Путь к компьютерному обществу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:53, реферат

Краткое описание

Цель моей реферативной работы – исследовать путь к компьютерному обществу.Задачи:
- дать полное определение понятию компьютерное общество;
- проанализировать переход общества к компьютерному обществу;
- сделать выводы по проделанной работе.

Содержание

Введение. 3
Глава 1.Возникновение компьютеризации на основе развития информационного общества 5
1.1.Понятие компьютеризации. 5
1.2.Процесс перехода к информационному обществу. 7
Глава 2. Воздействие компьютеризации на человека и сферу его жизнедеятельности 10
Заключение. 15
Список использованных источников. 16

Вложенные файлы: 1 файл

путь к компьютерному обществу.docx

— 34.24 Кб (Скачать файл)

При этом предлагаются различные пути ликвидации этих опасных  тенденций. Одни предлагают создать гуманно-компьютизированное общество, где могут существовать разумные связи между людьми и информационными машинами.

Среди положительных  моментов компьютеризации можно  выделить некоторые наиболее общие:

-применение информационных  технологий в различных областях  деятельности человека (архитектуре  и строительстве, искусстве, образовании  и т. д.);

-автоматизацию  рутинных процессов, что приводит  к облегчению условий труда,  увеличению свободного времени;

-обеспечение  доступа к информации, получение  её в режиме реального времени  и возможности быстрой её обработки;

-расширение возможностей  общения;

-обеспечение доступа к произведениям искусства  и приобщения к достижениям национальных культур.

Определённое  положительное воздействие компьютеризации  на человека проявляется в развитии способности точно формулировать  свои мысли, быстроте, гибкости и реактивности мышления, умении определять цель своих  действий и находить способы её достижения.

Компьютеризация, освобождая пользователя от рутинной работы, создает простор для развития его творческих способностей, требует  от человека отказа от вредных привычек, роста профессиональных знаний, нравственных качеств, общей культуры, умения точно  сформулировать свои мысли. Все эти  обстоятельства накладывают своеобразный отпечаток на характер человека. Его  труд становится более ответственным, интеллектуально насыщенным, он утрачивает вынужденный характер и становится свободным проявлением способностей индивида, приобретает форму самодеятельности.

А также что  не менее важно компьютеры развивают  способность к самообучению, учат находить оптимальный вариант решения  возникшей задачи. Постепенно формируется  культура диалога общения человека с машиной, в ходе которого происходит обмен информацией между машиной  и пользователем, проводимый с помощью  интерактивного терминала и по определенным правилам.

Вместе с тем  следует отметить и отрицательные  стороны процесса информатизации, к  которым можно отнести утверждение  в общественном сознании технократического  стиля мышления; формализацию знаний, превращению их в информацию.

Общаясь с компьютером, человек вынужден приспосабливаться  к его жесткому, логически-организованному  языку, что оказывает существенное влияние на естественный язык человеческого  общения, лишая его эмоциональной  окраски. При этом ослабляется образное мышление, человек становится более прагматичным. Чрезмерное увлечение компьютером может привести к уходу от реальной действительности, от живого общения, отказу от творчества, активных форм проведения досуга. Пассивное потребление информации по компьютеру, телевидению, аудио, радио, телефону все больше вытесняет активные формы досуга, творчества, познания, формирует жесткость мышления. Сужение персонального пространства, отчуждение от живой природы вызывает невольное стремление к упрощению картины мира, боязнь принятия решений, страх ответственности.

Следует более  подробно учесть, описанное выше, воздействие, которое оказывает информационная техника на сам процесс человеческого  мышления. Сложившаяся в процессе эволюции человека гармония рационального  и эмоционального по мере информатизации труда, когда нагружается в основном левое полушарие, постепенно утрачивается. Это приводит к технократичности мышления, которое в духовных ценностях  на первый план выпячивают критерии рациональности, эффективности, целесообразности в  ущерб идеалам добра и красоты. Созерцательность рафинированного  естественнонаучного подхода сменяется  искусственно-техническим, информационным подходом. В этом случае в поле внимания человека прежде всего попадают не привычные для него вещественно-энергетические характеристики, а информация, данная в виде символов и человек общается с машиной (а она выступает  как объективная реальность) на искусственном  языке. Человек символизирует себя в информационной технологии, компьютер  выступает системой, символически изоморфной человеку. Человек становится все  более прагматичным и все менее  эмоциональным, он устремлен в погоню за информацией, материальными ценностями. Это создает состояние душевного  дискомфорта, потерю индивидуальности и снижение общекультурного уровня личности.

