Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:58, курсовая работа
В настоящее время среди разработчиков базы данных (БД) большой популярностью пользуется реляционная СУБД ACCESS, входящая в состав пакета Microsoft Office 2010. Дружественный интерфейс и простота настройки, эффективные средства создания таблиц, форм, запросов, интеграция с другими приложениями пакета, средства организации работы с базами данных и защита информации - вот далеко не полный перечень достоинств этого приложения.
1. Введение……………………………………………………………………….2
2. Проектирование базы данных………………………………………………..3
2.1 Анализ предметной области………………………………………………3
2.2 Проектирование инфологической, даталогической, физической моделей, построение ER-диаграммы…………………………………………5
3. Разработка базы данных……………………………………………………...7
Разработка схемы связей таблиц, нормализация базы данных и приведение ее к НФБК………………………………………………..…..7
3.2 Заполнение таблиц средствами Access………………………………....10
4. Создание базы данных……………………………………………………….12
Разработка форм и запросов средствами Access……………………….12
Разработка отчетов и макросов средствами Access…………………….13
5. Разработка руководства пользователю базой данных…………………...…16
5.1 Назначение и возможности базы данных……………………………….16
5.2 правила и порядок работы с базой данных……………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы ……………………………………………..28
Приложения:
1.Схема связей таблиц «Сущность-связь»…………………………………..29
2.ER-диаграмма……………………………………………………………….29
3.Скрипты SQL-запросов………………………………………………….....30
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Проектирование базы данных………………………………………………..3
2.1 Анализ предметной области………………………………………………3
2.2 Проектирование инфологической, даталогической, физической моделей, построение ER-диаграммы…………………………………………5
3. Разработка базы данных……………………………………………………...7
3.2 Заполнение таблиц средствами Access………………………………....10
4. Создание базы данных……………………………………………………….12
5. Разработка руководства пользователю базой данных…………………...…16
5.1 Назначение и возможности базы данных……………………………….16
5.2 правила и порядок работы с базой данных……………………………..23
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы ……………………………………………..28
Приложения:
1.Схема связей таблиц
«Сущность-связь»………………………………….
2.ER-диаграмма…………………………………………
3.Скрипты SQL-запросов………………………………………………
Введение
В настоящее время среди разработчиков базы данных (БД) большой популярностью пользуется реляционная СУБД ACCESS, входящая в состав пакета Microsoft Office 2010. Дружественный интерфейс и простота настройки, эффективные средства создания таблиц, форм, запросов, интеграция с другими приложениями пакета, средства организации работы с базами данных и защита информации - вот далеко не полный перечень достоинств этого приложения.
Основные функции СУБД - это описание структуры базы данных, обработка данных и управление данными.
База данных - это совокупность сведений о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях, относящихся к определённой теме или задаче, организованная таким образом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности, как в целом, так и любой её части. Реляционная база данных представляет собой множество взаимосвязанных таблиц, каждая из которых содержит информацию об объектах определённого типа. Каждая строка таблицы содержит данные об одном объекте (например, клиенте, автомобиле, документе), а столбцы таблицы содержат различные характеристики этих объектов - атрибуты (например, наименования и адреса клиентов, марки и цены автомобилей). Строки таблицы называются записями, все записи имеют одинаковую структуру - они состоят из полей, в которых хранятся атрибуты объекта. Каждое поле в записи содержит одну характеристику объекта и имеет строго определённый тип данных (например, текстовая строка, число, дата). Все записи имеют одни и те же поля, только в них содержатся разные значения атрибутов.
Любая СУБД позволяет выполнять четыре простейшие операции с данными:
Для выполнения этих операций используется механизм запросов. Результатом выполнения запросов является либо отобранное по определённым критериям множество записей, либо изменение в таблицах.
2. Проектирование базы данных
2.1 Анализ предметной области
В данном
курсовом проекте в качестве предметной
области рассматривается туристическая
фирма. Наша база данных решает следующие
задачи: учёт заказов, представление данных
о доступных турах, услугах и клиентах.
База данных «Турфирма» позволяет упорядочить работу туристического агентства: все туры, заказы, данные туристов и т.д. хранятся в электронном виде в одном файле на компьютере и легко могут быть найдены и воспроизведены на бумаге. База данных позволяет печатать данные о путешествии на типографском бланке – нет необходимости заполнять бланк от руки, намного облегчается ведение и анализ клиентской базы, упрощается работа и расчеты с клиентами: расчетные документы (например, приходные кассовые ордера) легко могут быть оформлены и учтены. Данные клиента и информация о путешествии вносятся в базу один раз и используются для оформления всех необходимых документов: туров, заказов и т.д. При этом значительно уменьшается вероятность ошибок при заполнении документов (например, ошибок в ФИО туристов или адресных данных). База данных позволяет легко собирать и анализировать статистические данные о количестве и характере путешествий туристов, качестве работы менеджеров агентства, популярности туристических маршрутов, отелей и т.д.
