Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 10:13, курсовая работа
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить основные возможности Microsoft Access;
- получить и обработать необходимую информацию по разрабатываемой базе данных;
- на основе полученных знаний преступить к разработке базы данных.
Введение................................................................................................................3
1 Описание предметной области..........................................................................5
2 Проектирование базы данных..........................................................................7
2.1 Инфологическое проектирование.........................................................7
2.2 Даталогическое проектирование..........................................................12
3 Программное обеспечение...............................................................................17
3.1 Разработка функциональной структуры............................................17
3.2 Разработка форм.....................................................................................18
3.3 Формирование запросов и отчетов....................................................21
Заключение..........................................................................................................25
Список используемых источников....................................................................26
Приложение А.......................................................................................................27
Приложение В.....................................................................................................28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1 Описание предметной области...
2 Проектирование базы данных....
2.1 Инфологическое проектирование.
2.2 Даталогическое проектирование................
3 Программное обеспечение.......
3.1 Разработка функциональной
3.2 Разработка форм...............
3.3 Формирование запросов и
Заключение....................
Список используемых источников....................
Приложение А..................
Приложение В..................
Туристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. Сегодня туризм носит массовый характер, и по прогнозам, число путешествующих с каждым годом будет значительно возрастать. Как следствие - растет число туроператоров, строятся новые отели, предприятия общественного питания, значительно поток информации, связанный с оказанием туристических услуг.
Современное развитие компьютерной техники помогает справляться с этими огромными объемами информации. Компьютер позволяет перейти на безбумажную технологию хранения, обмена и обработки информации. Базы данных (БД) позволяют упорядочить многообразие необходимой информации и организовать к ней доступ в удобном виде.
В
настоящее время информационные
технологии играют далеко не последнюю
роль практически во всех сферах деятельности
человека. Туризм - не исключение. Он буквально
построен на информации. Создание тура
происходит на основе информации, клиент
принимает решение о его
Туризм в России - одно из самых перспективных направлений. При наличии необходимых ресурсов, для достижения желаемого результата не хватает качественной информационной грамотности. Однако, уже имеются готовые решения этой проблемы, важно научиться применять их на практике. Используя современные информационные технологии, фирма обеспечивает себе надежную и стабильную работу, а соответственно - успешное будущее
Разработка БД, как правило, выполняется для определенной предметной области. Чтобы учесть все ее особенности, проводится изучение предметной области и разрабатывается ее формализованное описание. Затем проводится инфологическое моделирование. Исходя из полученных результатов производится даталогическое проектирование. Затем производится разработка и генерация форм, запросов и отчетов.
Предметом данной курсовой работы является разработка базы данных для туристического агентства.
Объектом является туристическое агентство.
Целью курсового проекта является разработка базы данных для автоматизации работы с данными с применением СУБД Access 2010.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить основные возможности Microsoft Access;
- получить
и обработать необходимую
- на
основе полученных знаний
Для решения поставленных задач в данном курсовом проекте рассмотрены основные понятия баз данных: структура простейшей базы данных, компоненты базы данных Microsoft Access. Представлен электронный вариант базы данных «Туристическое агентство», в которой хранятся данные о клиентах, которые хотят поехать отдыхать.
Курсовой проект состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Туристическая компания занимается организацией туристического отдыха не только за рубежом, но и на территории России. Каждому клиенту, приходящему в офис, предлагается большой выбор разнообразных туров. Для каждого тура имеется собственное описание, которое включает в себя:
- список гостиниц, в которых может остановиться клиент;
- список номеров разных категорий в этих гостиницах;
- список вариантов питания, предоставляемых в гостиницах;
- список дополнительных услуг (фитнес, катамараны и т.д.).
Менеджер туристической компании при выборе клиентом тура производит расчет оплаты с учетом пожеланий клиента. При выполнении такого расчета вручную затрачивалось слишком много времени, так как менеджеру приходилось делать выборку из нескольких прайс-листов отелей. Если окончательная стоимость тура не устраивала клиента, или он хотел изменить его параметры – понизить или повысить классность отеля, изменить питание или включить в список дополнительные услуги – то менеджеру приходилось начитать процесс расчета сначала.
Достаточно часто клиенты обращались с просьбой подобрать «горящий» тур с минимальной оплатой или тур какого-то конкретного типа – автобусный, горнолыжный, лечебный и т.д. Выполнить такой поиск по бумажным документам было достаточно сложно.
По окончанию выбора клиент оформляет заказ, в котором указывается выбранный тур, дата его начала и окончания, количество взрослых и детских мест. После этого клиент производит оплату. В заказе фиксируется дата оплаты и ее сумма.
Руководству компании важно знать, какие из предлагаемых пользуются спросом, а какие – остаются невостребованными, а так же какие и сколько туров были заказаны за определенный период работы, а какие оплачены. Такая выборка также выполнялась менеджером вручную, с применением программы Excel.
Существующая технология выбора и расчета тура обладает рядом недостатков:
- низкая производительность труда;
- низкая оперативность;
- несовершенство организации сбора и регистрации информации;
- многократный ввод и дублирование данных;
- высокая трудоемкость составления итоговых и аналитических отчетов;
- низкая достоверность оценки эффективности работы менеджеров и турфирмы в целом.
Следствием этого являются претензии клиентов к работе туристической компании, что негативно отражается как на ритме работы персонала, так и на рабочем микроклимате.
В связи с перечисленными выше недостатками базовой технологии обработки информации возникла необходимость в автоматизации комплекса задач, выполняемых менеджерами организации, и разработке базы данных туристической компании, которая позволит:
- вести оперативную обработку данных;
- проводить анализ по заказам и продажам туров;
- получать отчет на любой стадии ведения учета;
- организовать выдачу результатов в удобной форме.
