Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 07:36, курсовая работа
Основные элементы
Основные элементы спутниковой системы навигации:
Орбитальная группировка, состоящая из нескольких (от 2 до 30) спутников, излучающих специальные радиосигналы;
Наземная система управления и контроля, включающая блоки измерения текущего положения спутников и передачи на них полученной информации для корректировки информации об орбитах;
Приёмное клиентское оборудование («спутниковых навигаторов»), используемое для определения координат;
Опционально: информационная радиосистема для передачи пользователям поправок, позволяющих значительно повысить точность определения координат.
Введение 3
Основные элементы 3
Принцип работы 3
ГЛАВА 1. 5
1. GPS Навигация 5
1.1 История системы GPS 7
1.2 Состав системы GPS 8
1.3 Основные понятия GPS 11
1.4 Основные функции GPS. 14
1.5 Карты для GPS 15
1.6 Погрешности GPS 16
2 ГЛОНАСС Навигация 21
2.1 История развития системы 21
2.2 Состав системы ГЛОНАСС 22
2.3 Запуски 23
2.4 Принципы работы 24
2.5 Технические средства навигации 25
2.5 ГЛОНАСС сегодня 27
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GPS 29
Заключение 33
Для того, чтобы выйти к месту, обозначенному путевой точкой, необходимо отыскать соответствующую точку в памяти прибора и выбрать функцию GoTo (Идти к). Навигатор будет указывать направление движения, расстояние до цели и расчетное время прибытия.
Траектория - это последовательность точек, которая автоматически записывается в память прибора при движении. Этим точкам нельзя присвоить имя. Однако из них формируется линия, траектория движения, которую впоследствии при помощи компьютера можно наложить на карту и увидеть маршрут своего путешествия.
Частота записи GPS-навигатором точек траектории зависит от настроек. К примеру, можно поручить прибору отмечать точку каждые 5 секунд движения, либо через каждые 5 метров пути.
Маршрут - заданная последовательность движения от одной путевой точки к другой. Подобная функция удобна тогда, когда вам требуется посетить значительное количество путевых точек. В этом случае, вы передвигаетесь от одной точке к другой. При достижении следующей путевой точки, прибор автоматически начинает поиски следующей.
Если ваш навигатор поддерживает загрузку карт, а карта поддерживает автопрокладку маршрута, то маршрут будет прокладываться в автоматическом режиме.
Реверсивный маршрут - маршрут, по которому GPS-навигатор может провести в прямом и обратном направлении, в зависимости от желания пользователя.
Альманах - навигационная информация, которая передается каждым из спутников. Альманах представляет собой постоянно обновляемый справочник состояние спутникового созвездия, из которого становится известным, где будет находиться каждый из космических аппаратов в определенный момент времени. Это дает возможность GPS-навигатору не тратить много времени на поиски спутников и быстро начать принимать с них сигналы.
Эфимерис - данные точной корректировки элементов орбит и поправки часов каждого спутника. Каждый из навигационных спутников передает собственный эфимерис. Можно говорить о том, что альманах позволяет навигатору получить общее представление о положении спутников в пространстве, а эфимерис дает точную информацию о каждом из космических аппаратов.
Холодный старт - процесс первого запуска GPS-навигатора. При этом прибор не знает ничего о спутниках (т.е. в его память не загружен "альманах"), поэтому он вынужден искать их самостоятельно. Данная процедура достаточно продолжительная, может понадобиться до 10 минут времени, прежде чем прибор поймает спутники и сможет определить свое местоположение.
Теплый
старт - процесс запуска GPS-
Горячий
старт - процесс запуска GPS-
Важной функцией у всех портативных навигаторов является функция передвижения к указанной путевой точке при помощи азимута. Выбрав в меню навигатора заранее отмеченную путевую точку, вы в любой момент сможете к ней вернуться. GPS-навигатор способен правильно показывать направление только в движении. При этом чем быстрее движется прибор, тем точнее и стабильнее обозначается направление на интересующую путевую точку.
Любой
навигатор имеет путевой
Спутниковая навигация развивается. В последнее время распространение получила функция автопрокладки маршрутов. Это значит, что пользователю
достаточно только указать точку назначения, а прибор автоматически создаст самый оптимальный маршрут.
По мере развития технологии GPS появилась необходимость в создании специализированных электронных карт. В навигации применяются карты двух видов: векторные и растровые электронные карты.