Спроектируем базу данных, содержащую информацию о турах, странах, клиентах, заказах и предоставляемых услугах. При проектировании таблиц лучше разработать структуру на бумаге и только затем начинать работу с СУБД Access. При проектировке таблиц, рекомендуется руководствоваться следующими основными принципами:
не должно быть повторений между таблицами. Когда определенная информация храниться только в одной таблице, то и изменять ее придется только в одном месте. Это делает работу более эффективной, а также исключает возможность несовпадения информации в разных таблицах. Например, в одной таблице должны содержаться адреса и фамилии клиентов;
каждая таблица должна содержать информацию только на одну тему.
Сведения на каждую тему обрабатываются намного легче, если содержаться они в независимых друг от друга таблицах. Например, адреса и заказы клиентов хранятся в разных таблицах, с тем, чтобы при удалении заказа информация о клиенте осталась в базе данных.
Каждая таблица содержит
информацию на отдельную тему, а
каждое поле в таблице содержит отдельные
сведения по теме таблицы. Например, в
таблице с данными о
В процессе анализа предметной области создано 9 таблиц: клиенты, заказы, город, поставщики, сотрудники, транспорт, услуги, туры и страна.
2.2 Проектирование инфологической, даталогической, физической моделей, построение ER-диаграммы
Первым этапом и самым
главным этапом в процессе проектирования
и создания базы данных, является разработка
инфологической модели. Цель инфологического
моделирования – обеспечение
наиболее естественных для человека
способов сбора и представления
той информации, которую предполагается
хранить в создаваемой базе данных.
Основными конструктивными
В процессе создания ER-диаграммы базы данных «турфирма», необходимо проанализировать все связи между таблицами. При анализе таблиц становится известно, что заказы осуществляют клиенты и каждый клиент может сделать несколько заказов. Получаем связь «ОДИН-КО-МНОГИМ» между таблицами Клиенты и Заказы по полю «Код клиента». Продолжая анализировать таблицы, выяснили, что один и тот же тур могут заказать несколько раз, тогда получим вторую связь, также «ОДИН-КО-МНОГИМ», только между таблицами Туры и Заказы по полю «Код тура». Следующей выявленной связью оказалась связь «ОДИН-КО-МНОГИМ» между таблицами Туры и Страны по полю «Название страны», так как имеет место такое утверждение, что может быть несколько туров в одну и ту же страну. Итак, осталась одна несвязанная таблица – это таблица Услуги, проанализировав её и таблицу Туры, становится ясно, что неизвестное количество туров может быть с одной и той же услугой, то есть мы, снова,
получаем связь «ОДИН-КО-
Физическая модель базы данных «Турфирма»
На основании проведенного анализа предметной области и полученных спецификаций данных была переходим к созданию физической модели базы данных «Турфирма». Для создания базы данных нужно сначала запустить программу Microsoft Office Access 2010, для этого нужно проделать следующие действия: Пуск → Программы → Microsoft Office → Microsoft Office Access 2010. После этого откроется окно программы. Для создания новой базы данных нужно нажать кнопку «office» → Создать, выбираем «Новая база данных», вводим название базы данных и нажимаем кнопку «Создать», и создаём таблицы в базе данных. Для этого нужно нажать на вкладку Создание → Конструктор таблиц.
Каждое поле таблицы характеризуется наименованием, типом и шириной поля. При задании типа данных поля можно также указать размер, формат и другие параметры, влияющие на отображение значения поля и точность числовых данных. Определим, какие типы данных будут присутствовать в наших таблицах. По окончании заполнения через кнопку «office» → Сохранить как сохраняем полученную таблицу с требуемым именем. Далее заполняем таблицы необходимыми данными.
3. Разработка базы данных
3.1 Разработка схемы связей таблиц, нормализация базы данных и приведение ее к НФБК
Разработаем схему данных, для этого:
Нажимаем на вкладку Работа с базами данных, там жмем по кнопку «Схема данных» на панели инструментов. На экране появится окно «Схема данных»;
Щёлкаем по кнопке «Отобразить таблицы» на панели инструментов. На экране появится окно «Добавление таблицы»;
Выбираем таблицу и нажимаем на кнопку «Добавить», выбираем следующую таблицу и нажимаем на кнопку «Добавить». Аналогично добавляем оставшиеся таблицы;
Закрываем окно, щелкнув по кнопке «3акрыть»;
Создадим связь между таблицами Клиенты и Заказы. Для этого курсором мыши перетаскиваем поле «Код клиента» в таблице Клиенты на поле «Код клиента» в таблицу Заказы. На экране откроется окно «Изменение связей»;
Устанавливаем флажки в свойствах:
Нажимаем на кнопку «Создать». Связь будет создана;
Аналогично создаем связи между другими таблицами.
Обзор понятий «Нормализация модели».
Нормализация – это
процесс преобразования отношений
базы данных к виду, отвечающему
нормальным формам, процесс проверки
и реорганизации сущностей и
атрибутов с целью
Общее назначение процесса нормализации заключается в следующем:
Устранение избыточности производится, как правило, за счёт декомпозиции отношений таким образом, чтобы в каждом отношении хранились только первичные факты (то есть факты, не выводимые из других хранимых фактов).
Притом, что идеи нормализации
весьма полезны для проектирования
баз данных, они отнюдь не являются
универсальным или