Разработка информационно-справочной системы «Овощная база»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:22, курсовая работа

Краткое описание

На данном этапе человеческого развития, происходит бурное развитие информационных технологий. Системы управления базами данных представляют одну из важнейших составляющих современных разработок в области построения информационно-справочных систем.
Цель данной курсовой работы – углубление знаний в области проектирования баз данных, а также, получение практических навыков их разработки.
Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
– разработать и проанализировать модель предметной области;
– построить объекты базы данных «Овощная база»: таблицы, формы, запросы и отчёты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Описание предметной области
1.2 Проектирование схемы данных
1.3 Установление ключевых полей
1.4 Установление связей между таблицами
РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ БАЗЫ ДАННЫХ «ОВОЩНАЯ БАЗА»
2.1 Разработка таблиц
2.2 Создание запросов
2.3 Создание форм
2.4 Создание отчетов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 285.48 Кб (Скачать файл)

 

Одним из важных понятий, необходимых  для построения оптимальной структуры  реляционной базы данных, является понятие ключа, или ключевого  поля.

В каждой таблице БД должно быть определено ключевое поле. Этот, так  называемый первичный ключ, обеспечивает уникальность записей в таблице, препятствуя вводу повторяющихся  данных. С помощью ключа СУБД обеспечивает быстрый поиск требуемых данных, их хранение и обработка.

Предлагается для всех выбранных сущностей использовать простые первичные ключи.

Сущность Склады определяется ключом Код склада.

Сущность Товары имеет ключевое поле Код товара.

Сущность Клиенты, ее ключевое поле Код клиента.

Код бригады – ключ сущности Бригады (указывается № бригады: Бригада № 1, Бригада № 2, Бригада № 3). Сущность Заказы определяется ключом Код заказа (Заказ 1, Заказ 2, Заказ 3 и т. д.).

  • 1.4 Установление связей между таблицами

  •  

    Реляционную базу данных отличает то, что входящие в нее таблицы  связаны между собой. Связи между  таблицами создают логическую структуру  базы данных. Задание связей осуществляется с помощью совпадающих значений, содержащихся в полях разных таблиц.

    При проектировании базы данных выделяют три типа связей: один-ко-многим, многие-ко-многим, один-к-одному.

    Отношение «один-ко-многим»  является наиболее часто используемым типом связи между таблицами. В нашем случае, например, в отношении  «один-ко-многим» каждой записи в  таблице Товары могут соответствовать несколько записей в таблице Заказы, но запись в таблице Заказы не может иметь более одной соответствующей ей записи в таблице Товары. Именно по такому принципу и были установлены все последующие связи в таблицах.

     

     

    РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ БАЗЫ ДАННЫХ «ОВОЩНАЯ БАЗА»

  • 2.1 Разработка таблиц

  •  

    База данных «Овощная база»  состоит из шести таблиц: Склады, Товары, Бригады, Клиенты, Заказы, Документы. Для каждой из таблиц необходимо определить свойства содержащихся атрибутов в них. Поэтому, их описание будет представлено ниже в таблицах:

    Таблица Бригады имеет следующие свойства атрибутов:

      Таблица Склады имеет следующие свойства атрибутов:

      Таблица Товары имеет следующие свойства атрибутов:

    Таблица Клиенты имеет следующие свойства атрибутов:

      Таблица Заказы имеет следующие свойства атрибутов:

      Таблица Документы имеет следующие свойства атрибутов:

    2.2 Создание запросов

     

    Запрос является объектом база данных Base и создается при  работе с этой программой [3].

    Эти объекты служат для  извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. С помощью запросов выполняют  такие операции, как отбор данных, их сортировку и фильтрацию. С помощью  запросов можно выполнять преобразования данных по заданному алгоритму, создавать новые таблицы, выполнять автоматическое наполнение таблиц данными, импортированными из других источников, выполнять простейшие вычисления в таблицах и многое другое [2].

    Для создания запросов также  предусмотрен встроенный мастер. Их можно  создать и вручную, в наглядном  виде или в виде SQL-запроса. Стоит  отметить, что мастер создания запросов очень удобен и позволяет осуществлять весьма гибкие запросы из таблиц базы данных.

    В разработанной базе данных «Овощная база» были построены запросы  на выборку (Товар - Склад(1); Товар-Склад(2); Товар-Склад (3); Какая фирма заказала товар, количество которого превышает 200 штук с 02.08.2011 по 01.12.2011) и перекрёстный запрос (Товары за отчётный период).

    Запросы на выборку были созданы с помощью Режима дизайна. Рассмотрим запрос Товар-Склад(1). Для его построения были использованы следующие таблицы: Товары, Склады, Заказы, из которых были выбраны такие атрибуты, как: Наименование товара, Код склада, Код заказа, Объем заказа, Сумма. Для атрибута Код склада было введено условие отбора «1», позволяющее выбирать только товары с первого Склада (рис. 4).

