Система педагогических условий обеспечения информационной безопасности детей и подростков в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка механизма обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании.
Объект исследования: информационная безопасность школьников как целостное социально-педагогическое явление.
Предмет исследования: педагогические условия обеспечения информационной безопасности школьника в образовательном учреждении, создание условий и мотивации для противостояния спам – Интернету.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы информационной безопасности школьника в учебном процессе 9
1.1 Основные аспекты информационной безопасности в школе 9
1.2 Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы 12
Глава 2. Система педагогических условий обеспечения информационной безопасности детей и подростков в школе 17
2.1 Анализ современной ситуации в области информатизации образования 17
2.2 Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации 23
2.3 Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе, взаимосвязь с родителями школьников в решении проблемы 27
Глава 3. Практическая реализация программы информационной безопасности школьника 32
3.1 Современные подходы к решению проблемы информационной безопасности школьника 32
3.2 Практические советы по безопасности для детей разного возраста 41
3.3 Разработка проекта информационной безопасности школьника 56
Заключение 63
Список литературы 65

Вложенные файлы: 1 файл

информационная безопасность.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

Глобальная сеть наряду с уникальными возможностями, которые с ее помощью открываются для системы образования, таит в себе и чрезвычайную опасность. Опасность эта кроется не в самом компьютере (например, свойствах излучения: они не больше, чем у телевизора), а именно в информации, которая размещается в сетях, доступ к которой открыт для всех желающих. Все больше школьников пользуются информацией Всемирной паутины, которая сказывается на интеллектуальном, нравственном развитии детей, их психическом и физическом здоровье [13]. Разработчики порталов, предоставляющие информационные сервисы для детей, озабочены вопросами информационной безопасности своих пользователей. Некоторые разработчики размещают правила, которыми необходимо пользоваться при работе с предоставляемыми сервисами для обеспечения своей безопасности, например: «Обязательно скажи взрослому, если кто-то в Сети надоедает тебе или хочет говорить о сексе; сразу прекращай контакт с любым, кто пытается давить для получения информации о тебе (имени, возраста, роста и размера, фотографий, адреса, информации о семье)» и др. [14]. Особенности восприятия информации в детском возрасте, когда значительное место занимает непосредственный интерес к теме, ее эмоциональная окраска, доминирование иррационального мышления во многих случаях не позволяют детям отнестись серьезно к рекомендуемым правилам обеспечения информационной безопасности и самостоятельно оценить их важность.

Последовательному формированию у школьников самостоятельного критического мышления может способствовать введение в школьные программы курса медиаобразования. Медиаобразование — это предметная область, изучающая специфику языка различных средств массовой информации, в первую очередь телевидения, радио, прессы, Интернета. Базовым умениям работы с информацией необходимо обучать учащихся, начиная с начальной школы (уметь выделять главную мысль в тексте, сделать вывод, дать оценку событию и т.д.). Это должна быть системная работа. Вся система обучения должна быть настроена на формирование этих базовых умений. Мировая педагогическая общественность давно осознала значимость этой проблемы не только для интеллектуального развития человека, но и для его информационной безопасности. Так, проблема информационной безопасности ребенка перерастает в проблему концепции системы образования, системы подготовки педагогических кадров [13].

В процессе непрерывного образования личность должна получить знания, выработать умения и навыки работы с новыми информационными технологиями и средствами телекоммуникации, позволяющими выполнять социальные роли создателя и потребителя информации. Данный процесс не ограничивается только реализацией технологических проблем, он включает в себя овладение эффективными методами обучения и познания, деятельности и мышления, стоящими на верхушке пирамиды непрерывного образования, а именно: анализа, синтеза, абстрагирования, формализации, обобщения информации, связанных с креативным уровнем образования, позволяющим из множества информации строить свое представление о мире или, иначе, сформировать информационный стиль мышления и информационное мировоззрение [15].

