Разработка структуры и средств реализации базы данных «Поликлиника»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

В деловой и личной сфере часто приходится работать с данными из разных источников, каждый из которых связан с определенным видом деятельности. Для координации всех этих данных необходимы определенные знания и организационные навыки.
В общем смысле термин база данных — это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области или разделе предметной области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Постановка задачи 3
1.1. Задание 3
1.2. Назначение базы данных 3
1.3. Выполняемые базой данных функции 3
1.4. Категории пользователей 3
1.5. Причины выбора данной СУБД 3
2. Проектирование базы данных 3
2.1. Инфологическое проектирование 3
2.2 Сущности 3
2.3 Добавление не ключевых атрибутов в отношения 3
2.4. Назначение и функции программной системы 3
2.5. Связывание таблиц 3
2.6. Запросы 3
2.7. Формы 3
2.8. Отчеты 3
2.9. Макросы 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3

Вложенные файлы: 1 файл

Разработка БД.docx

— 514.54 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ

 

 

Факультет: Полиграфические технологии и оборудование

Специальность: «Информатика и вычислительная техника»

Форма обучения: Очная

Кафедра: Информационные и управляющие системы

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

 

Дисциплина: Базы данных

Тема: Разработка структуры и средств реализации базы данных «Поликлиника»

 

Выполнила:

Студентка группы И3        __________             Мусихина Надежда Сергеевна

                                             (подпись)                                           

Руководитель:

________________           __________          Дроздова  Елена Николаевна

   (уч. степень, звание)         (подпись)                                            

 

Дата защиты работы ____________

 

Оценка _________________________

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В деловой и личной сфере часто приходится работать с данными из разных источников, каждый из которых связан с определенным видом деятельности. Для координации всех этих данных необходимы определенные знания и организационные навыки.

В общем смысле термин база данных — это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области или разделе предметной области.

Увеличение объема и структурной сложности хранимых данных, расширение круга пользователей информационных систем выдвинуло требование создания удобных средств интеграции хранимых данных и управления ими.

Цель курсовой работы – раскрыть СУБД Access, его основные понятия и функциональные возможности Access.

Актуальность темы в том, что база данных составляют в настоящее время основу компьютерного обеспечения информационных процессов, входящих практически во все сферы человеческой деятельности.

Объект данной курсовой работы — база данных «Поликлиника».  

Предметной  областью называется фрагмент реальности, который описывается или моделируется с помощью БД и ее приложений. В предметной области выделяются информационные объекты – идентифицируемые объекты реального мира, процессы, системы, понятия и т.д., сведения о которых хранятся в БД.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Разработать и заполнить таблицы соответствующими данными.
  2. Установить тип связей в таблице.
  3. Создать запросы для вывода необходимых полей.
  4. Создать формы, отчеты и макросы.
 

1. Постановка задачи

1.1. Задание

Разработка базы данных «Поликлиника»

- Изучить  специфику выбранной предметной  области

- Разработать  информационно-логическую модель  базы данных «Поликлиника»

- Реализовать  ее в СУБД MS Access

- Составить  «Пояснительную записку» к курсовому  проекту в соответствии со  следующим планом:

 

1.2. Назначение базы  данных

База данных «Поликлиника» предназначена для реализации автоматизированной системы управления Поликлиника. В ней можно:

- просматривать  и редактировать список пациентов

- досье  на сотрудников

- посмотреть  отчёты для руководства

- посмотреть  данные о пациенте

- заносить  и редактировать информацию о поступивших пациентах

1.3. Выполняемые  базой данных функции

База данных выполняет следующие функции:

  1. Хранение информации о сотрудниках
  2. Хранение информации о пациентах
  3. Поиск пациентов на амбулаторном лечении
  4. Поиск пациентов по фамилии, диагнозу и лечащему врачу
  5. Просмотр информации о главном враче

1.4. Категории пользователей

База данных «Поликлиника» предназначена, в первую очередь, для сотрудников регистратуры поликлиника, осуществляющих выписку направлений к специалисту.

Отчеты, предусмотренные в ней – для администрации и руководства.

1.5. Причины выбора  данной СУБД

Для проектирования базы данных «Поликлиника» выбрана Microsoft Access, потому что это самая популярная в наши дни система управления базами данных. Корень успеха Microsoft Access заключается, наверное, в том, что она включена в богатое окружение продуктов семейства Microsoft Office и в том, что этот продукт прекрасно реализован, рассчитан как на начинающего, так и на квалифицированного пользователя.

Для получения распечаток используются конструкторы отчетов. Автоматизация рутинных операций может быть выполнена с помощью макрокоманд. Когда не хватает функциональности визуальных средств, пользователи Access могут обратиться к созданию процедур и функций. При этом как в макрокомандах можно использовать вызовы функций, так и из кода процедур и функций можно выполнить макрокоманды.

Главное качество Access, которое привлекает к нему многих пользователей - тесная интеграция с Microsoft Office. К примеру, скопировав в буфер графический образ таблицы, открыв Microsoft Word и применив вставку из буфера, мы тут же получим в документе готовую таблицу с данными из БД.

Вся работа с базой осуществляется через окно контейнера базы данных. Отсюда осуществляется доступ ко всем объектам: таблицам, запросам, формам, отчетам, макросам, модулям.

Пользователям, малознакомым с понятием реляционных баз данных, Access дает возможность разделять свои сложные по структуре таблицы на несколько связанных по ключевым полям.

В отличие от других рассматриваемых средств разработки, СУБД Access имеет русифицированный интерфейс и частично переведенный на русский язык файл контекстной помощи (причина заключена в позиционировании этой СУБД на конечного пользователя) [4].

