Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 17:29, реферат
Формирование отечественного законодательного регулирования в области информационных правоотношений прошло сложный путь. Признание обществом, а вслед за ним и законодателем факта существования информационного ресурса как реального объекта, имеющего материальное выражение, признание информации в качестве объекта гражданских прав, установление возможности признания права собственности физических и юридических лиц, государства на информацию, информационные системы, технологии и средства их обеспечения повлекло необходимость государственного реагирования в области уголовно- правовых запретов.
Введение…………………………………………………………...……..…3
Компьютерная информация, как объект правовой защиты……………..5
Общая характеристика преступлений в компьютерной сфере по современному Российскому законодательству……………………….8
История появления и развитие преступлений в сфере высоких информационных технологий…………………………………………......9
Международный и отечественный опыт борьбы с компьютерными преступлениями……………………………………………………….…..11
Развитие научно – технического прогресса……………………………..15
Заключение……………………………………………………………......20
Библиографический список………………………………………………22
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Садовская
средняя общеобразовательная
Аннинского муниципального района Воронежской области.
Предмет:
Реферат
«Сеть Интернет и Киберпреступность»
Исполнитель:
Учащийся 9 «Б»
Шведчиков Денис Анатольевич
Руководитель:
Демченкова Оксана Евгеньевна,
учитель информатики и ИКТ
Садовое, 2010
Оглавление:
«По-настоящему безопасной можно считать лишь систему, которая выключена, замурована в бетонный корпус, заперта в помещении со свинцовыми стенами и охраняется вооруженным караулом, - но и в этом случае сомнения не оставляют меня».
Юджин Х. Спаффорд.
(эксперт по информационной безопасности)
Введение
"Информационная революция" застигла Россию в сложный экономический и политический период и потребовала срочного регулирования возникающих на ее пути проблем. Между тем, как известно, правовые механизмы могут быть включены и становятся эффективными лишь тогда, когда общественные отношения, подлежащие регулированию, достаточно стабилизировались.
Необходимость досрочной
разработки юридических основ
Сейчас, когда создан и принят ряд базовых нормативных актов в области информационных отношений, наступило время для их применения на практике.
Однако на этом пути неизбежны пробы и ошибки, обычные для претворения в жизнь решений, принятых с поспешностью. Важно, что терминологическая неточность изложения закона или методологической рекомендации по его исполнению может повлечь неправильное его применение, а следовательно, и негативные последствия. И если такие ошибки, допущенные в области хозяйственных отношений, могут быть тем или иным образом эффективно исправлены, ошибки в области уголовно-репрессивной отражаются на конституционных правах и свободах конкретных граждан и носят необратимый характер.
В современных условиях трудно переоценить важность точно формализованного представления о сущности и свойствах информации как феномене, над которым осуществляются разнообразные, в том числе и криминальные действия в информационной сфере. Для криминалистических задач раскрытия и расследования преступлений важно иметь стройную систему представлений о сути данного явления и проявляющихся в различных ситуациях его качествах.
Развитие и все более широкое распространение информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих более эффективное пользование информационными ресурсами, определило необходимость правовой оценки ситуации и разработки организационно - правовых механизмов пресечения общественно опасного поведения (или «криминальной деятельности») в данной области.
Формирование отечественного законодательного регулирования в области информационных правоотношений прошло сложный путь. Признание обществом, а вслед за ним и законодателем факта существования информационного ресурса как реального объекта, имеющего материальное выражение, признание информации в качестве объекта гражданских прав, установление возможности признания права собственности физических и юридических лиц, государства на информацию, информационные системы, технологии и средства их обеспечения повлекло необходимость государственного реагирования в области уголовно- правовых запретов.
Анализ норм действующего УК РФ показывает, что развитие законодательного регулирования информационных правоотношений нашло в нем свое отражение, но для правильного понимания и оценки ряда предусмотренных УК РФ действий в качестве общественно опасных, необходимо привлечение норм всего законодательства, регламентирующих эти действия как незаконные, неправомерные.
