Роль информатизации в развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 12:51, реферат

Краткое описание

Что такое процесс информатизации общества Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Содержание

Введение 3стр.
Представление об информационном обществе
Роль информатизации в развитие общества
Роль и значение информационных революций
Как понимают ученые информационное общество
1. Об информации, информатизации и защите информации
1) Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения
2. Качественные изменения в ИТ
3. Три качественных скачка в ИТ – три великих феномена
4. Этапы развития информационных технологий

Вложенные файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧСКОЙ КУЛЬТУРЫ.docx

— 33.03 Кб (Скачать файл)

2. Государственные и негосударственные  организации, а также граждане  имеют равные права на разработку  и производство информационных  систем, технологий и средств  их обеспечения.

3. Государство создает условия  для проведения научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  в области разработки и производства  информационных систем, технологий  и средств их обеспечения. Правительство  Российской Федерации определяет  приоритетные направления развития  информатизации и устанавливает  порядок их финансирования.

4. Разработка и эксплуатация  федеральных информационных систем  финансируются из средств федерального  бюджета по статье расходов "Информатика" ("Информационное обеспечение") .

5. Органы государственной статистики  совместно с Комитетом при  Президенте Российской Федерации  по политике информатизации устанавливают  правила учета и анализа состояния  отрасли экономической деятельности, развитие которой определяется  государственной научно-технической  и промышленной политикой информатизации.

Статья 17. Право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения

1. Информационные системы, технологии  и средства их обеспечения  могут быть объектами собственности  физических и юридических лиц, государства.

2. Собственником информационной  системы, технологии и средств  их обеспечения признается физическое  или юридическое лицо, на средства  которого эти объекты произведены, приобретены или получены в  порядке наследования, дарения или  иным законным способом.

3. Информационные системы, технологии  и средства их обеспечения  включаются в состав имущества  субъекта, осуществляющего права  собственника или владельца этих  объектов. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения  выступают в качестве товара (продукции) при соблюдении исключительных  прав их разработчиков. Собственник  информационной системы, технологии  и средств их обеспечения определяет  условия использования этой продукции.

Статья 18. Право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения

Право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам. Собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения обязан защищать права их автора в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Сертификация информационных систем, технологий, средств их обеспечения и лицензирование деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов

1. Информационные системы, базы  и банки данных, предназначенные  для информационного обслуживания  граждан и организаций, подлежат  сертификации в порядке, установленном  Законом Российской Федерации "О  сертификации продукции и услуг".

2. Информационные системы органов  государственной власти Российской  Федерации и органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации, других государственных  органов, организаций, которые обрабатывают  документированную информацию с  ограниченным доступом, а также  средства защиты этих систем  подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации определяется  законодательством Российской Федерации.

3. Организации, выполняющие работы  в области проектирования, производства  средств защиты информации и  обработки персональных данных, получают лицензии на этот  вид деятельности. Порядок лицензирования  определяется законодательством  Российской Федерации.

4. Интересы потребителя информации  при использовании импортной  продукции в информационных системах  защищаются таможенными органами  Российской Федерации на основе  международной системы сертификации.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Кремль. 20 февраля 1995 года. № 24-ФЗ

Закон опубликован: 20 февраля 1995 года, "Собрание законодательства РФ", № 8 22 февраля 1995 года, "Российская газета", № 39

    1. Качественные изменения в ИТ

В 80-х годах произошел целый ряд качественных изменений в ИТ. Некоторые из них осознавались постепенно (например, развитие архитектуры и стандартов открытых систем) , другие, как феномен персональных вычислений, входили в жизнь гораздо более революционным путем. Кратко рассмотрим, как эти изменения все более ограничивали применение классических методов системного проектирования, требуя новых подходов в разработке чисто "компьютерных" компонентов ИС. Далее, во второй части будет рассмотрено, как эти изменения помогали также появлению BPR.

    1. Три качественных скачка в ИТ – три великих феномена

Наконец, к концу 80-х - началу 90-х во всем мире не только разработчиками, но и пользователями были осознаны три действительно революционных феномена. Они стали все шире входить в отечественную практику, качественно меняя деятельность компьютеризованных предприятий:

1. Феномен персональных вычислений, основанный на постоянной доступности  работнику возможностей ЭВМ, в  первую очередь - на использовании  персональных компьютеров. Феномен  состоит в том, что во многих  видах информационных, проектных  и управленческих работ исчезла  необходимость в работниках-исполнителях (машинистках, чертежниках, делопроизводителях  и др.) , являющихся посредниками между постановкой задачи и ее решением.

2. Феномен кооперативных технологий, состоящий в компьютерной поддержке  совместной согласованной работы  группы работников над одним  проектом. Этот феномен возник  на основе суммы методов, обеспечивающих  управление доступом членов группы  к разным частям проекта, управление  версиями и редакциями проектной  документации и согласованным  выполнением работ в последовательной  процедуре работ, управление параллельным  конструированием и др.

3. Феномен компьютерных коммуникаций, состоящий в резком увеличении  возможностей обмена любой информацией. Он возник, в частности, на основе  стандартизованных протоколов обмена  данными прикладного уровня в  локальных и глобальных сетях. Это позволило исключить необходимость  передачи бумажных документов  для получения согласия или  содержательных замечаний, ненужные  переезды для проведения совещаний, обеспечить постоянную готовность  работника получить и отослать  сообщение или информативные  записи данных вне зависимости  от места его географического  расположения и др.

Оценка их влияния на производственную деятельность и оргструктуры, разработка соответствующих методик производились не только за рубежом, но и отечественными специалистами, хотя тогда у нас время реального применения этих методов еще не настало.

 

 

    1. Этапы развития информационных технологий

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.

Признак деления – вид задач и процессов обработки информации.

1 - й этап (60 – 70-е гг.) – обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2- й этап (с 80-х гг.) – создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

Признак деления – проблемы, стоящие на пути информатизации общества

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2 - й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3 - й этап (с начала 80-х гг.) – компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы – средством поддержки принятия его решений. Проблемы – максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4 - й этап (с начала 90-х гг.) – создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

    • выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;
    • организация доступа к стратегической информации;
    • организация защиты и безопасности информации.

Признак деления – преимущество, которое приносит компьютерная технология

1- й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая – плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем – ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3- й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

Признак деления – виды инструментария технологии

1 - й этап (до второй половины XIX в.) – "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме.

2- й этап (с конца XIX в.) – "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3 - й этап (40 – 60-е гг. XX в.) – "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4- й этап (с начала 70-х гг.) – "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС) , оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5 - й этап (с середины 80-х гг.) – "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

Информация о работе Роль информатизации в развитии общества