточность (состояние рынков, налоговая политика, информация о конкурентах). Внутренняя информация возникает в самой системе управления.

Все виды информации, хранящиеся на своих  носителях, образуют информационную базу, на основе которой функционирует ЭИС.

Первичная информация зарождается  во внемашинной части.

Все документы, имеющие отношение  к ЭИС и файлы внутримашинной информационной базы можно разбить  на входную и результативную информацию. Входные документы - оперативные (отражают финансово-хозяйственную деятельность) и условно-постоянные (нормы и нормативы, справочные данные). Выходные документы и файлы - для конечного пользователя; - для использования самой системой; - временные или рабочие файлы.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА – это наука о з-номер-тях построения и использ-я форм обмена инфой в с-мах эк. упр-я. Задача эк. семиотики - упрощение и устран-е избыточности инфы в док-тации; разработка эфф-х форм обмена инфой м/ч-ком и машиной; формализация языка док-тов в связи с созданием автоматизир-х с-м хран-я и обраб-ки эк. инфы.

Объектом изуч-я эк. семиотики  явл-ся язык эк. упр-я как с-ма, реализующая  ф-цию обмена инфой, структурно состоящую  из нескольких в/связ-х ур-ней: 1) Уровня букв и элементарных знаков; 2) Уровня слов, чисел, классификационных шифров; 3) Уровня высказывания и уровня документов.

Анализ эк. сообщ-я (док-та, пок-ля, текста) м. производиться на каждом из ур-ней/паре ур-ней эк. языка. В одном из 3 семиотич-х  аспектов: синтаксич-м, семантич-м, прагматич-м.

Синтаксич-й  аспект рассмотрения предполаг. изуч-е эк. сообщений с т.зр. их возможного комбинир-я, сочетаемости, распределения как знаков языка.

Семантика - раздел семиотики, изуч-щий интерпретацию высказ-ий звук-ой с-мы, т.е. с-м конкр-х или  абстракт-х объектов (знаков), с каждым из к-рых сопоставлено некот-е знач-е.

Рассмотрение эк. сообщений  в семантич-м аспекте означает исслед-е закрепленных за каждым из них соответствующих значений (знаков).

Прагматич-й  аспект анализа инфы предполаг. оценку значимости каждого из языковых знаков применит-но к задачам, решаемым в с-ме, оценку ст-ти получ-я инфы, учет сведений о месте возник-ния, обработки, трудоемкости получ-я и путях следования сообщений.

По хар-теру решаем-х задач  эк. семиотика подраз-ся на аналит-ю, описат-ю, конструк-ю.

Аналитич-е направление связано с анализом эк. инфы в конкр-х эк. с-мах, в частности, сп-бом исчисления кол-ва инфы в эк. док-тах и текстах.

Представители описательного направления разрабатывают методы формал-го описания знаковых подс-м эк. языка: классиф-ров, комплексов показателей, док-тации, использ-я аппарата семиотики д/различения, типизации и сопоставления эк. объектов, явлений и их моделей.

Конструктивное направление связано с конструир-ем инф-х языков для АСУ, оптимизацией сущ-вующих форм эк. док-тов, проектированием док-тационных с-м.

 

  1. Информационная модель: концептуальное и логическое проектирование.

Концептуал-е проектир-е - процесс созд-я модели предметной области, не завис-ей от физ-х аспектов представл-я ее информации. Концептуал-е проектир-е - создание концептуал-го представл-я БД, включающее определение типов важнейших сущностей и сущ-ющих м/ними связей. Этот этап проектир-я применяется после словесного описания предм-й обл-ти. Концептуал-я модель д. вкл. такое формализов-ое описание предм-й обл-ти, к-рое легко будет читаться не только спец-ами по БД, и это описание д.б. настолько емким, чтобы опред-ть глубину и корректность проработки проекта БД, и оно не д.б. привязано к конкр-й СУБД.

Концептуал-е проектир-е  связано с попыткой представл-я  семантики предм-й обл-ти в модели БД. Реляц-я модель в силу своей  простоты и лаконичности не позволяет  отобразить семантику, т.е. смысл предм-й  обл-ти. Ранние теоретико-графовые модели в большей степени отображали семантику предм-й обл-ти. Они  в явном виде определяли иерархич-е  связи м/объектами предм-й обл-ти. В наст. время ER-модель стала одним из осн-х методов концептуал-го проектир-я БД. Концептуал-я модель предст-т объекты и их в/связи без указания сп-бов их физич-го хран-я. По существу – это модель предм-й обл-ти.

Концептуал-я модель строится на основе понятийного распред-я  ролей инфы (д-х) в отнош-ии к централ-у  ядру с-мы – объекту упр-я. Объект упр-я в свою очередь д. обладать всеми необходимыми ср-вами сбора, упорядочивания и формир-я различных видов  и типов инфы, обеспечивая при  этом поддержание целостности и  комплексности с-мы.

Информация о работе Проектирование информационной системы