Разработка специализированной системы визуализации и анализа городской среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 23:20, реферат

Краткое описание

Цель работы – анализ методов информационной визуализации и визуального анализа и применение их для разработки прототипа системы поддержки конечного пользователя.
В процессе работы проводился анализ возможностей географических информационных систем как средств визуализации и анализа данных, исследовались различные методы представления географических и семантических данных.

Вложенные файлы: 1 файл

Tekst.docx

— 2.90 Мб (Скачать файл)

 

 

 

  1. ГИС В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Гис и бизнес

ГИС может помочь делать успешный (доходный) бизнес всем предпринимателям. ГИС – это инструментальное средство для управления бизнес информацией  любого типа с точки зрения ее пространственного  местоположения. Приложения этой технологии в сфере бизнеса разнообразны. Основные решаемые с ее помощью задачи можно сгруппировать по ответам  на базовые вопросы: "Где?", "Кто (или Что)?" и "Как?". Вы сможете: проследить, где проживают ваши клиенты, кто они такие, каковы их потребности и финансовые возможности; определить расположение магазинов – ваших и ваших конкурентов; узнать, как точнее направить маркетинговую активность и как получить от нее наибольшую отдачу, как оптимизировать области продаж и смоделировать последствия принимаемых решений; подобрать дом для покупки и определить кратчайший маршрут проезда к нужному месту. Впрочем, эти вопросы общие, они присутствуют и в других областях применения ГИС, а не только в сфере бизнеса, поскольку большая часть информации, с которой мы имеем дело, в явном или в неявном виде привязана к определенному месту или конкретной территории.

На подобные вопросы ГИС  отвечает с большей эффективностью и определенностью, чем любые  другие информационные технологии, интегрируя широкий набор данных, хранящихся в электронных таблицах и других видах документов, в одном удобном  и легком для понимания формате  – карте. С помощью ГИС Вы можете получить наиболее наглядное представление  об этих данных. Сможете выделить наиболее интересные для Вас данные, меняя  значки соответствующих символов, их цвет и их значения в таблицах баз  данных. Сможете создать и поместить  на карту или рядом с ней  поясняющие диаграммы, графики, таблицы, чертежи и снимки. Сможете совместно  отобразить разные типы данных в одном географическом пространстве, либо выделить из базы данных и отобразить на карте данные, связанные с конкретной тематической задачей. И, наконец, отобразив нужные данные на карте или нескольких картах, провести их полноценный анализ. ГИС позволяет создавать и изменять карты "на лету", моментально переходить от объекта или слоя карты к соответствующей строке или таблице базы данных и из записи в базе данных к связанному с ней объекту на карте.

Эффективность решения стоящих  перед бизнесменами задач с помощью  ГИС значительно повышается. Этому  способствует все большая доступность  и достоверность исходных данных, а также появление все более  мощных и, одновременно, достаточно дешевых  персональных компьютеров и простых  в использовании современных  программных продуктов. Для поддержки принятия решений в сфере бизнеса могут успешно применяться ГИС продукты общего назначения, имеющие средства настройки под конкретные задачи и возможности взаимодействия с другими применяемыми в этой области информационными технологиями: технологией управления активами предприятия, например SAP R/3; технологией генерирования отчетной документации, например Seagate Crystal Reports; системами управления базами данных (СУБД), технологиями инженерного проектирования (САПР); технологией компрессии данных, например MrSID, и др. Имеются и готовые специализированные ГИС пакеты, обеспечивающие решение типовых бизнес задач.

С ГИС Вы можете достичь  значительно большего, чем просто отобразить ваши данные на карте. ГИС  объединяет средства обычных пакетов  картографического отображения, функции  тематического представления информации на основе привязки табличных данных к адресам и улицам, возможности  анализа географических местоположений с учетом дополнительной информации по находящимся в этих местах объектам. Эта технология связывает воедино  инструменты графического отображения, работу с электронными таблицами, базами и хранилищами данных. Функции  пространственного анализа позволяют, например, с помощью ГИС решить, где следует открыть новый магазин, аптеку или отделение банка, основываясь на новых демографических данных и планах развития города. Вы можете сразу получить нужную информацию об объекте, щелкнув на нем на электронной карте, либо создать и отобразить карту на основе информации, выбранной в базе данных. Причем связь карты с данными динамическая. Созданные вами карты не привязаны к отдельному моменту времени. В любой момент Вы можете обновить информацию, привязанную к карте, и внесенные изменения автоматически отразятся на карте. И для этого не нужно специальной подготовки.

