Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:36, курсовая работа
Из всех предложенных мне тем для курсовой работы наиболее актуальной, на мой взгляд, является тема рассмотрения типов и моделей рынков и рыночных структур. На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому «административно-командная система», охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночной экономике.
Введение
1.Типы и модели современных рыночных структур……………………………..
1.1 Типы рыночных структур………………………………………………...
1.2 Модели рыночных структур……………………………………………
2. Типы рынков в современном мире……………………………………………..
3. Пути совершенствования рыночного развития………………………………..
Заключение………………………………………………………………………...
Список используемой литературы.......................................................................
Представляется логичным,
чтобы три производителя
Итак, поскольку олигополисты
хорошо знают, что им выгодно, они
действуют слаженно, и обычно результат
этого такой же, как в условиях
монополии. Однако в каждой стране имеются
специальные органы, осуществляющие
мониторинг деятельности олигополистов,
которые могут фактически поставить
свои условия монополии на рынке.
Основные претензии в адрес олигополии
сводятся к тому, что они настолько
сильны, что оказывают влияние
на международный рынок. И действительно,
крупные олигополистические компании
часто встречаются на мировом
рынке и сотрудничают с другими
компаниями и странами в производстве
какого-либо продукта. Это характерно
для автомобильной
Четвертая модель рынка – монополистическая конкуренция, одна из наиболее интересных, с которыми может встретиться менеджер. Здесь имеется несколько больше компаний, чем в олигополистической модели, но меньше, чем в модели чистой конкуренции. Монополистическая конкуренция наиболее часто встречается среди магазинов розничной торговли в определенном регионе, для нее характерны очень схожие продукты и практически одинаковая структура затрат. Обратимся к графику, представленному на рис. 4.4. На нем изображена кривая монополистического спроса в двух видах: слева – уходящая круто вниз (D1), справа – более пологая (D2).
Линия D1 отражает рынок, более сильно реагирующий на снижение цены. Это означает, что если компания снижает цену, она не может ожидать, что рынок готов принять большее количество продукта. Это может привести ее к потерям, поскольку фактически все, чего она добьется, будет снижение объема выручки за реализацию своего продукта. Возможность потери общей выручки зависит от угла наклона линии спроса: чем острее угол, тем меньше гибкость рынка.
Владельцы компаний должны помнить не только о цене, но и о затратах. Может случиться так, что компания не может позволить себе снизить цену, поскольку затраты на производство продукта могут превзойти это снижение. Однако если производитель способен изменить кривую спроса D2, мы увидим, что рынок относительно устойчив по отношению к цене. Это значит, что потребитель с большей готовностью заплатит более высокую цену за большее количество продукта. В этих условиях компания, конкурирующая на монополистической основе, находится в лучших условиях с точки зрения получения прибыли.
Но каким же образом можно снизить наклон кривой спроса? В модели монополистической конкуренции наиболее важной составляющей является реклама. И в данной области маркетинговая функция направлена на создание имиджа большей полезности продукта, купленного в конкретном магазине, или продукта определенной марки. По большому счету, эта полезность относится скорее к области психологии, однако мы наблюдаем, как успешно работает такой психологический имидж во всех сферах производства, начиная с обуви и кончая автомобилями и прочими дорогостоящими продуктами.
Очень мало примеров, когда кривая спроса может сдвинуться вверх (специалисты иногда называют ее «кривой снобов»). Такая ситуация означает, что чем выше цена, тем большее количество единиц продукта может быть продано. Если подумать, это представляется нерациональной реакцией рынка. Однако избыток эмоций и создание представления у покупателя о психологических преимуществах приобретения более дорогостоящего продукта не долгосрочны и относятся к небольшим по масштабам сферам деятельности. Такое может происходить только в особо эксклюзивных магазинах, на некоторое время и в отношении некоторых продуктов. Иногда рынок монополистической конкуренции представляется нерациональным в том, что полезность продаваемого продукта существует только в воображении покупателя, а это восприятие может расходиться с принятыми в обществе стандартами или взглядами.
2. Типы рынков в современном мире
Анализ развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый. Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.
Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:
1. Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними.
2. Свободный доступ к
любой хозяйственной
3. Полная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала.