Таким образом, автоматизация работы менеджеров организации по поиску и формированию заказов клиентов на туристические поездки позволит значительно упростить и ускорить оформления заказа, формирование отчетных документов и хранение информации.
Сущность – любой различимый объект, информацию о котором необходимо хранить в базе данных. Понятие тип сущности относится к набору однородных личностей, предметов, событий или идей, выступающих как целое. Экземпляр сущности относится к конкретной вещи в наборе. Например, типом сущности может быть ГОРОД, а экземпляром – Москва, Киев и т.д.
Для построения инфологической модели выделим основные сущности предметной области и рассмотрим существующие между ними связи. [1]
Сущность СТРАНА предназначена для хранения данных о странах, в которых располагаются отели или проводятся туры.
Сущность «ГОРОД» хранит данные о городах, в которых находятся отели.
Сущность
«ОТЕЛЬ» предназначена для
Сущность «НОМЕРНОЙ ФОНД» хранит данные о номерном фонде отеля.
Сущность «ТИП НОМЕРА» предназначения для хранения информации о типах номеров в номерных фондах отелей.
Сущность «КАТЕГОРЯ ОТЕЛЯ» хранит данные данных о категории, к которой принадлежит отель.
Сущность «ПИТАНИЕ» хранит данные о категориях питания, которые предоставляет отель.
Сущность «ТИП ПИТАНИЯ» предназначения для хранения информации о типах питания в отелях.
Сущность
«ТУР» предназначена для
Сущность «СТАТУС ТУРА» предназначена для хранения данных о текущем статусе тура.
Сущность «ТИП ТУРА» предназначена для хранения данных о типе тура.
Сущность «СПИСОК ОТЕЛЕЙ ТУРА» предназначена для хранения информации о списке отелей для данного тура.
Сущность
«СПИСОК СЕРВИСОВ»
Сущность «ВИД ДОП. УСЛУГ» предназначена для хранения информации о списке дополнительных услуг, предоставляемых в данном туре.
Сущность «КЛИЕНТ» предназначена для хранения данных о клиенте агентства.
Сущность
«ЗАКАЗ» предназначена для
Сущность «ЗАКАЗАННЫЕ СЕРВИСЫ» предназначена для хранения информации о списке сервисов, заказанных клиентом в туре.
Диаграмма уровня сущностей представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – ER-диаграмма уровня сущностей
Связь
– ассоциирование двух или более
сущностей. Если бы назначением базы
данных было только хранение отдельных,
не связанных между собой данных,
то ее структура могла бы быть очень
простой. Однако одно из основных требований
к организации базы данных – это
обеспечение возможности
- 1:1 («один-к-одному») – одиночный экземпляр сущности одного типа связан с одиночным экземпляром сущности другого типа;
- 1:N («один-ко-многим») – одиночный экземпляр одной сущности связан с множество экземпляров сущности другого типа;
- N:M («многие-ко-многим») – множество экземпляров одной сущности связано с множество экземпляров сущности другого типа.
Рассмотрим связи между сущностями нашей модели (см. таблицу 2.1).
Таблица 2.1 - Описание связей
Связь |
Тип |
Пояснение |
1 |
2 |
3 |
СТРАНА – ТУР |
1: N |
В каждой стране может проводиться один или несколько туров |
СТРАНА – ГОРОД |
1: N |
В каждой стране может находиться один или несколько городов, но каждый город находится только в одной стране |
ГОРОД – ОТЕЛЬ |
1: N |
В каждом городе может быть один или несколько отелей |
КАТЕГОРИЯ ОТЕЛЯ – ОТЕЛЬ |
1:N |
К каждой категории отеля может принадлежать один или несколько отелей, но каждый отель может относиться только к одной категории |
Продолжение таблицы 2.1 | ||
1 |
2 |
3 |
ОТЕЛЬ – НОМЕРНОЙ ФОНД |
1:N |
Каждый отель имеет один или несколько номеров, которые составляют номерной фонд |
ТИП НОМЕРА – НОМЕРНОЙ ФОНД |
1:N |
К типу номера может относится один или несколько номеров, но каждый номер отеля принадлежит одному типу номера |
ОТЕЛЬ – ПИТАНИЕ |
1:N |
Каждый отель имеет один или несколько вариантов питания |
ТИП ПИТАНИЯ – ПИТАНИЕ |
1:N |
К типу питания может относится один или несколько вариантов питания |
КЛИЕНТ – ЗАКАЗ |
1: N |
Каждый клиент может сделать один или несколько заказов, но каждый заказ относится к одному клиенту |
ТУР – ЗАКАЗ |
1:1 |
Каждый заказ включает только 1 один вид тура |
ТИП ТУРА – ТУР |
1:N |
К типу тура может относится один или несколько туров, но каждый тур может быть только одного типа |
СТАТУС ТУРА – ТУР |
1:N |
К статусу тура может относится один или несколько туров, но каждый тур может иметь только один статус |
ТУР – СПИСОК ОТЕЛЕЙ |
1:N |
Каждый тур включает один или несколько отелей |
ТУР – СПИСОК СЕРВИСОВ |
1:N |
Каждый тур включает один или несколько сервисов |
ВИД ДОП,УСЛУГ – СПИСОК СЕРВИСОВ |
1:N |
Каждый сервис характеризуется видом дополнительной услуги |
ЗАКАЗ – ЗАКАЗАННЫЕ СЕРВИСЫ |
1:N |
Каждый заказ включает один или несколько заказанных сервисов |