Теперь ГИС, больше чем  когда-либо, означает реальный бизнес. Ее внедрение приносит доход и, порой, немалый. Многонациональных корпорации и малые предприятия, магазины и больницы, риэлторские фирмы и транспортные предприятия, страховые обществ и предприятия энергетического комплекса, телефонные и телекоммуникационные фирмы - самые разные компании все чаще используют возможности географического анализа для решения свои деловых задач. За счет этого они получают преимущество в конкурентной борьбе, так как быстрее находят оптимальные решения, выявляют новые рынки и новые перспективные области сбыта своих товаров и услуг, лучше обслуживают заказчиков, точнее направляют рекламные компании, лучше контролируют и оптимально перераспределяют материальные и финансовые ресурсы.

ГИС позволяет создать  новые данные, легко обратиться к  уже существующим бизнес данным и  связать их с пространственной информацией, чтобы выявить те особенности  и взаимосвязи, которые не видны  из таблиц, диаграмм и графиков. Недостающие  для детального бизнес анализа данные, например, о населении, расположении предприятий, банков, объектов недвижимости, можно быстро добавить в ГИС, получив  их от партнеров или из коммерческих источников.

ГИС позволяет Вам создавать  картографические отображения и  карты для презентаций, просто указав на них и сделав щелчок кнопкой  мыши. ГИС позволяет отображать и  анализировать бизнес информацию новыми методами, выявлять скрытые ранее  взаимосвязи, примеры и тренды. ГИС  может изменить стиль вашей работы.

Современным деловым людям  приходится иметь дело с огромными  объемами информации о продажах, клиентах, партнерах и конкурентах, демографии жителей, списками рассылки и многим другим. В основе этой информации лежит  географическое расположение: адрес, почтовый индекс, граница зоны обслуживания, область сбыта продукции, маршрут  доставки. Вся эта информация может  быть отображена на карте, и ею можно  управлять в интерактивном режиме.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Некоторые применения  ГИС в бизнесе

ГИС для демографического анализа.

Демографический анализ является основой  для принятия решений во многих бизнес задачах: предоставление услуг клиентам, подбор мест для строительства, следование местных постановлениям, маркетинговые  исследования и рекламные компании. Знание ваших клиентов, их нужд и  возможностей критически важно для  успеха в бизнесе. Понимание пространственной демографии населения важно также  для составления списков прямой рассылки рекламы по почте, составления  подходящих рекламных брошюр, проведения рекламных компаний в средствах  массовой информации. За основу здесь  берутся привязанные к карте  данные об образе жизни, предпочтениях  при покупках, душевых доходах  и других важных критериях. ГИС позволяет  создать демографические шаблоны  и соответствующие карты на основе информации, получаемой при опросах  и анкетировании покупателей  в магазинах, по телефону и т.д., и  последующей привязки собранных  данных к адресам. При этом можно  выявить примеры и тенденции, не очевидные при простом просмотре  электронных таблиц, содержащих эти  данных. Эти данные, или их часть, как правило, уже хранятся в корпоративной  базе данных. Помощь в проведении демографического анализа могут также оказать  специализирующиеся на подобных исследованиях  компании.

ГИС для связи с клиентами  и партнерами.

В среднем затраты на привлечение  нового клиента в пять раз превышают  затраты на сохранение существующих клиентов. Отделы по работе с клиентами  рассматривают все аспекты бизнеса, от определения наилучшего продукта для конкретного клиента до рассылки товаров и предоставления дополнительных услуг клиентам в их доме или офисе. Одной из обычных задач службы по работе с клиентами является их перенаправление к ближайшему дилеру или сервисному центру, имеющим необходимый товар или предоставляющим нужную услугу. ГИС использует информацию об адресе клиента и данные из корпоративной базы данных для того, чтобы определить, где находится клиент, и выдает карту расположения ближайших дилеров и сервисных центров компании. Возможность интеграции карт и табличных данных делает ГИС технологию идеальным средством повышения качества обслуживания клиентов.

ГИС для доставки товаров  и маршрутизации.

С помощью ГИС можно внедрить функции географического анализа  в процесс обслуживания клиентов: от расчета времени и кратчайшего  маршрута проезда к клиенту до составления маршрутного листа  и расписания движения при обслуживании нескольких клиентов. Точное планирование доставки ведет к значительной экономии средств (например, компания Sears, ведущий  поставщик розничных товаров, экономит на этом десятки миллионов долларов в год). Усовершенствованные функции  сетевого анализа позволяют отследить  движение машин по маршрутам, выделить варианты доставки с учетом времени  суток, транспортных нагрузок, наличного  числа автомашин и т.д.

ГИС для выбора и анализа  местоположений.

