Психологические последствия применения информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:17, реферат

Краткое описание

Существуют различные ситуации, обусловливающие воздействие ИКТ на психику обучающегося. Это, конечно, и непосредственное взаимодействие с той или иной информационной технологией в рамках учебно-познавательной деятельности. Сами педагоги и обучающиеся, взаимодействующие с ИКТ, распространяют их влияние все дальше и дальше. Всем известно и широкое распространение компьютерных игр и специальных аттракционов, основанных на технологии виртуальной реальности. Даже те, кто напрямую не соприкасается с компьютерами, тоже являются их косвенными пользователями, например, смотря анимационные фильмы, пользуясь кредитными карточками и т.д.

Содержание

Введение.
Влияние ИКТ на психологию личности обучаемого.
Скрытый вред телевизионного экрана.
Психологические аспекты рекламы.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат информатика.docx

— 845.95 Кб (Скачать файл)

ГБОУ ВПО Волгоградский  государственный медицинский университет  Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра математики и информатики

 

 

Реферат по дисциплине: современные информационные технологии

«Психологические последствия применения информационных технологий»


 

Выполнила: Маврина Дарья  Александровна,

студентка факультета социальной работы

и клинической психологии 101 группы.

Проверил: Яицкий Юрий Анатольевич  – 

преподаватель кафедры математики и 

информатики.

 

 

 

 

Волгоград 2012 г.

Содержание:

  1. Введение.
  2. Влияние ИКТ на психологию личности обучаемого.
  3. Скрытый вред телевизионного экрана.
  4. Психологические аспекты рекламы.
  5. Заключение.
  6. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

  1. Введение.

 

Информационно-коммуникационные технологии, активно использующиеся в современном обществе, оказывают определенное влияние не только на личностные способности человека, но и его психологическое состояние, его поведение и мировоззрение.

Это объясняется тем, что наше мировосприятие в основном обусловлено и ограничено теми средствами, которые мы используем в разных видах своей деятельности. В ходе обучения на основе ИКТ человек  с помощью новых средств осваивает  новые категории, дающие новые представления  о картине мира, что впоследствии будет сказываться в других, не только учебных сферах его деятельности.

Существуют различные ситуации, обусловливающие воздействие ИКТ  на психику обучающегося. Это, конечно, и непосредственное взаимодействие с той или иной информационной технологией в рамках учебно-познавательной деятельности. Сами педагоги и обучающиеся, взаимодействующие с ИКТ, распространяют их влияние все дальше и дальше. Всем известно и широкое распространение компьютерных игр и специальных аттракционов, основанных на технологии виртуальной реальности. Даже те, кто напрямую не соприкасается с компьютерами, тоже являются их косвенными пользователями, например, смотря анимационные фильмы, пользуясь кредитными карточками и т.д.

 

  1. Влияние ИКТ на психологию личности обучаемого.

 

Влияние ИКТ на личность обучаемого может быть выражено в большей  или меньшей степени: от локального, касающегося ограниченного круга  психических явлений (например, использование  компьютерного сленга), до глобальных, свидетельствующих об изменении  личности в целом (сленг-зависимость, синдром хакера). Вопросы о глобальных изменений личности в полной мере еще не изучены, становится понятной необходимость участия педагогов, психологов в экспертизе разрабатываемых проектов по внедрению ИКТ.

Использование в учебном процессе в качестве средств общения Интернет. При работе в сети Интернет отмечается повышение активности обучающихся, возрастает их самостоятельность, что  вызвано наличием огромного количества информации, появляется раскрепощенность в общении, преодолеваются стереотипы авторитарного стиля взаимодействия педагога и ученика. Однако не следует забывать и об отрицательных последствиях: интенсивное интеллектуальное и творческое развитие не гарантирует того, что обучающийся успешно адаптируется к запросам и требованиям социальной среды. Реальной остается и Интернет - зависимость, которой могут подвергнуться обучающиеся самых разных возрастов. Психологические последствия этого явления - социальная изоляция (частичный или полный отказ от общения с другими людьми, замкнутость в общении, замена реальных друзей виртуальными, ослабление эмоциональных реакций, существенное сужение сферы интересов, озлобленность). И тогда это перерастает в серьезную проблему, где обязательно требуется помощь психолога.

Таким образом, последствия применения ИКТ в образовании могут быть как позитивными, так и негативными, поэтому, оценивая результат и эффективность их внедрения в учебный процесс, нужно подходить с разных сторон. Проектируя использование ИКТ, педагог должен проанализировать те возможные прямые и косвенные воздействия на личность обучаемого, которые и будут определять развитие всех его способностей.