Компьютеры очень  логичны и заставляют людей совершенствовать стиль мышления на высоком уровне абстракции – алгебраической. Эмоционально окрашенное геометрическое мышление подавляется.

Психологи утверждают, что в развитых странах эйдетизм, т.е. способность памяти сохранять  яркие образы предметов, исчезает. Притупляются особенности естественного языка  – его многозначности, метафоричности. Алгоритмический язык компьютеров  приучает человека к метафизическому  мышлению, усилению значимости его  формально-логической стороны взамен диалектической. Принижается интуиция человека, его мышление делается инструментальным, способность к творчеству не принимается  в расчет. Наблюдаются факты разобщающего воздействия компьютеров на коллектив, выделение «компьютерной элиты», происходит потеря каких-то полезных навыков, «тайны профессии» и мастерства, которые  накапливались веками.

Следовательно, с одной стороны можно выделить положительные факторы влияния информатизации на человека: увеличение знаний, расширение возможности общения, развитие склонности к интеллектуальному труду, воспитание точности и аккуратности мышления.

В то же время  возникают негативные последствия информатизации, и актуализируется проблема информационной безопасности личности и общества. Страх перед все усложняющейся вычислительной техникой (компьютерофобия), электромагнитное облучение и повышение утомляемости людей при работе на компьютере, компьютерные вирусы, дегуманизация и милитаризация процесса информатизации, манипулирование общественным сознанием, изоляционные тенденции в поведении людей и ослабление общественных и семейных связей, компьютерное одиночество, формирование новых духовно-культурных ориентиров, психические расстройства, попытка заменить реальный мир виртуальной реальностью - все это реалии сегодняшнего дня.

Надо учитывать, что сейчас объем продуцируемой обществом информации удваивается практически ежегодно и поэтому возможности человека к адаптации быстро возрастающим информационным нагрузкам уменьшаются. Таким образом, процесс компьютеризации современной культуры, являясь многофакторным и противоречивым, в первую очередь предполагает развитие человека.

 

Заключение.

Войти в XXI век  образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в  большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной  ориентации в информационных потоках  современный специалист любого профиля  должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью  компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи.

Об информации начинают говорить как о стратегическом курсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства. Информатизация обеспечивает переход общества от индустриального типа развития к информационному.

Из-за такого широкого внедрения информационных технологий возникает вопрос, какое влияние оказывает компьютеризация на социальное развитие общества. В данном реферате были рассмотрены отрицательные и положительные стороны воздействия компьютеризации и таким образом, можно сделать вывод, что воздействие компьютеризации носит противоречивый характер, так как без применения компьютеров, информационных технологий нельзя представить себе жизнедеятельность современного человека, но также компьютер меняет общество, культуру человека и часто в отрицательную сторону.

Но, несмотря на все противоречия, компьютер-это показатель степени развития общества. В современном информационном обществе без применения компьютеров тяжело представить любую деятельность. Человек, пытаясь облегчить свой труд, будет совершенствовать компьютер и поэтому компьютеризация примет еще большие масштабы.

 

Список использованных источников.

  1. Блюменау  Д.И. Информация и  информационный сервис. - М.:Наука,2003;
  2. Урсул А.Д. Информатизация общества. - М.:2010;

3. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. - М.:Инфра-М,2009;

4. Кушниренко А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. - М.: Просвещение,2004

5. Бауэр Ф.Л. Информатика. - М.:Мир,2011;

6. Словарь современных компьютерных терминов;

7. Г.В.Емельянов, А.А.Стрельцов. Основные проблемы обеспечения безопасности информационного общества. Распределенная конференция "Технологии информационного общества 98 - Россия. http://www.iis.ru;

8. Г.Б.Жданов. Плюсы и минусы тотальной компьютеризации. "Высокие технологи и современная цивилизация". Материалы конференции, м., 2008;

9. Н.А.Носов. Виртуальные и компьютерные технологии и культура. "Высокие технологии и современная цивилизация". Материалы конференции. М., 2007.

 


Информация о работе Путь к компьютерному обществу