     

    Рис. 4 Построение запроса  в режиме дизайнера

     

    Результат выполнения данного  запроса представлен на (рис. 5).

     

     

    Рис. 5 Результат запроса  Товары_Склад1

    Запросы: Товар-Склад(2); Товар-Склад(3), были выполнены аналогичным способом.

    Кроме того, в данной базе был построен перекрестный запрос Товары за отчётный период, отображающий количество проданного товара за каждый месяц текущего года.

  • 2.3 Создание форм

  •  

    Если запросы — это  специальные средства для отбора и анализа данных, то формы —  это средства для ввода данных. Смысл их тот же - предоставить пользователю средства для заполнения только тех  полей, которые ему заполнять  положено. Одновременно с этим в  форме можно разместить специальные  элементы управления (счетчики, раскрывающиеся списки, переключатели, флажки и прочее) для автоматизации ввода. Преимущества форм раскрываются особенно наглядно, когда происходит ввод данных с заполненных  бланков. В этом случае форму делают графическими средствами так, чтобы  она повторяла оформление бланка — это заметно упрощает работу наборщика, снижает его утомление  и предотвращает появление печатных ошибок. [3].

    Для ввода, просмотра и  редактирования данных в базе данных «Овощная база» созданы формы: Склады, Бригады, Документы (рис. 6) , Заказы (рис. 7), Клиенты (рис 8.), Товары (рис. 9). Все они вмещают информацию, представленные в таблицах с соответствующими именами.

     

    Рис. 6 Форма «Документы»

     

    Рис. 7 Форма «Заказы»

     

    Рис. 8 Форма «Клиенты»

     

    Рис. 9 Форма «Товары»

     

     

  • 2.4 Создание отчетов

  •  

    Отчет – это результат  выполнения запросов в удобном для  пользователя виде. Поскольку условия  в запросе на какую-то таблицу  могут отсутствовать, то отчет можно  формировать как на основе сохраненного запроса, так и на основе исходных таблиц [3].

    По своим свойствам  и структуре отчеты во многом похожи на формы, но предназначены только для  вывода данных, причем для вывода на принтер. В связи с этим отчеты отличаются тем, что в них приняты  специальные меры для группирования  выводимых данных и для вывода специальных элементов оформления, характерных для печатных документов [2].

    В разработанной базе данных «Овощная база» были созданы отчёт Проданные_товары_Склад2, в котором содержится информация об объеме проданного товара на данном складе и Итоговый отчёт, который предоставляет информацию о количестве продаж за весь год и по каждому месяцу.

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    В курсовой работе поставлены и выполнены следующие задачи: на основании анализа предметной области спроектирована реляционная модель базы данных «Овощная база». В процессе проектирования разработаны информационно-логическая модель, схема данных. Созданы объекты базы данных: таблицы, формы, запросы и отчёты.

    Спроектированная база данных «Овощная база» состоит из пяти связанных  таблиц. На основе данных таблиц созданы  запросы. Для ввода, просмотра и редактирования данных в базе данных «Овощная база» разработаны формы. Кроме того, выполнены отчёты, охватывающие объем проданных товаров со складов и подведения итогов.

    Разработанная база данных позволяет быстро и эффективно управлять  товарооборотом овощной базы. Комфортный интерфейс программы, позволяет легко ориентироваться в программе, не требуя от пользователя каких-либо специальных навыков работы с электронно-вычислительными машинами, а также предоставляет пользователю оперативную информацию о спросе и предложении на отдельные виды товаров в зависимости от вида продукции и времени года.

    Данные сведения могут  оказать помощь проводить маркетинговые  исследования, на основе которых можно проанализировать текущее состояние рынка и планировать дальнейшую предпринимательскую деятельность.

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

    1. Пьяных Е.Г. Проектирование баз данных в среде OpenOffice.org

    (ПО для управления  базами данных) [текст]: Учебное пособие. - Москва: 2008. - 62 c.

    1. OpenOffice.org: Теория и практика [текст] / И. Хахаев, В. Машков, Г. Губкина и др. - М. : ALT Linux ; AEIII. БИНОМ Лаборатория знаний , 2008. - 319 с. : ил. - (Библиотека ALT Linux).
    2. Маленькая база для маленькой компании [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://citforum.univ.kiev.ua/database/articles/s_baza/ . – Заглавие с экрана.
    3. Base – Реляционные Базы данных [Электронный ресурс]. – Режим доступа. -http://linx3.narod.ru/office/Base2.html . - Заглавие с экрана.
    4. Энциклопедия OpenOffice.org [Электронный ресурс]. – Режим доступа. -http://wiki.services.openoffice.org/wiki/RU . - Заглавие с экрана.

    Основы  работы в OpenOffice [Электронный ресурс]. – Режим доступа. -http://www.intuit.ru/department/office/openofficebasics/10/ . - Заглавие с экрана.


    Информация о работе Разработка информационно-справочной системы «Овощная база»