 

 

  1. Скрытый вред телевизионного экрана.

 

Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в  жизнь наших детей. Компьютер, телевизор  прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни.

По данным ЮНЕСКО, 93% современных  детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов  в неделю, т. е. около 4 часов в день, что намного превосходит время  общения со взрослыми. Это "безобидное" занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. Однако это "безобидное" и "безопасное" занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. Телевизор все больше заменяет семейное общение, чтение книг, мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки, беседы и разговоры с отцом.

Если взрослые или подростки  вполне способны критично оценивать  то, что им предлагается посмотреть, и могут переключить канал, а  то и вовсе выключить телевизор, то малыши смотрят все подряд. Причем они не просто смотрят телевизионную  продукцию, а впитывают и усваивают  ее. Телевоздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все то, что они получают от взрослых, - игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные программы.

В настоящее время, когда  подрастает первое поколение "экранных детей", эти последствия становятся все более очевидными.

Первое из них - отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире.

Однако причем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком - взрослый или герой мультфильма?

Разница огромная. Речь - это  не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

Однако внешняя разговорная речь - лишь вершина айсберга, за которой  скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь - это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением; это средство осознания своих переживаний, своего поведения и осознания себя в целом. Во внутренней речи совершается все, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления, мы всегда ведем внутренний диалог с собой. Именно диалог с собой дает ту внутреннюю форму, которая может удерживать любое содержание и обеспечивает человеку устойчивость и независимость. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит, и внутренней жизни) нет, человек остается крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате - внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей.

В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни - "дефицит концентрации". Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении детей и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются на что-то другое, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Многим детям  стало трудно воспринимать информацию на слух - они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине детям с дефицитом внимания трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, а в результате не понимают текста в целом, им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Еще один факт, который отмечают многие педагоги, - это резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается и на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

Но, пожалуй, самое явное  свидетельство нарастания этой внутренней пустоты - повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, сегодня резко возросло. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий. Подростки бьют (а иногда и убивают) друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой-то цели, а "просто так", потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

И, конечно же, бич нашего времени - наркотики. Все больше российских детей и подростков уже имеют опыт наркомании, причем это число катастрофически нарастает. Уход в наркотики - яркое свидетельство внутренней пустоты, невозможности обрести смыслы и ценности в реальном мире или в себе. Отсутствие жизненных ориентиров, внутренняя неустойчивость и пустота требуют своего наполнения - новой искусственной стимуляции, новых "таблеток счастья".

Так неужели всему виной  телевизор? Да, если речь идет о маленьком  ребенке, не готовом адекватно воспринимать льющуюся с экрана информацию. Когда  домашний экран поглощает все  силы и внимание малыша, когда телевизор  подменяет для маленького ребенка  игру, активные действия и общение  с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее, влияние на становление  психики и личности растущего  человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться  значительно позже в самых  неожиданных областях.

 

 

 

  1. Психологические аспекты рекламы.

 

Цели рекламы заключаются в воздействии на происходящее в сознании людей. Воздействие на наши знания, чувства.

Насущные проблемы рекламного бизнеса, его материальная поддержка способствуют активным исследованиям в области  психологии. Взаимосвязь эта настолько  тесная, что примерно в 1960-е гг. стало  выделяться такое направление экономической  психологии, как психология рекламы. В последние десятилетия она получила бурное развитие и приобрела статус самостоятельной прикладной социально-психологической науки.

Обычно выделяют такие основные уровни психологического воздействия рекламы:

  • когнитивный (познавательный аспект, передача информации, сообщения);
  • аффективный (эмоциональный аспект, формирование отношения);
  • суггестивный (внушение):
  • конативный (определение поведения, бихевиористская стадия).

 

Сущность когнитивного воздействия состоит в передаче определенного объема информации, совокупности данных о товаре; факторов, характеризующих его качество и т.п.

Целью аффективного воздействия является превращение массива передаваемой информации в систему установок, мотивов и принципов получателя обращения. Инструментами формирования отношения являются частое повторение одних и тех же аргументов, приведение логических доказательств сказанного, формирование благоприятных ассоциаций и т.д.

Внушение предполагает использование как осознаваемых психологических элементов, так и элементов бессознательного. Это связано с тем, что определенная часть рекламного послания может усваиваться адресатом, минуя сферу активного мышления. Результатом внушения может быть убежденность, получаемая без логических доказательств.

Информация о работе Психологические последствия применения информационных технологий