ГИС предоставляет удобные средства поиска подходящего места для  нового магазина, склада или сервисного центра. Вы сможете сопоставить информации по клиентам с данными переписи населения, чтобы выяснить степень проникновения  товаров данного вида на рынок, свою долю на этом рынке и в данном регионе. При изменении коньюктуры ГИС поможет составить планы  безопасного ухода с данного  рынка с учетом распродажи принадлежащей  вам собственности. Примером может  служить опыт компании Texaco/Star. По данным о том, в какое время и в  каких пунктах ее клиенты останавливаются на заправку горючим, куда они направляются, какие сопутствующие товары и дополнительные услуги они обычно приобретают, компания составила представление о типах своих клиентов и использовала полученные шаблоны поведения для выявления возможностей повышения доходов на имеющихся заправочных станциях и выбора мест для открытия новых заправок.[5]

Рассмотрим пример применения ГИС  в бизнесе.

Издательский дом "Коммерсантъ" решил проанализировать распределение  подписчиков выпускаемых им изданий  по территории Москвы. Это позволило  бы рекламодателям и издателям скорректировать  содержание каждого из изданий; точнее определить объемы заказов изданий  по районам с разным спросом; оптимально разместить пункты реализации; выявить  районы потенциального спроса и целенаправленно  проводить рекламную компанию.

Результаты исследований приведены ниже.

Рис.5. Подписчики журнала "Автопилот"

Рис.6. Подписчики журнала "Деньги".

Рис.7. Области с наивысшим  суммарным показателем реализации всех изданий. 

2.3. Гис и транспорт

Территориальная распределенность транспортных систем делает их идеальным объектом автоматизации посредством геоинформационных систем. Вообще говоря, ГИС являются оптимальной платформой для комплексных решений в сфере транспорта. Ведь пространственная составляющая является естественной основой интеграции задач управления транспортной инфраструктурой, расчетных задач, задач оперативного управления, навигации и т.д. Внедрение ГИС-технологии у нас происходит по отдельным целевым направлениям, а не по всему «фронту» транспортных и смежных с ними задач. Рассмотрим некоторые из этих направлений.

Управление парком транспортных средств (ТС). Эта задача стоит перед коммерческими перевозчиками, осуществляющими заказную транспортировку грузов и пассажиров (такси), перед сетевыми торговыми компаниями, сбытовыми подразделениями нефтяных компаний, а также компаниями, торгующими по каталогам и через интернет-магазины. Цель – снизить общие расходы на транспортировку и ускорить выполнение заказов. Это классическая задача транспортной логистики.

Построение и  оптимизация маршрутов на существующей дорожной сети. В больших городах это насущная задача. В Москве, например, больше тысячи маршрутов общественного транспорта (не считая "маршруток"). Удержать их в одной голове и тем более проанализировать просто невозможно. К тому же оптимизировать нужно не один вид транспорта, а всех их в комплексе – метро, автобусы, трамваи, троллейбусы, электрички. Эта задача – наиболее сложная организационно, так как требует координации большого количества управляющих организаций. Она сложна также и технически, так как требует сбора, систематизации и анализа большого объема исходных данных.

Мониторинг состояния  дорожного полотна и планирование ремонтов. Это одно из наиболее популярных направлений применения ГИС в дорожных администрациях. Часто одного лишь цветового кодирования участков дорог по срокам ремонта бывает достаточно, чтобы существенно оптимизировать процесс и повысить качество дорожного покрытия в целом. Если же использовать ГИС для интеграции разносторонней информации по дорожной сети (виды/качество покрытия, транспортная нагрузка, даты ремонтов), на ее основе можно построить динамическую модель износа и автоматизировать планирование ремонтов (на Западе уже давно так делают). В базе геоданных удобно хранить и сведения о дорожных знаках, и другую «придорожную» информацию, привязанную к географическим или линейным координатам.

Информационные  услуги населению. Информация о дорогах, маршрутах, расписаниях нужна нам всем. Средства для ее картографического представления в Интернете существуют уже 10 лет. И при этом сложилась парадоксальная ситуация практического отсутствия у нас информационных услуг для массового потребителя. Причины известны – конституированный монополизм государства на пространственную информацию при его фактической незаинтересованности в предоставлении сервисов на ее основе. Секретность координатных определений с необходимой точностью до сих пор остается принципиальным препятствием. Для инвесторов и коммерческих компаний этот рынок очень интересен, но неопределенность правового поля и, соответственно, невозможность просчитать риски, отваживает их от вложений в это направление.[6] 

Информация о работе Разработка специализированной системы визуализации и анализа городской среды