Роль и место информационных технологий в Концепции развития таможенной службы на период до 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 15:17, реферат

Краткое описание

Совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий. Это положение нашло свое отражение в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 г. (Приложение. Схема 1. Нормативная база развития информационных технологий таможенного оформления и контроля), в которой внедрение информационных технологий и автоматизированных систем управления определено стратегическим направлением деятельности ФТС России.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Роль и место информационных технологий в Концепции развития таможенной службы на период до 2010 года.docx

— 22.00 Кб (Скачать файл)

1 Роль и место информационных технологий в Концепции развития таможенной службы на период до 2010 года. 
 
В Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 г. определен ряд приоритетных задач, которые должны быть решены с целью определения наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством Российской Федерации, в том числе это совершенствование таможенного администрирования, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий; 
 
Для реализации указанной задач, в особенности при совершенствовании таможенного администрирования, Концепция развития таможенных органов предусматривает максимально широкое использование информационных технологий, в частности13: внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов РФ; создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Российской Федерации; создание операционного центра для обработки информации и принятия решений; совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами. 
 
Применение информационных технологий в деятельности таможенных органов РФ осуществляется с учетом положений Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года Данные технологии позволяют улучшить показатели эффективности деятельности, создать систему комплексного учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов Российской Федерации. С помощью информационных технологий будет также осуществляться информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности в таможенной сфере.14 
 
Совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий. Это положение нашло свое отражение в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 г. (Приложение. Схема 1. Нормативная база развития информационных технологий таможенного оформления и контроля), в которой внедрение информационных технологий и автоматизированных систем управления определено стратегическим направлением деятельности ФТС России. 
 
Критериями эффективности информационно-технической политики, отражающими степень улучшения выполнения таможенными органами своих основных функций в сопоставлении с затратами на проведение организационных и технических мероприятий, являются15: параметры оперативной деятельности таможенного органа с учетом применения информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля; степень интеграции информационных ресурсов таможенных органов с информационными системами других министерств и ведомств РФ, а также с информационными системами таможенных служб государств участников ЕврАзЭС) и государств-участников СНГ; защищенность таможенной информации от несанкционированного доступа и утечки по техническим каналам; качественная характеристика потоков информации, их объемы, временные параметры обработки и передачи (представления) информации таможенными органами, оперативность мониторинга таможенной деятельности; обеспеченность таможенных органов современными информационно техническими средствами и охранными системами. 
 
Основными критериями функционирования автоматизированной информационной системы таможенных органов являются полнота, актуальность, достоверность информации, необходимость минимизации времени выполнения задач и стоимости информационных технологий, обеспечивающих их решение. При оценке эффективности учитывается многофункциональный характер таможенной деятельности, структура таможенных органов, многообразие форм и способов таможенного оформления и таможенного контроля, применяемые при этом различные технические средства и программное обеспечение.16 
 
В настоящее время требуется унификация и разработка ведомственного стандарта по составу и эксплуатации программного обеспечения во всех подразделениях ФТС России, в рамках которого можно было бы оценивать существующие информационные системы по критерию «производительность/отказоустойчивость/безопасность».17 
 
2 Электронное декларирование через Интернет. Понятие, перспективы развития и правовое регулирование. 
 
Система электронного декларирования ФТС России как информационный сервис, доступный для участников ВЭД, функционирует с 2008 года на основании приказа ФТС от 24 января 2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет». В том же году ФТС России разработала концепцию переноса таможенного оформления в районы, приближенные к таможенной границе РФ. Благодаря электронному декларированию через Интернет участники ВЭД смогут оформлять свои грузы на любой пограничной таможне, не тратя деньги на оборудование офисов и перевод специалистов в приграничные районы. 
 
Электронное декларирование – перспективное направление деятельности таможенных органов. Оно дает значительные преимущество юридическим лицам при отправлении груза заграницу или при его получении, – это выражается в том, что декларация в электронной форме должна быть проверенна таможенным органом за пару часов, когда в бумажной форме проверка документов может длится до двух дней. Участник внешнеэкономической деятельности может подать декларацию в любой таможенный орган через Интернет. 
 