Векторные
изображения описываются
Векторные карты загружаются в память GPS-приемника, кроме того, они могут использоваться в связке компьютер + навигатор. Карты, которые закачиваются в приемники Garmin, имеют особый "гарминовский" векторный формат. В большинстве случаев хорошие карты защищаются разработчиком. Производится "привязка" карты ко внутреннему номеру прибора (Unit ID), почле чего она не может быть закачена в GPS-навигатор с иным внутренним номером.
Растровые изображения формируются по другому принципу. По большому счету, любое изображение растровой карты состоит из конечного набора точек (пикселов) разного цвета. Изображение, можно сказать, "монолитно" и не состоит из отдельных элементов, как в случае с векторными картами.
Растровые карты можно использовать только на персональном или карманном компьютере, к которому подключен GPS-приемник. Для использования в GPS карту необходимо не только отсканировать, но и "привязать" к координатной сетке (это значит определить для отдельных точек карты геограически координаты).
Привязка карты к координатной сетке можно выполнить при помощи специальных программ: Ozi Explorer (для Windows-компьютеров) или PathAway (для Palm-компьютеров). После того, как произведена "привязка" карты, приемник может отображать на ней свои координаты, а вы сможете видеть свое местонахождение.
Чаще в навигации используются именно векторные карты, потому что они обладают рядом существенных преимуществ, в сравнении с растровыми:
Загрузка векторных карт в память навигатора выполняется с персонального компьютера, с которым прибор своединяется через USB-или СОМ-соединение. Для этого, к примеру, у приемников компании Garmin имеется программа Map Source, а у приемников Magellan - Map Send.
Система глобального позиционирования, как и любая другая техническая система, не может быть абсолютно точной. При использовании системы GPS следует помнить о тех погрешностях, которые не позволяют определить координаты абсолютно точно. Рассмотрим каждую из них.
1.
Ионосферные и атмосферные
Первый заключается в том, что можно, зная типичную ошибку при обычном состоянии ионосферы, ввести соответствующую поправку. Однако, к сожалению, не всякий день является нормальным.
Второй метод заключается в сравнении скорости распространения систем на двух разных частотах. Этот метод доступен только военным и авторизованным гражданским пользователям, потому что второй сигнал, передаваемый на частоте L2, является закодированным. Отсутствие доступа к P-коду не дает возможности двухчастотному приемнику расшифровать сигнал и определить ионосферную задержку в реальном времени.
Преодолев ионосферу, спутниковые сигналы попадают в плотные слои атмосферы. В атмосфере, особенно в ее нижней части - тропосфере также происходят задержки и искажения, связанные с различной концентрацией водяных паров. К счастью, этими погрешностями можно пренебречь, т.к. они малы по величине.
2.
Ошибки атомных часов и прочие
погрешности. Атомные часы, установленные
на спутниках, являются очень
точными. Однако они все равно
являются источниками
3. S/A режим - Selective Availability (Избирательный Доступ). Несколько лет назад Министерство Обороны США специально занималось внесением искусственных ошибок в навигационные данные, передаваемые со спутников. При активированном S/A режиме величина среднеквадратического отклонения определения местоположения составляла около 30 м. 1 мая 2000 года S/A режим был отключен, согласно указу Билла Клинтона.
4.
Отражение и экранирование
5. Эфемеридная погрешность. Эти ошибки возникают в результате расхождения между фактическим положением GPS-спутника и его расчетным положением, которое определяется по данным эфемерид, передаваемых с борта спутника. Как правило, значение этой погрешности не превышает 3 м. Наземные станции слежения круглосуточно наблюдают за всеми спутниками и уточняют элементы их местоположение. Плученные данные пересылаются в центр управления, где производят вычисление новых элементов орбиты и поправки атомных часов. Уточненные параметры сводятся в альманах, почле чего пересылаются на спутники. GPS-спутники, в свою очередь, пересылают эти данные GPS-приемникам.
6.
Статистическая погрешность
7. Геометрический фактор. Измерение расстояния до навигационных спутников всегда связано с целым с рядом погрешностей Поэтому воображаемые сферы и окружности получаются не геометрически точными, а размытыми.
В зависимости от угла между направлениями на спутники область пересечения размытых окружностей (область неопределенности местоположения) принимает вид от небольшого квадрата до весьма вытянутого четырехугольника. Таким образом, чем больше угол между направлениями на различные спутники, тем точнее происходят измерения.