Создание цифрового образовательного ресурса «Внеурочная деятельность»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является создание цифрового образовательного ресурса по дисциплине «Внеурочная деятельность».
Задачи:
- изучить существующие цифровые образовательные ресурсы по дисциплине «Внеурочная деятельность»;
- выявить проблему разработки и использования цифровых образовательных ресурсов по дисциплине «Внеурочная деятельность»;
- выбор программного обеспечения;
- создание цифровых образовательных ресурсов по дисциплине «Внеурочная деятельность».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Аналитическая часть 5
1.1 Описание предметной области 5
1.2 Анализ существующих разработок и обоснование выбора технологии проектирования 8
ГЛАВА 2 Разработка и реализация проектных решений 11
2.1 Информационная модель системы 11
2.2 Разработка проектных решений по системе и её частям 15
2.3 Руководство пользователя 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

Исмагилов4В.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГАОУ СПО «МЕНЗЕЛИНСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМЕНИ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080802 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

 

СОЗДАНИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

Выполнил студент 4 курса группы «В»

Исмагилов Роман__________________

(подпись)

Руководитель: преподаватель  информатики 

Харитонова  В.Г. ______________________

(подпись)

 

 

 

Курсовой проект допущен к защите

«__» ______________2012 г.

Зам. директора по учебной работе:

_____________________________

                 Курунова Л. М              

(Ф.И.О.)

Курсовой проект защищен

«__» ____________2012 г.

Оценка __________

Председатель ПЦК:__________

                 Бахтигареева С. М.

(Ф.И.О.)

   

 

 

 

Мензелинск, 2012 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение  в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений в течение последних нескольких десятилетий. Этот процесс требует подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, а также повышение общего уровня компьютерной грамотности. Новый этап развития системы образования ставит перед нами и новые задачи в обучении педагогов владению компьютерной техникой.

Информатизация общества связана с расширением сферы  применения информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим актуальным является вопрос применения информационных и коммуникационных технологий в системе образования на всех его уровнях.

Проблемой настоящей работы обусловлена  тем что, цифровые образовательные ресурсы относятся к классу сложных систем для разработки, в связи с многозначностью структурных отношений между их компонентами и необходимостью разработки цифровых образовательных ресурсов по данной предметной области.

Объектом исследования является цифровые образовательные ресурсы.

Предметом исследования: цифровой образовательный  ресурс по дисциплине «Внеурочная деятельность».

Целью работы является создание цифрового  образовательного ресурса по дисциплине «Внеурочная деятельность».

Задачи:

  • изучить существующие цифровые образовательные ресурсы по дисциплине «Внеурочная деятельность»;
  • выявить проблему разработки и использования цифровых образовательных ресурсов по дисциплине «Внеурочная деятельность»;
  • выбор программного обеспечения;
  • создание цифровых образовательных ресурсов по дисциплине «Внеурочная деятельность».

Внедрение цифрового  образовательного ресурса, облегчит работу образовательных учреждений, при  обучении по дисциплине  «Внеурочная  деятельность».

 

ГЛАВА 1 Аналитическая часть

1.1 Описание предметной области

 

Цифровой – представленный в  виде последовательности цифр - чисел. В настоящее время при стремительном  развитии информационных технологий особую популярность получает цифровая форма  представления информации: цифровая фотография, цифровое видео.

Основная отличительная  характеристика тех образовательных  ресурсов, о которых идет речь - их цифровой характер, они должны быть представлены в цифровом виде.

Образовательный — направленный на изучение чего-либо, может быть использован в разных формах образования.

Ресурс, согласно толковому  словарю, средство, к которому обращаются в необходимом случае.

Следовательно, образовательный  ресурс можно определить как средство, к которому обращаются с целью  получения образования, как ресурс, содержащий информацию образовательного характера.

Таким образом, под цифровым образовательным ресурсом будем  понимать учебную, методическую, справочную, организационную и другую информацию, необходимую для эффективной  организации образовательного процесса, представленную в цифровом виде.

Классификация цифрового  образовательного ресурса

Общепринятой классификации  образовательных ресурсов не существует, что создает определенные проблемы при их каталогизации.