4. Наличие у каждого
участника полной информации
о рынке (о норме прибыли,
спросе, предложении и т.д.). Осуществление
принципа рационального
5. Полная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.).
6. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами.
7. Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции.
8. Отсутствуют монополия
(один производитель), монопсония (один
покупатель) и государственное
Преимущества свободного рынка заключаются в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Механизм свободного рынка — это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов; максимальное использование достижений HTP; способность к удовлетворению разнообразных потребностей: повышение качества товаров и услуг, относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя
на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.
Но свободный рынок имеет и следующие серьезные недостатки:
1. Рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения, что не так уж и плохо, ибо обеспечивает высокую мотивацию к труду. Плохо то, что он жестокий и безразличный к бедным людям, не обеспечивает социальную "защиту" населения. Социальные последствия свободного рынка — безработица, разорение, бедность отдельных групп населения. С общечеловеческих позиций рыночное распределение несправедливо, так как не обеспечивает минимальный уровень жизни всем. Следовательно, необходимо вмешательство государства для решения социальных проблем.
Распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов. С позиций рыночных отношений любой доход, полученный на основе свободной конкуренции, справедлив. А тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости и т.д.), обречен на нищенское существование. Рынок не может создать условия реализации права на труд для всех членов общества. Трудоустраиваются только те, на чью рабочую силу имеется спрос. Свободный рынок не гарантирует полной занятости населения, а также стабильного уровня цен.
2. Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития производства. Имеет место нехватка денег. Проблему эмиссии денег берет на себя государство в лице Госбанка.
3. Деятельность свободных конкурентов часто приводит к нежелательным эффектам, таким, как загрязнение окружающей среды, загрязнение продуктов питания пестицидами и другими вредными веществами, развитие наркомании, алкоголизма и т.д. Свободный рынок, таким образом, зачастую игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений, а также не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.
4. Свободный рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, государственное управление, охрана природы и др.).
5. Рынок не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментальных исследований. Он реализует уже имеющиеся научно технические достижения, но не выделяет средства для фундаментальных исследований в науке и технике, а они крайне необходимы для развития общества в отдаленной перспективе.
6. Экономика, функционирующая
на основе свободного рынка,
подвержена нестабильному
7. Рынок не распространяется на те виды деятельности, которые не могут быть подчиненными исключительно коммерческим критериям (здравоохранение, образование, наука, культура, единая транспортная система, убыточные производства), но необходимы обществу.
Свободный рынок — это
абстракция: в настоящее время, да
и в прошлом (в различной мере)
имело и имеет место
Итак, не может быть .полной
экономической свободы, но должна быть
достаточная экономическая
Регулируемый рынок — это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы вести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.
Еще НД.Кондратьев отмечал, что регулирование в рамках капиталистической системы ограничено государственной собственностью и осуществляется косвенно*. Некоторые авторы до недавнего времени заявляли о недопустимости термина "регулируемый рынок" (называли это "горячим льдом", "квадратным колесом", т.е. абсурдом) на том основании, что рынок есть саморегулирующаяся система.
Однако рынок может регулироваться: с помощью своего собственного рыночного механизма, элементами которого являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение и др.; а также государством прямо и косвенно через госзаказы, налоги и т.д. (об этом подробнее см. далее). Для нас же сегодня крайне важно, как отмечал В.Леонтьев, найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования. Пока нет ни одного государства, которое идеально отвечало бы этому требованию.
Взаимодействие этих двух сторон регулирования рынка носит мониторинговый (т.е. напоминающий) характер, свидетельствующий об усилении то собственно рыночного механизма, то государственного регулирования.
3. Пути совершенствования рыночного развития
Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации. Наиболее ярким примером деформации рынка может служить рынок в нашей экономике. Условия функционирования рынка в нашей стране были таковы, что его положительная роль в развитии экономики была сведена на нет. Это привело к заявлениям об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражает реальность, ибо акты купли-продажи существовали, что признавали и признают не только отдельные экономисты России, но и Запада (например, В.Ойкен и др.). Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок был и есть, но он серьезно деформирован.
Можно выделить следующие основные черты деформации рынка в условиях административно-командной, или директивной, системы хозяйства:
1) отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;