Система непрерывного образования включает в себя государственные и негосударственные учреждения и учебные заведения, обеспечивающие организационное и содержательное единство и взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и координировано решающих задачи общеобразовательной и профессиональной подготовки и воспитания каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей. Непрерывность образования подразумевает качественные изменения образовательного пространства обучающейся личности. В этой связи непрерывным может считаться образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому человеку возможность реализации собственной программы обучения [16].

В информационной сфере наблюдаются многие негативные явления, для преодоления их последствий необходимо выработать механизмы защиты психики личности, сознания, духовной жизни от информационных манипуляций и агрессии массовой культуры, воздействия недостоверной, ложной информации, дезинформации. Информационная безопасность предполагает также защиту личности от неправомерного вмешательства в производство информации и неправомерного доступа к персональным информационным ресурсам, замены реальной жизни виртуальной (иллюзорной). Результатом непрерывного образования является формирование у личности когнитивных структур, представляющих собой относительно стабильные психологические системы репрезентации знаний, которые вместе с тем являются системами извлечения и анализа информации [15].

С момента поступления ребенка в школу угроза информационной безопасности в отношении ребенка возрастает, поскольку у него появляется свобода от наблюдения и контроля со стороны родителей, а также начинает разграничиваться сфера влияния семьи, школы, системы дополнительного образования, социума. Вследствие неразработанности проблемы обеспечения непрерывной информационной безопасности школьников и методики ее комплексной реализации на уровне семьи и школы ответственность за ребенка педагоги нередко перекладывают на родителей, а родители — на педагогов и работников системы дополнительного образования.

Таким образом, выделим следующие задачи по обеспечению информационной безопасности школьников в непрерывном общем образовании и наметим возможные пути решения поставленных задач обеспечения ИБ школьников.

1. Выявление уровней обучения ИБ школьников. В школе можно выделить три уровня обучения ИБ, соответствующие: 1) начальной школе, 2) неполной средней школе, 3) средней общеобразовательной и профессиональной школе.

2. Классификация угроз на каждом этапе обучения ИБ. На первом этапе можно выделить угрозы личной безопасности школьника, не связанные с использованием технических средств. На втором этапе выделяют угрозы личности, семье, окружающему ученика социуму, возникающие при работе с информацией на компьютере и в Интернете. На третьем этапе — изучение основ профессиональной безопасности по выбранному профилю с использованием специальных средств записи и обработки информации. Второй и третий этапы обучения информационной безопасности непосредственно связаны с медиаобразованием.

3. Обеспечение непрерывности в изучении ИБ при переходе от одного этапа обучения к другому. Обеспечение непрерывного обучения за счет четкого выделения понятийного аппарата на каждом этапе и построении на его основе системы последующих положений с учетом возрастных особенностей развития и использования технических средств работы с информацией. Определение роли угроз исходящих от сообществ, в которые могут входить школьники на каждом этапе непрерывного образования.

4. Определение содержания обучения на каждом этапе. В зависимости от возникающих угроз ИБ (вторая задача) необходимо определить содержание обучения ИБ на каждом этапе и разработать условия безопасного использования соответствующих сервисов работы с образовательным контентом. Особенностью обучения ИБ является то, что недостаточно изучить только организационные и технические средства обеспечения ИБ, но и необходимо привить нравственность и воспитать ответственность за использование информации, которая может причинить ущерб не только личности, неумело с ней обращающейся, но и другим людям.

5. Установление способов согласования действий и распределение меры ответственности семьи, школы, системы дополнительного образования по обеспечению ИБ школьников в учебно-воспитательном процессе. Необходимо разработать методические рекомендации для родителей по обеспечению информационной безопасности семьи. Они должны содержать классификацию возможных информационных угроз. Рекомендации по ограничению доступа ребенка к информации и по обеспечению информационной безопасности для детей, находящихся за пределами школы, — в зоне ответственности родителей. Организационными формами взаимодействия школы с родителями по вопросам обеспечения ИБ как учащихся, так и семьи в целом могут быть как традиционные (родительские собрания, заседания родительских комитетов, индивидуальные беседы учителей с родителями), так и специально организованные лекции и семинары с участием педагогов, правоохранительных органов, специалистов по защите информации.