Далее приведем различные  варианты классификаций электронных образовательных ресурсов, имеющихся в российской и международной практике.

Следует различать

Электронный документ: Документ на машиночитаемом носителе, для использования  которого необходимы средства вычислительной техники.

Электронное издание: Электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

Можно предложить следующую  классификацию электронных образовательных ресурсов.

Электронный образовательный  ресурс, может иметь следующие  виды:

  • электронные данные;
  • электронные программы или их сочетание в одном ресурсе.

По знаковой природе  информации:

Электронные данные делятся  на: текстовые, числовые, звуковые, графические, шрифтовые и демонстрационные.

Электронные программы  делятся на: системные, прикладные и  сервисные; сочетание электронных  данных и программ - на интерактивные  мультимедиа и онлайновые службы.

По целевому назначению: электронные образовательные ресурсы  можно разделить на официальные, научные, учебные, учебно-методические, справочные.

По технологии распространения: локальные, сетевые и комбинированного распространения.

По характеру взаимодействия пользователя и электронного ресурса: детерминированные и недетерминированные (интерактивные).

По периодичности: непериодические, сериальные, периодические, продолжающиеся и обновляемые. По наличию печатного  эквивалента: электронный аналог печатного  издания; самостоятельное электронное  издание. По структуре: однотомные, многотомные и электронная серия. По жанру следует различать: образовательные порталы; сайты вузов, факультетов, кафедр, лабораторий, сайты НИИ; научно-популярные журналы; сайты научно-образовательных проектов; электронные пособия, учебники, хрестоматии; электронные курсы (образовательные объекты); архивы образовательных ресурсов; базы данных (полнотекстовые, библиографические, справочные, адресные); лаборатории и вычислительный и имитационный эксперимент, виртуальные тренажеры; дистанционное управление экспериментальными комплексами; электронные библиотеки; электронное представление ресурсов обычных библиотек; персональные страницы, организаторов образования; отдельные статьи или страницы; иформационно-поисковые системы

 

1.2 Анализ существующих разработок и обоснование выбора технологии проектирования

 

Интеллектуальные обучающие системы (ИОС) относятся к системам наиболее высокого уровня и также реализуются  на базе идей искусственного интеллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, как правило, на языке, близком к естественному. При этом в ходе диалога могут обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля и т.д. В ИОС на основе модели обучаемого (уточняемой в ходе учебного процесса) осуществляется рефлексивное управление обучением. Многие ИОС могут совершенствовать стратегию обучения по мере накопления данных. Отличительным признаком ИОС является то, что они не содержат основных и вспомогательных обучающих воздействий в готовом виде, а генерируют их.

Наибольшую ценность для широкого использования представляют ресурсы, которые требуют от преподавателя  минимальных навыков работы на компьютере и максимально облегчают работу школьника. Одним из популярных ресурсов является:

  • http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
  • http://www.ipk.yar.ru:8101/resource/distant/earlyschool_education/index.shtml - ЯИРО (начальная школа).
  • http://www.solnet.ee/skazki - книга сказок.
  • http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html - сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, загадки.
  • http://www.cofe.ru/read-ka- детский сказочный журнал «Почитай-ка».
  • http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
  • school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.
  • school-collection.edu- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
  • fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Обеспечивает доступность и эффективность использования электронных образовательных ресурсов для всех уровней и объектов системы образования РФ. Реализует концепцию "единого окна" для доступа к любым электронным образовательным ресурсам системы образования РФ.
  • window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.
  • allbest - "Союз образовательных сайтов" - Каталог образовательных ресурсов: сайты, библиотеки, коллекции рефератов.
  • newseducation.ru - "Большая перемена". Здесь можно узнать обо всем самом важном и интересном, о самом волнующем и наболевшем, о грустном и веселом, о серьезном и не очень... Словом, обо всем-всем-всем, что происходит сегодня в этом бескрайнем бушующем море под названием "Образование"!!!
  • http://www.mccme.ru/~dima/erunda/naoborot/index.htm - "Всё наоборот" – стихи для детей, собранные Григорием Кружковым.
  • http://www.sf.mksat.net/vk/krapivin_index.htm - Писатель Владислав Крапивин.
  • http://www.literatura1.narod.ru/dmitrij_emets.html - Писатель Дмитрий Емец.
  • http://www.nikitinsky.com.ua - Детский писатель Юрий Никитинский.
  • "Сказка" - мифы, легенды, сказки народов мира
  • http://e-skazki.narod.ru/index.html - "Сказка для народа" - народные и авторские сказки.
  • http://www.kinder.ru - Каталог детских ресурсов "Kinder.Ru".
  • http://barsuk.lenin.ru - Журнал для детей "Барсук".
  • http://www.biblioguide.ru/ - BiblioГид: всё о детской книге
  • http://www.kostyor.ru/archives.html - Журнал для школьников "Костёр". На сайте представлена усеченная версия журнала. В печатных изданиях журнала читайте повести  рассказы, ищите настольные игры, разгадывайте Викторину-100, смотрите комиксы, решайте риптограммы и цифрограммы.
  • http://murzilka.km.ru -  Детский журнал "Мурзилка".
  • http://vkids.km.ru/ - Детская страничка "Кирилла и Мефодия". Чат, игры, призы, информация для родителей.
  • http://www.posnayko.com/index.htm - Журнал "Познайка". Детский игровой журнал. Конкурсы, игры и прочее. Здесь можно найти стихи и песни для детей.
  • http://www.cofe.ru/read-ka/ -  "Почитай-ка" - детский сказочный журнал. Сказки, великие  казочники, головоломки, курьезные факты из жизни ученых, конкурс литературного творчества, калейдоскоп необычных сведений из мира животных и истории, рассказы о легендарных воинах разных времен и народов.

 

ГЛАВА 2 Разработка и реализация проектных решений

2.1 Информационная модель системы

 

Хранимые в базе данные имеют  определенную логическую структуру - иными  словами, описываются некоторой  моделью представления данных (моделью данных), поддерживаемой СУБД(система управления базами данных). К числу классических относятся следующие модели данных:

  • иерархическая;
  • сетевая;
  • реляционная.

Кроме того, в последние  годы появились и стали более  активно внедряться на практике следующие  модели данных:

  • постреляционная;
  • многомерная;
  • объектно-ориентированная.

Разрабатываются также  всевозможные системы, основанные на других моделях данных, расширяющих известные  модели. В их числе можно назвать  объектно-реляционные, дедуктивно-объектно-ориентированные, семантические, концептуальные и ориентированные модели. Некоторые из этих моделей служат для интеграции баз данных, баз знаний и языков программирования.

В некоторых СУБД поддерживается одновременно несколько моделей  данных. Например, в системе ИНТЕРБАЗА для приложений применяется сетевой язык манипулирования данными, а в пользовательском интерфейсе реализованы языки SQL и QBE.

Иерархическая модель

В иерархической модели связи между данными можно  описать с помощью упорядоченного графа (или дерева).

Для описания структуры (схемы) иерархической БД (база данных) на некотором языке программирования используется тип данных "дерево".

Тип "дерево" схож с  типами данных "структура" языков программирования ПЛ/1 и Си и "запись" языка Паскаль. В них допускается  вложенность типов, каждый из которых находится на некотором уровне.

Тип "дерево" является составным. Он включает в себя подтипы ("поддеревья"), каждый из которых, в свою очередь, является типом "дерево". Каждый из типов "дерево" состоит  из одного "корневого" типа и упорядоченного набора (возможно пустого) подчиненных типов. Каждый из элементарных типов, включенных в тип "дерево", является простым или составным типом "запись". Простая "запись" состоит из одного типа, например, числового, а составная "запись" объединяет некоторую совокупность типов, например, целое, строку символов и указатель (ссылку). Корневым называется тип, который имеет подчиненные типы и сам не является подтипом. Подчиненный тип (подтип) является потомком по отношению к типу, который выступает для него в роли предка (родителя). Потомки одного и того же типа являются близнецами по отношению друг к другу.

Информация о работе Создание цифрового образовательного ресурса «Внеурочная деятельность»