Без ясного понимания
норм, регулирующих информационные правоотношения,
правоохранительные органы не имеют
возможности правильно
Как следует из Особенной части УК РФ, информационные правоотношения в целом получили в нем широкую уголовно-правовую защиту. Из этого следует, что информационные отношения стали новым объектом, а информация - новым предметом преступного посягательства. Противоправные действия, связанные с использованием «компьютерных» и (или) «телекоммуникационных» инструментов - лишь специализированная часть преступной деятельности в сфере информации, направленной на нарушение прав и гарантий личности, юридических лиц и государства.
По мере развития технологий электронных платежей, «безбумажного» документооборота и других, серьёзный сбой локальных сетей может просто парализовать работу целых корпораций и банков, что приводит к ощутимым материальным потерям. Не случайно, что защита данных в компьютерных сетях становится одной из самых острых проблем в современной информатике.
Необходимо также отметить,
что отдельные сферы деятельнос
(банковские и финансовые
институты, информационные
Компьютерная информация, как объект правовой защиты
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, а также компьютеризация мирового сообщества вообще, вызвало острую необходимость включения в правовую систему Российской Федерации юридических норм, которые бы регулировали правоотношения возникающие в сфере сбора, обработки, накопления (хранения) и передачи информации, а также использование компьютерной техники, средств хранения информации (носителей информации) и каналов связи (телекоммуникаций).
Непосредственно Российское информационное законодательство начало формироваться с начала 90-х годов и включало в себя ряд основополагающих законов:
В данных законодательных
актах были определены основные термины
и понятия в области
Также было осуществлено законодательное раскрытие понятий информационной безопасности и международного информационного обмена.
Но в определенных случаях правоприменитель сталкивался с трудностями при реализации правовых предписаний. В связи с этим анализ законодательства, регулирующего информационные отношения, показал, что необходимо более детальное исследование правового содержания и сущности понятий, которые касаются одновременно и описания элементов информационных отношений и отношений, регулируемых уголовным законом.
Российское законодательство определяет информацию как "сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления". Несмотря на кажущуюся простоту данного определения, уяснение сущности понятия "" - дело непростое, поскольку это понятие широко и не всегда однозначно информация используется и в законодательстве, и в литературе, и в обиходной речи.
Например, в специализированном курсе "Информатика" утверждается, что термины "сообщение" и "информация" - основные понятия информатики, однако
"содержание указанных
понятий не может быть
В "Толковом словаре по вычислительной технике и программированию" указано, что информация - одно из первичных, не определяемых в рамках кибернетики понятий
Отметим, что использование
означенного термина обычно предполагает
возникновение материально-
Относительно природы информации существует еще ряд мнений и точек зрения специалистов как из информационной, так и из юридичесой сферы. На мой же взгляд законодатель вполне приемлемо разрешает данный вопрос, а именно: устанавливает четкие правовые требования и формы для того, что подлежит охране в установленном законодательством порядке.
Таким образом как вытекает из анализа действующего законодательства, правовой защите подлежит главным образом документированная информация
(документ), зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, т. е. информация, которая облечена в форму, позволяющую ее «идентифицировать».
Комментаторами Закона об информации документированная информация описывается как "организационная форма, которая определяется как единая совокупность: а) содержания информации; б) реквизитов, позволяющих установить источник, полноту информации, степень ее достоверности, принадлежность и другие параметры; в) материального носителя информации, на котором ее содержание и реквизиты закреплены".
По мнению В.А. Копылова, понятие "документированная информация" основано на
"двуединстве - информации
(сведений) и материального носителя,
на котором она отражена в
виде символов, знаков, букв, волн
или других способов
Между тем отечественное уголовное законодательство обеспечивает правовую защиту наряду с документированной информацией и иным ее разновидностям и, следовательно, расширяет представление о предмете криминальной деятельности
(о чем речь пойдет
далее). Анализ действующего
Проанализировав нормы из различных отраслей права можно сделать ряд выводов:
1. Информацией является
совокупность предназначенных