6. Определение форм внедрения мер по обеспечению ИБ в учебно-воспитательный процесс школы. Необходимо разработать систему дидактических средств для учащихся по обеспечению ИБ на каждом этапе обучения, включающую в себя систему понятий, способы поведения, законодательство в области ИБ, и другие аспекты. Внедрение знаний по ИБ в учебный процесс школы может быть как в рамках существующих предметов, например информатики или ОБЖ, так и на специально организуемых занятиях, например, классных часах, ролевых играх, проектной деятельности учащихся.

Комплексное решение рассмотренных задач информационной безопасности со стороны семьи и школы позволит значительно уменьшить риски причинения различного рода ущербов (морального, материального, здоровью и др.) ребенку. Поэтому обеспечение информационной безопасности школьников должно стать одним из первоочередных направлений работы современной школы.

 

3.2 Практические  советы по безопасности для  детей разного возраста

 

(по материалам сайта Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет (http://www.oszone.net/6213/)

Интернет это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становится очень серьезной. Да и кроме того, факт наличия такой болезни как Интернет-зависимость не всегда признается. Что же делать?

Установите правила использования домашнего компьютера и постарайтесь найти разумный баланс между нахождением в Интернет и физической нагрузкой вашего ребенка. Кроме того, добейтесь того, чтобы компьютер стоял не в детской комнате, а в комнате взрослых. В конце концов, посмотрите на себя, не слишком ли много времени вы проводите в Интернет.

Как показали исследования, проводимые в сети Интернет, наиболее растущим сегментом пользователей Интернет являются дошкольники.

В этом возрасте взрослые будут играть определяющую роль в обучении детей безопасному использованию Интернет.

Что могут делать дети в возрасте 5-6 лет?

Для детей такого возраста характерен положительный взгляд на мир. Они гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими идеями.

Несмотря на то, что дети в этом возрасте очень способны в использовании игр и работе с мышью, все же они сильно зависят от вас при поиске детских сайтов. Как им помочь делать это безопасно?

  • В таком возрасте желательно работать в Интернет только в присутствии родителей;
  • Обязательно объясните вашему ребенку, что общение в Интернет – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира;
  • Добавьте детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для сайтов, которые посещают ваши дети;
  • Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM );
  • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;
  • Научите вашего ребенка никогда не выдавать в Интернет информацию о себе и своей семье;
  • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.

Ваши дети растут, а, следовательно, меняются их интересы.

Возраст от 7 до 8 лет

Как считают психологи, для детей этого возраста абсолютно естественно желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения родителей. В результате, находясь в Интернет ребенок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей.

Поэтому в данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files в операционной системе Windows Vista).

В результате, у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему через плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты посещает ваш ребенок.

Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Дети этого возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет. Вполне возможно, что они используют электронную почту и могут заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

По поводу использования электронной почты хотелось бы заметить, что в данном возрасте рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку.

Помочь вам запретить ребенку использовать внешние бесплатные ящики сможет такое программное обеспечение, как Kaspersky Internet Security версии 7.0 со встроенным родительским контролем.

Для обеспечения информационной безопасности:

  • Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения;
  • Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером;
  • Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;
  • Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью средств Родительского контроля. Как это сделать, мы поговорим позднее;
  • Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;
  • Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM );
  • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;
  • Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные адреса;
  • Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО;
  • Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей;
  • Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия;
  • Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы. Подробнее о таких фильтрах http://www.microsoft.com/rus/athome/security/email/fightspam.mspx ;
  • Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями;
  • В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией;
  • Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни;
  • Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых»;
  • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Информация о работе Система педагогических условий обеспечения информационной безопасности детей и подростков в школе