При создании многих объектов и элементов управления в Access предоставляется несколько возможностей реализации поставленной задачи. Как правило, большая часть объектов создается визуально, путем нажатия кнопки «Создать». При этом необходимо находиться в контейнере базы данных на той вкладке, объекты которой Вас интересуют. В качестве альтернативы можно воспользоваться меню «Вставка» и выбрать в нем соответствующий объект [7].

 

2. Проектирование базы  данных

2.1. Инфологическое проектирование

Важнейшим этапом проектирования БД является разработка инфологической (информационно-логической) модели предметной области (ПО). Предварительная инфологическая модель строится еще на предпроектной стадии и затем уточняется на более поздних стадиях проектирования. Затем на ее основе строится даталогическая (концептуальная или логическая) модель. Она представляет собой отображение логических связей между элементами данных безотносительно к их содержанию и среде хранения. Описание логической структуры БД на языке СУБД называется схемой.

Рис. 1. Инфологическая модель БД

На 0 уровне располагаются «справочные» сущности: должности, диагнозы, специализации. На 1 уровне находятся сущности зависимые от сущностей нулевого уровня (сущности 1 уровня берут информацию от сущностей нулевого уровня): пациенты, персонал. На 2 уровне находится сущность, которая использует данные из всех вышеперечисленных.

 

 

2.2 Сущности

Диаграмма сущность-связь (ER-диаграмма)

Модель "сущность-связь" - модель данных, которая позволяет описывать концептуальные схемы с помощью обобщенных конструкций блоков. ER-модель - это метамодель данных, то есть средство описания моделей данных.

ER-модель  удобна при проектировании информационных  систем, баз данных, архитектур компьютерных  приложений и других систем (моделей). С помощью такой модели выделяют  существенные элементы (узлы, блоки) модели и устанавливают связи  между ними.

Тип связи 1-М, класс принадлежности О-Н. Каждая должность может принадлежать нескольким сотрудникам, а у каждого сотрудника может быть только одна должность.

Тип связи М-1, класс принадлежности Н-О. У каждого сотрудника может быть только одна специализация, но  любая специализация может принадлежать многим сотрудникам.

Тип связи 1-М, класс принадлежности необязательный. У каждого пациента может быть множество обследований, но в каждом обследовании может участвовать лишь один пациент.

Тип связи М-1, класс принадлежности необязательный. Каждое обследование может проводить только один врач, но каждый врач может проводить множество обследований.

Тип связи М-1, класс принадлежности Н-О. В каждом обследовании может быть обнаружен только один диагноз, а каждый диагноз может быть использован во многих обследованиях.

2.3 Добавление не ключевых атрибутов в отношения

2.4. Назначение и функции программной системы

Разработанная база данных «Поликлиника» предназначена для использования в медицинских учреждениях. Основной функцией является хранение данных и простота поиска историй болезней пациентов.

Основные объекты:

  1. пациенты;
  2. врачи.

Основные объекты данной информационной системы:

  • «Сведения о врачах» — содержит данные о врачах;
  • «Сведения о пациенте» — содержит личные данные пациента;
  • «Учет поступления, выписок» — содержит информацию о диагнозе и времени пребывания пациентов в больнице.

2.5. Связывание таблиц

Access 2007 позволяет  строить реляционные базы данных, отдельные таблицы которых могут  быть связаны между собой.

 

Простейшей и наиболее редкой формой связи между таблицами является связь «один к одному», при которой для каждой записи в одной таблице существует в лучшем случае одна связанная с ней запись в другой таблице.

Гораздо чаще встречается связь «один ко многим», при которой для каждой записи в одной таблице существует одна, несколько или ни одной записи в другой таблице.

Нередко приходится иметь дело также со связью «многие ко многим», при которой отсутствуют ограничения на множества пар записей, принадлежащих связи. Такая связь в Access не используется. Ее необходимо представить в виде двух связей «один ко многим».

В базе данных «Поликлиника» таблицы связаны друг с другом пятью связями «один ко многим».


 

2.6. Запросы

Запрос представляет собой специальную функцию, позволяющую выводить необходимые поля из таблицы, а также производить операции с данными полями в режиме конструктора, например, подсчет суммы, выборка полей, подсчет среднего итога. Существует несколько типов запросов: на выборку, на добавление, на удаление, на обновление, запрос на создание таблиц, перекрестный запрос. Запрос можно использовать для выполнения расчетов. Для этих целей предусмотрены статистические функции. Статистическую функцию задают в строке Групповая операция.

Таблица 1. Функции и выполняемые операции

Функция

Выполняемая операция

Sum

Суммирование значений определенного поля

Avg

Вычисление среднего значения

Min

Вычисление минимального значения

Мах

Вычисление максимального значения

Count

Вычисление количества записей в определенном поле

First

Определяется первое значение в указанном поле

Last

Определяется последнее значение в указанном поле

StDev 

Вычисляется стандартное отклонение значений данного поля

Var

Вычисляется вариация значений данного поля


Перечень запросов, применяемых в данной базе данных приведен ниже.

Рис. 4. Запрос «Пациенты на амбулаторном лечении»

Запрос «Пациенты на амбулаторном лечении» позволяет вывести пациентов, состоящих на амбулаторном лечении.

Рис. 5. Запрос «Поиск пациентов по диагнозу»

Запрос «Поиск пациентов по диагнозу» позволяет найти пациентов с определенным заболеванием по коду или названию диагноза.

Рис. 6. Запрос «Поиск пациентов по фамилии»

 

Запрос «Поиск пациентов по фамилии врача» отображает пациентов по фамилии лечащего специалиста.

Рис. 7. Запрос «Пациенты, лежавшие неоднократно»

Информация о работе Разработка структуры и средств реализации базы данных «Поликлиника»