Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа
П Для принятия эффективных решений в условиях динамичного развития рыночной экономики фотоцентру требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся ситуацию. Выбранная мной тема является актуальной на сегодняшний день, так как хорошее информационное обеспечение это не только залог успеха и конкурентоспособности фирмы, но и порой выступает как средство выживания в условиях жесткой конкуренции.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский
государственный
имени академика
М.Ф. Решетнёва»
Институт информатики и телекоммуникаций
Кафедра
информатики и вычислительной техники
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по курсу
«Проектирование
программных средств»
Пояснительная
записка
Тема:
«Проектирование информационной системы
центра
технического обслуживания фотоцентра»
Красноярск 2010 г.
Оглавление
Для принятия эффективных решений в условиях динамичного развития рыночной экономики фотоцентру требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся ситуацию. Выбранная мной тема является актуальной на сегодняшний день, так как хорошее информационное обеспечение это не только залог успеха и конкурентоспособности фирмы, но и порой выступает как средство выживания в условиях жесткой конкуренции.
Информационные технологии управления – это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом. Оно может рассматриваться не только в целом, охватывая все функции управления, но и по отдельным функциональным управленческим работам.
В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями фирмы осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи.
Задачи проектирования:
Цель данной работы - улучшение существующей системы обслуживания клиентов центра технического обслуживания (далее ЦТО) фотоцентра, устранение недостатков существующей системы посредством автоматизации.
Задачей проектирования функционального обеспечения является наглядное представление бизнес-процессов фирмы.
Проектируем функциональное обеспечение с помощью программы Bpwin 4.1.
Строим контекстную диаграмму (рис.1) и диаграмму декомпозиции (рис. 2), которые описывают существующию систему фотоцентра.
Рис. 1. Контекстная диаграмма фотоцентра
Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой. Далее описываются входы, выходы, управления, и механизмы контекстной диаграммы фотоцентра.
Вход «Фототехника для ремонта» – поступающая в центр технического обслуживания фототехника для дальнейшего ремонта.
Вход «Купленный товар» – поступающий на склад купленный товар.
Вход «Заказы клиентов» – заказ клиента в отделе продаж.
Вход «Обращение клиентов за консультацией» – Обращение клиентов за консультацией в отдел продаж.
Управление «Законы РФ» – законодательство Российской Федерации.
Управление «Инструкции» – различные инструкции, которыми руководствуется фотоцентр.
Механизм «Персонал» – персонал фотоцентра.
Механизм «ПО» – программное обеспечение фотоцентра.
Механизм «Вычислительная техника» – вычислительная техника фотоцентра.
Выход «Выписка квитанции» – квитанция, выписываемая ЦТО при выдаче товара.
Выход «Фототехника не подлежащая ремонту» – фототехника, продиагностированная в ЦТО, не подлежащая ремонту и выданная клиенту.
Выход «Отремонтированная фототехника» – фототехника, отремонтированная в ЦТО и выданная клиенту.
Выход «Проданный товар» – товар, выданный клиенту на складе.
Выход «Информация для клиента» – информация, которую получил клиент в процессе консультации.
Р
ис.2. Диаграмма
декомпозиции фотоцентра
Диаграмма декомпозиции – диаграмма, которую описывают каждый фрагмент и взаимодействие фрагментов.
С помощью диаграммы декомпозиции первого уровня покажем, из каких отделов состоит фотоцентр.
Администрация | Общее управление фотоцентром и его отделами. |
Деятельность отдела продаж | Консультирование клиентов, оформление заказов. |
Деятельность ЦТО | Ремонт и диагностика фототехники. |
Деятельность склада | Прием, хранение и выдача товара. |
Опишем
все стрелки на диаграмме декомпозиции.
Стрелки «Законы РФ»,«
Стрелки «Персонал» и «ПО» поступают на механизмы всех фрагментов диаграммы. Стрелки «Заказы клиентов» и «Обращение клиентов за консультацией» поступают на вход фрагмента «Деятельность отдела продаж».
Стрелка «Фототехника для ремонта» – на вход фрагмента «Деятельность ЦТО».
Стрелка «Купленный товар» – на вход фрагмента «Деятельность склада».
Связью по управлению «Административные команды» соединен фрагмент «Администрация» со всеми остальными фрагментами, которые, в свою очередь, соединены с «Администрацией» обратной связью по входу «Отчеты».
Из фрагмента «Деятельность отдела продаж» выходят стрелки «Информация для клиента» на выход системы и «Накладные» на вход «Деятельность склада».