Электронное декларирование на Дальнем Востоке внедряется параллельно с рядом других перспективных таможенных технологий, применяемых в рамках реализации Концепции таможенного оформления товаров в местах, приближенных к государственной границе. В частности, в регионе деятельности ДВТУ осуществляется развертывание технологии удаленного выпуска, которая позволяет участнику внешнеэкономической деятельности подавать декларацию на любой удобный пост, хотя фактически товар находится в пункте пропуска другой таможни. Для участников ВЭД эта форма работы существенно снижает затраты: отсутствует необходимости хранить товар на складе временного хранения в пункте пропуска; к товарам, выпуск которых осуществлен, применяются тарифы внутрироссийских перевозок. 
 
Для передачи данных в электронном виде используются выделенные каналы связи от портала декларанта (брокера) до соответствующего портала каждого регионального таможенного управления. В рамках системы схема подачи электронной грузовой таможенной декларации (ЭГТД) организована через подключенные удаленные сегменты абонентского пункта. Предоставление сведений в таможенный орган в виде сообщений, попавших в электронное представление сведений (ЭПС), проходит все виды контроля. Система формирует подтверждение получения данных сведений таможенными органами, и далее информация маршрутизируется тому таможенному органу, которому осуществляется декларирование. 
 
Схема электронного декларирования выглядит так: специалист по таможенному оформлению подготавливает электронный пакет, состоящий из ГТД и других документов, необходимых при таможенном оформлении, ставит свою электронную цифровую подпись (далее – ЭЦП) и отправляет в ГНИВЦ ФТС России, где проверяется право доступа конкретного участника ВЭД к системе электронного декларирования и достоверность его ЭЦП. Далее происходит пересылка пакета документов из ГНИВЦ ФТС России в базу данных регионального таможенного управления. Там ГТД и другие документы проходят первичный форматный контроль. После чего документы поступают на таможенный пост, на котором и будет происходить таможенное оформление товаров, заявленных в ГТД. 
 
Сообщение о завершении таможенного оформления (или о переводе на общеустановленный порядок таможенного оформления) поступает, проходя обратно по таможенным каналам, к участнику ВЭД.  
 
Таможенные посты во Владивостокской Таможне, имеющие достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования с использованием международной ассоциации сетей Интернет, это, например: т/п «Морской порт Владивосток» (10702030), т/п «Первомайский пост» (10702020), т/п «Артемовский» (10702010). 
 
Готовится к практическому применению технология предварительного информирования, позволяющая предоставлять в электронном виде сведения, необходимые для осуществления таможенных операций еще до пересечения товарами таможенной границы Российской Федерации. Предварительное информирование таможенных органов существенно сокращает время оформления документов на таможенном посту. При отсутствии расхождений в предварительной информации и транспортных, товаросопроводительных документах, предъявляемых при поступлении товаров и транспортных средств, таможенное оформление займет не более 15 минут. 
Система электронного декларирования начинает приобретать все большую популярность среди заинтересованных лиц. Все, кто уже перешел на этот вид документооборота, не хотят возвращаться к бумажным формам подачи декларации.

 

3 Общая схема информационного обеспечения управления в таможенных органах

Управление организацией должно быть направлено на постоянное совершенствование системы совершенствование системы управления, предполагающее выявление, предупреждение и устранение причин возможных или возникающих несоответствий, т.е. отклонений результатов от установленных требований. Эффективная система управления гарантирует качество результатов. Говоря о качестве результатов труда, под результатом понимают изделие, разработку, работу или услугу. Применительно к таможенным органам под результатом понимается таможенная услуга. Таможенная деятельность – это один из видов услуг, это своеобразная государственная услуга участникам ВЭД [9].

Управление таможенной деятельностью охватывает широкий круг проблем, которые входят в компетенцию всей вертикали государственной власти – от законодательных органов государства для конкретных таможенных органов. Законодательные и исполнительные органы власти формируют государственную таможенную политику таможенно-тарифный механизм ее реализации, а ФТС осуществляет ее непосредственную реализацию. В результате эффективность таможенной деятельности определяется государственной таможенной политики, качеством таможенно-тарифного механизма регулирования ВЭД и качеством ее реализации. [8].

Конечно же, эффективность таможенной деятельности зависит от большого числа факторов, среди которых и информационное обеспечение управления. В предыдущих главах была подробно описана важность информации для эффективного управления. Сбор, накопление, преобразование и использование информации целесообразно проводить в рамках некоторой относительно самостоятельной системы, которую и определим как систему информационно-технического обеспечения (ИТО).

