Сущность информационной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 14:03, реферат

Краткое описание

Основная цель моей работы – раскрыть сущность информационной безопасности, определить основные виды угроз в информационной сфере, а затем перейти к самому главному – деятельность государственных систем по обеспечению информационной безопасности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность информационной безопасности………………………...5
Глава 2. Основные виды угроз информационной безопасности…………...7
Глава 3. Деятельность государства по установлению информационной безопасности……......……………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

БЖД.docx

— 44.53 Кб (Скачать файл)

Запрет цензуры – одно из самых значительных достижений в регулировании общественных отношений по распространению информации. Однако опять же это вовсе не означает, что распространение информации носит характер вседозволенности.

Нельзя допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды. Россия была и остается многонациональным государством, в котором бок о бок живут люди разных культурных или религиозных традиций.

Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информацией о государственной политики Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Для достижения этого требуется:

  • укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по современному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;
  • интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечения накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

Для достижения этого требуется:

  • развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации;
  • развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;
  • развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникаций и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;
  • обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

Информационные технологии развиваются в настоящее время достаточно интенсивно, не случайно многие производители электроники с мировым именем выразили желание инвестировать в Россию, поскольку считают ее емким и динамичным рынком. Но нужно также поддерживать отечественные разработки дотациями из бюджета: пока они осуществляются не в достаточном объеме. Индустрия информационных услуг уже давно прошла стадию становления и представляет собой достаточно налаженную и разветвленную инфраструктуру.

Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

В этих целях, в частности, необходимо:

  • интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля их эффективности;
  • обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  • расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Ученые часто говорят об “информационной войне” как о возможном способе решения межгосударственных конфликтов. Итог информационной войны предрешен тогда, когда одна сторона разрушает телекоммуникационную инфраструктуру противника. А без последней невозможно эффективное ведение “традиционной” войны.

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

  • угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;
  • угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ;
  • угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов (противодействие доступу РФ к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий, закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам, вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи, увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности). Необходимо отметить, что отток специалистов в области физики, математики, биологии и др. приобрел воистину угрожающие масштабы. Ущерб от этого Российской Федерации и соответственно выгоду для других стран сложно переоценить.
  • угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России (противоправные сборы и использование информации, нарушения технологии обработки информации, внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия, разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных систем, в том числе систем защиты информации, уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи, воздействие на парольно – ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации, утечка информации по техническим каналам, внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и др.).

К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности.

 

Заключение.

 

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что усложнение процессов информационного общения между людьми, автоматизация управления промышленными объектами, транспортом и энергетикой породили новые возможности целенаправленного негативного воздействия, которые могут осуществлять как недружественные государства, так и отдельные группировки преступной направленности либо отдельные лица. Реализацию такой возможности принято именовать информационным терроризмом. Один квалифицированный хакер способен нанести ущерб, сопоставимый с боевой операцией, проведенной войсковым соединением. При этом территориальное расположение государств, создающее естественные препятствия для проведения традиционных операций, не является преимуществом при информационных атаках. Для разработки информационного оружия не требуется построение заводов, его создание как государствами, так и частными лицами невозможно пока поставить под эффективный контроль.

Следовательно, государство должно сформировать такую организационно-правовую систему, которая смогла бы координировать развитие информационной инфраструктуры нашей страны в целях предотвращения либо максимальной локализации последствий информационной войны или отдельных эпизодов применения информационного оружия. И делать это необходимо безотлагательно.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Таким образом, противостоять угрозам информационной безопасности необходимо на основе создания и внедрения эффективных систем защиты информации. Причем решение задачи создания таких систем должно быть реализовано на основе системного подхода по следующим причинам.

Во-первых, для эффективной защиты информационных ресурсов требуется реализация целого ряда разнородных мер, которые можно разделить на три группы: юридические, организационно-экономические и технологические. Все они базируются на следующих принципах:

- нормативно-правовая база  информационных отношений в обществе  четко регламентирует механизмы  обеспечения прав граждан свободно  искать, получать, производить и  распространять информацию любым  законным способом;

- интересы обладателей  информации охраняются законом;

- засекречивание (закрытие) информации является исключением  из общего правила на доступ  к информации;

- ответственность за сохранность  информации, ее засекречивание и  рассекречивание персонифицируются;

- специальной заботой государства является развитие сферы информационных услуг, оказываемых населению и специалистам на основе современных компьютерных сетей, системы общедоступных баз и банков данных, содержащих справочную информацию социально-экономического, культурного и бытового назначения, право доступа к которым гарантируется и регламентируется законодательством.

Во-вторых, разработкой мер защиты применительно к каждой из трех групп должны заниматься специалисты из соответствующих областей знаний. Естественно, что каждый из указанных специалистов по-своему решает задачу обеспечения информационной безопасности и применяет свои способы и методы для достижения заданных целей. При этом каждый из них в своем конкретном случае находит свои наиболее эффективные решения. Однако на практике совокупность таких частных решений не дает в сумме положительного результата - система безопасности в целом работает неэффективно.

Применение в этих условиях системного подхода позволит определить взаимные связи между соответствующими определениями, принципами, способами и механизмами защиты. Причем понятие системности в данном случае заключается не просто в создании соответствующих механизмов защиты, а представляет собой регулярный процесс, осуществляемый на всех этапах жизненного цикла информационной системы.

 

Список использованной литературы.

 

1. Блинов А.М. «Информационная безопасность», учебное пособие: издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2010г, 96 с.

2. Гафнер В.В. «Информационная безопасность», учебное пособие: издательство «Феникс», 2010, 324 с.

3. Будко В.Н. «Информационная безопасность и защита информации», конспект лекций: Воронеж, издательство ВГУ, 2003. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://window.edu.ru/resource/967/26967

4.[Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.rg.ru/oficial/doc/min_and_vedom/mim_bezop/doctr.shtm

5.[Электронный ресурс] – режим доступа: http://ypn.ru/102/introduction-to-information-protection-and-information-security/

 

 

 


Информация о работе Сущность информационной безопасности