Из фрагмента «Деятельность ЦТО» на выход системы идут стрелки «Выписка квитанции», «Фототехника не подлежащая ремонту» и «Отремонтированная фототехника».
Из фрагмента «Деятельность склада» на выход системы – стрелки «Проданный товар».
Строим
диаграмму декомпозиции IDEF0 для ЦТО
(рис. 3).
Р
ис. 3. Диаграмма
декомпозиции ЦТО
Диаграмма декомпозиции ЦТО состоит из пяти фрагментов: «Прием неисправной фототехники», «Диагностика неисправной фототехники», «Заказ запчастей», «Ремонт фототехники» и «Выписка квитанции за ремонт».
«Законы
РФ» и «Административные
На вход фрагмента «Прием неисправной фототехники» подаются «Заказы клиентов» и «Фототехника для ремонта». На выходе этого фрагмента – «Жалобы клиента» и «Фототехника», которые идут на вход фрагмента «Диагностика неисправной фототехники».
На
выходе фрагмента «Диагностика неисправной
фототехники»: «Список необходимых
запчастей», идущий на вход «Заказ запчастей»;
«Список неисправностей» и «
На
выходе фрагмента «Заказ запчастей»
– «Запчасти», поступающие на вход
фрагмента «Ремонт фототехники»
На выходе фрагмента «Ремонт фототехники» – «Отремонтированная фототехника», идущая на выход системы, и «Итоги ремонта» – на вход «Выписка квитанции за ремонт».
На выходе фрагмента «Выписка квитанции за ремонт» – «Отчеты» и «Выписка квитанции».
Диаграммы потоков данных (DFD) используются для описания документооборота и обработки информации. Диаграммы потоков данных показывают, как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные, и выявляют отношения между этими процессами.
Документы используются в трех фрагментах: «Прием неисправной фототехники», «Заказ запчастей» и «Выписка квитанции за ремонт».
Создаем DFD-диаграмму для фрагмента «Прием неисправной фототехники» (рис. 4.).
Внешние сущности: «Список клиентов» – соединена с процессом «Проверка и внесение клиента» и «Список фототехники» – с «Оформление заказа». Потоки работ: «Заказы клиентов» – на вход «Проверка и внесение клиента» и «Фототехника для ремонта» – на вход «Оформление заказа». Из процесса «Проверка и внесение клиента» на выход идет «Жалобы клиента», а из процесса «Оформление заказа» – «Фототехника».
Р
ис. 4. DFD-диаграмма
фрагмента «Прием неисправной фототехники»
Создаем DFD-диаграмму для фрагмента «Заказ запчастей» (рис. 5.).
рис. 5. DFD-диаграмма фрагмента «Заказ запчастей»
Внешняя
сущность: «Список запчастей» –
соединена с процессом «Заказ
запчастей для фототехники». На вход
этого процесса поступает поток
«Список необходимых запчастей»
Создаем DFD-диаграмму для фрагмента «Выписка квитанции за ремонт» (рис. 6.).
Внешние сущности: «Список фототехники», «Список заказов» и «Список запчастей» – соединены с процессом «Определение стоимости ремонта». На вход этого процесса поступают «Итоги ремонта», а на выходе – «Отчеты» и «Выписка квитанции».
Р ис. 5. DFD-диаграмма фрагмента «Выписка квитанции за ремонт»
Основным отличием модели «как есть» от модели «как будет» является использование в последней информационной базы данных.
На рисунках 6,7 представлены контекстная диаграмма, диаграмма декомпозиции для функциональной модели «как будет».
Рис. 6. Контекстная диаграмма «как будет» фотоцентра
Механизм «БД» – информационная база данных ЦТО.
Р ис.7. Диаграмма декомпозиции «как будет» фотоцентра
Стрелка «БД» поступает на механизм фрагмента «Деятельность ЦТО».
DFD-диаграмма ЦТО «как будет» представлена на рисунке 8.
Р
ис. 8. DFD-диаграмма
ЦТО «как будет»
Описание DFD-диаграммы ЦТО «как будет».
На
DFD-диаграмме представлено пять процессов:
«Прием фототехники», «Проверка клиента»,
«Заказ запчастей», «Оформление заказа»
и «Выдача фототехники». На вход процесса
«Прием фототехники» поступает «Фототехника
для ремонта», на вход «Проверка клиента»
– «Заказы клиентов».Процесс «Прием фототехники»
соединен с внешней сущностью «База фототехники».
Процесс «Проверка клиента» – с сущностью
«База клиентов». Процессы «Заказ запчастей»
и «Выдача фототехники» – с сущностью
«База запчастей». Процессы «Оформление
заказа» и «Выдача фототехники» – с сущностью
«База заказов». На выходе процесса «Выдача
фототехники» – «Квитанция», «Отремонтированная
фототехника», «Отчеты» и «Фототехника
не подлежащая ремонту».