Система ИТО таможенной деятельности представляет собой организационно-упорядоченную совокупность нормативно-методических средств, информационных ресурсов, информационных и информационно-управляющих технологий автоматизации информационных процессов и процессов принятия решений в целях удовлетворения информационных потребностей таможенной службы в ее повседневной деятельности.

В состав ИТО входят: нормативно-правовое обеспечение, комплекс технических и программных средств, методическое обеспечение (совокупность взаимосвязанных методов, моделей, способов, правил и методик формализованного информационного описания таможенных объектов и процессов, а также формирования знаний для принятия решений), структурированная информация и знания о таможенных объектах и процессах, а также алгоритмы преобразования информации, знаний и подготовки управленческих решений .

Для того, чтобы иметь представление системе информационного обеспечения управления в таможенных органах, рассмотрим источники информации для таможенных органов (рис.4). Конкретные информационные источники в таможенных органах имеют различный характер. Это связано с большими объемами информации, ее разнородностью и различиями в уровне развития и объемах выполняемой работы того или иного таможенного орг-на.

Задачи информационного обеспечения управления таможенными органами можно разделить на две группы.

К первой группе относятся задачи, связанные с обеспечением информационного взаимодействия таможенных органов управления. Среди них:

1) задача формирования и выдачи  таможенным органам управления  обоснованных планов и рекомендаций  к действиям;

2) задача оперативной обработки  информации, содержащей директивные  указания таможенных органов  управления, их документирование  и постановку на автоматизированный  контроль исполнения;

3) задача выполнения указаний  по совершенствованию системы  управления, вызывающих изменения  текущей структуры системы информационного  обеспечения;

4) задача выдачи органам управления  результатов контроля за исполнением  указаний и распоряжений, сведений  о состоянии таможенных объектов  управления и об условиях их  функционирования ;

5) задача распределения информационных  потоков в соответствии с установленными  схемами подчинения и направления  сведений.

Ко второй группе относятся задачи, решение которых обеспечивает взаимодействие с таможенными объектами управления:

1. задача приема и хранения  сведений, поступающих от таможенных  объектов управления;

2. задача оформления и передачи  объектам указаний и распоряжений  таможенных органов управления;

3. задача контроля за качеством работы и выявления ситуаций, требующих вмешательства таможенных органов управления.

Таким образом, систему информационного обеспечения следует рассматривать как один из специфических типов сложных систем, поэтому к ней полностью относятся все основные проблемы, связанные с исследованием, проектированием, внедрением и эксплуатацией таких систем.

Передача данных в виде файлов, сообщений осуществляется по Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС). Сеть предназначена для обеспечения информационного обмена данными между географически удаленными подразделениями (сотрудниками) таможенных органов и иными объектами.

Основу технического обеспечения ВИТС составляют [4]:

1) Цифровые АТС различных конфигураций;

2) Оборудование каналообразования;

3) Средства спутниковой связи;

4) Средства радиорелейной связи;

5) Средства мобильной связи;

6) Рабочие станции, файл-серверы  и высокопроизводительны ЭВМ  для организации баз данных;

7) Оборудование для создания  ЛВС;

8) Оборудование удаленного доступа.

Фактически ВИТС имеет иерархическую радиально-узловую структуру. Она включает в себя [4]:

1. Узлы связи, представленные на  каждом уровне сети (ФТС, РТУ, таможни);

2. Сети конфиденциальной связи;

3. Ведомственная электронная почта.

Сети конфиденциальной связи, используемые для организации взаимодействия руководства ФТС РФ, таможенных управлений и таможен, включают:

1. Правительственную междугородную  связь;

2. Специальную засекреченную связь;

3. Государственную сеть передачи  данных «Атлас».

Характер передаваемой информации между уровнями управления различен. Это можно отобразить следующим образом (рис.5). Различия связаны с тем, что различные уровни управления выполняют различные функции.

Система информационно-технического обеспечения таможенной службы России развивается в условиях создания единой информационно-технологической среды таможенной деятельности и интеграции таможенного информационного пространства Российской Федерации и таможенных информационных пространств государств-участников Таможенного союза. Система не является автономной и в процессе автоматизированного решения задач взаимодействует с органами и объектами управления.

 


Информация о работе Роль и место информационных технологий в Концепции развития таможенной службы на период до 2010 года