Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 13:21, курс лекций
Информационные системы и технологии. Развитие рыночных отношений в информационной деятельности России. Основные функциональные возможности и технологические операции работы системы управления. Интеллектуальные компьютерные систем, основные направления развития искусственного интеллекта.
Экспертные системы (ЭС) - это сложные программные комплексы, накапливающие знания специалистов в конкретных предметных областях и распространяющие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей.
Обобщенная структура экспертной системы, основные понятия и определения.
Пользователь - специалист предметной области, для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны ЭС.
Инженер по знаниям - специалист по искусственному интеллекту, выступающий в роли посредника между экспертом и базой знаний. Синонимы: когнитолог, инженер-интерпретатор, аналитик.
Интерфейс пользователя - комплекс программ, реализующих диалог пользователя с ЭС как на стадии ввода информации, так и получения результатов.
База знаний (БЗ) - ядро ЭС, совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному). Параллельно такому "человеческому" представлению существует БЗ во внутреннем "машинном" представлении.
Решатель - программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в БЗ. Синонимы: дедуктивная машина, блок логического вывода.
Подсистема объяснений - программа, позволяющая пользователю получать ответы на вопросы: "Как была получена рекомендация?" и "Почему система приняла такое решение?".
Интеллектуальный редактор БЗ - программа, предоставляющая инженеру по знаниям возможность создавать БЗ в диалоговом режиме.
В коллектив разработчиков ЭС входят как минимум четыре человека: эксперт; инженер по знаниям; программист; пользователь. Возглавляет коллектив инженер по знаниям, это ключевая фигура при разработке систем, основанных на знаниях.
Экспертные системы классифицируют по различным критериям.
Классификация ЭС по решаемой задаче.
Интерпретация данных - одна из традиционных задач для экспертных систем. Под интерпретацией понимается определение смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Обычно предусматривается многовариантный анализ данных.
Диагностика - обнаружение неисправностей, отклонений от нормы - позволяет с единых позиций рассматривать неисправность оборудования в технических системах, заболевания живых организмов, всевозможные природные и общественные аномалии. При этом требуется понимание функциональной структуры ("анатомии") диагностируемой системы.
Мониторинг - непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы.
Проектирование - подготовка документов на создание объектов, процессов с заранее определенными свойствами.
Прогнозирование - логический вывод вероятных следствий из заданных ситуаций. Выводимые следствия составляют основу для прогнозов с вероятностными оценками.
Планирование - нахождение планов действий применительно к моделям поведения реальных объектов.
Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью ЭВМ и подсказывают правильные решения. Они накапливают знания об "ученике" и его характерных ошибках, способны выявить слабости в знаниях обучаемых и находить соответствующие средства для их ликвидации. Кроме того, они планируют акт общения с учеником в зависимости от успехов ученика с целью передачи знаний.
В общем случае все системы, основанные на знаниях, можно подразделить на системы, решающие задачи анализа и синтеза. Задача анализа - это интерпретация данных, диагностика; к задачам синтеза относятся проектирование, планирование. Комбинированные задачи: обучение, мониторинг, прогнозирование.
Классификация ЭС по связи с реальным временем.
Статические ЭС разрабатываются в предметных областях, в которых база знаний и интерпретируемые данные не меняются во времени. Они стабильны.
Квазидинамические ЭС интерпретируют ситуацию, которая меняется с некоторым фиксированным интервалом времени.
Динамические ЭС работают в сопряжении с датчиками объектов и процессов в режиме реального времени с непрерывной интерпретацией поступаемых данных.
Классификация по степени интеграции с другими программами.
Автономные ЭС работают непосредственно в режиме консультаций с пользователем для специфически "экспертных" задач, при решении которых не требуется привлекать традиционные методы обработки данных (расчеты, моделирование и т.п.).
Гибридные ЭС представляют программный комплекс, агрегирующий стандартные пакеты прикладных программ (например, математическую статистику, СУБД и др.) и средства манипулирования знаниями.
Несмотря на внешнюю привлекательность гибридного подхода разработка таких систем представляет собой задачу, на порядок более сложную и дорогую, чем разработка автономной ЭС.
Инструментальные средства построения экспертных систем.
Традиционные языки программирования слабо подходят для работы с символьными и логическими данными, требуют большой работы квалифицированных программистов.
Языки искусственного интеллекта - прежде всего Лисп (LISP) и Пролог (Prolog). Универсальность этих языков меньшая, чем традиционных языков. Это компенсируется большими возможностями по работе с символьными и логическими данными, что крайне важно для задач искусственного интеллекта.
Специальный программный инструментарий общего назначения - это библиотеки или надстройки над языком искусственного интеллекта.
"Оболочки" (shells) - "пустые" версии существующих экспертных систем, т.е. готовые экспертные системы без базы знаний. Достоинство оболочек в том, что они вообще не требуют программистов для создания готовой экспертной системы. Требуется только специалист(ы) в предметной области для заполнения базы знаний. Однако, если некоторая предметная область плохо укладывается в модель, используемую в оболочке, заполнить базу знаний в этом случае весьма непросто.
Конец формы
| ||||||||||||||||||||||||
|