Основными этапами, на которые разбивается процесс проектирования базы данных информационной системы, являются концептуальное, логическое и физическое проектирование.
Концептуальное проектирование - построение модели на основе информации, полученной при изучении анализируемой области независимо от ее реализации. Основой модели является определение типов важнейших сущностей и существующих между ними связей. По окончании данного этапа получаем концептуальную модель, инвариантную к структуре базы данных. Часто она представляется в виде модели "сущность-связь".
Логическое проектирование - преобразование требований к данным в структуры данных. На выходе получаем СУБД-ориентированную структуру базы данных и спецификации прикладных программ. На этом этапе часто моделируют базы данных применительно к различным СУБД и проводят сравнительный анализ моделей.
Физическое проектирование – создание описания конкретной реализации базы данных (с помощью выбранной СУБД): описание структуры хранения данных и методов доступа.
Для проектирования базы данных ЦТО используем CASE-средство Erwin.
Опишем все таблицы базы данных ЦТО.
Таблица 1. Атрибуты сущности "Клиент".
Номер клиента | Первичный ключ |
Фамилия | Фамилия клиента |
Имя | Имя клиента |
Отчество | Отчество клиента |
Телефон | Контактный телефон клиента |
Номер адреса | Внешний ключ к сущности «Адрес» |
Таблица 2. Атрибуты сущности "Адреса".
Номер адреса | Первичный ключ |
Страна | Страна проживания клиента |
Город | Город проживания клиента |
Улица | Улица проживания клиента |
Номер дома | Номер дома, в котором живет клиент |
Буква дома | Буква дома, в котором живет клиент |
Номер квартиры | Номер квратиры, в которой живет клиент |
Таблица 3. Атрибуты сущности "Заказы".
Номер заказа | Первичный ключ |
Номер клиента | Внешний ключ к сущности «Клиент» |
Номер статуса | Внешний ключ к сущности «Статус» |
Серийный номер | Внешний ключ к сущности «Фототехника» |
Дата приема | Дата приема фототехники в ремонт |
Таблица 4. Атрибуты сущности "Статус заказа".
Номер статуса | Первичный ключ |
Название | Название статуса |
Таблица 5. Атрибуты сущности "Фототехника".
Серийный номер | Первичный ключ. Серийный номер принимаемой в ремонт фототехники |
Комплектация | Комплектация фототехники |
Номер техники | Внешний ключ к сущности «Техника» |
Номер причины | Внешний ключ к сущности «Причины поломок» |
Гарайнтийный | Фототехника на гарантии или нет |
Таблица 6. Атрибуты сущности "Причины поломок".
Номер причины | Первичный ключ |
Причины | Описание причины поломки |
Информация | Дополнительная информация |
Таблица 7. Атрибуты сущности "Техника".
Номер техники | Первичный ключ |
Фирма | Фирма-производитель техники |
Модель | Модель техники |
Стоимость | Стоимость ремонта данной техники |
Таблица 8. Атрибуты сущности "Запчасти".
Номер запчасти | Первичный ключ |
Наименование | Наименование запчасти |
Стоимость | Стоимость запчасти |
Номер техники | Внешний ключ к сущности «Техника» |
Логическая модель базы данных изображена на рисунке 9.
Р ис. 9. Логическая модель базы данных ЦТО
Физическая модель базы данных построена для Access и изображена на рисунке 10.
Р
ис. 10. Физическая
модель базы данных ЦТО
Данную модель экспортируем в Ms Access 2000. На рис. 11 приведена схема данных БД.
Рис. 11. Схема
данных информационной баз из Access
Цель курсового проектирования состояла в улучшении существующей системы обслуживания клиентов ЦТО фотоцентра, устранении недостатков существующей системы посредством автоматизации.
Для достижения поставленной цели в ходе курсового проектирования были решены следующие задачи:
Таким
образом, в ходе курсового проектирование
были разработаны функциональное и
информационное обеспечения автоматизированной
системы центра технического обслуживания
фотоцентра, использование которой позволяет
улучшить процесс сбора и обработки информации
по заказам, рассматриваемый в данной
работе, следовательно цели проектирования
достигнуты.
1. Д. Кренке Теория и практика построения баз данных / Д. Кренке – Спб.:Питер, 2003 – 800 с.
2. Ф. Д. Ролланд основные концепции баз данных / Ф. Д. Ролланд – Спб.:Питер, 2002 – 256 с.