Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:58, доклад
Развитие инфокоммуникационных технологий привело к тому, что наряду с базовыми, хорошо изученными методами обучения шахматистов стали появляться и новые, основанные на использовании персональных компьютеров и шахматных программ. Однако закрытость исследований в этой области и отсутствие до последнего времени в печати научно-обоснованных методик подготовки юных спортсменов с использованием шахматных программ и шахматных ресурсов «Интернет» приводит к тому, что в большинстве спортивных школ процесс информатизации часто сводится лишь к оснащению учебных подразделений компьютерами.
Теоретические и практические аспекты применения ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ юных высококвалифицированных шахматистов
И.В. Михайлова, кандидат педагогических наук, доцент
Российский государственный социальный университет, Россия
Развитие инфокоммуникационных технологий привело к тому, что наряду с базовыми, хорошо изученными методами обучения шахматистов стали появляться и новые, основанные на использовании персональных компьютеров и шахматных программ. Однако закрытость исследований в этой области и отсутствие до последнего времени в печати научно-обоснованных методик подготовки юных спортсменов с использованием шахматных программ и шахматных ресурсов «Интернет» приводит к тому, что в большинстве спортивных школ процесс информатизации часто сводится лишь к оснащению учебных подразделений компьютерами. Это противоречит известному положению о том, что развитие технологической составляющей обязано сопровождаться радикальными изменениями и в методике преподавания. Автором данной статьи была осуществлена попытка усовершенствовать систему подготовки юных квалифицированных шахматистов с использованием новых средств обучения, основанных на применении шахматных компьютерных программ и ресурсов «Интернет». Предполагалось, что разработка и внедрение в процесс обучения новых шахматных компьютерных технологий (ШКТ) повысит общий уровень и интенсивность учебного процесса, увеличит продуктивность тренировок по освоению стратегического и тактического шахматного материала. Такое предположение было основано на результатах анализа концепции применения информационно-компьютерных технологий в физической культуре и спорте [2; 3 ;6]. Была выдвинута гипотеза о том, что применение методики, основанной на использовании новых средств подготовки, таких, как шахматные компьютерные программы, шахматные ресурсы «Интернет» и электронная база по развитию стратегического мышления, позволит успешнее решать проблему достижения высоких спортивных результатов юными шахматистами.
Эксперимент был проведен в 2000 – 2005 гг. с учетом концепции П.Я. Гальперина [4] о планомерно-поэтапном формировании умственных действий. Эмпирическую базу эксперимента составили результаты педагогических исследований, проведенных на базе СДЮШОР шахматного клуба им. Т.В. Петросяна (Москва) и СДЮШОР № 3 (Нижний Новгород). Возраст спортсменов не превышал 17-ти лет, квалификация – не ниже 1-го разряда. Педагогический эксперимент проводился в два этапа.
На первом этапе эксперимента участвовали 24 шахматиста СДЮШОР шахматного клуба им. Т.В. Петросяна. Отметим то, что тренировки и специальная подготовка шахматистов в соревновательный период проводились исключительно на персональных компьютерах в реальных условиях учебно-тренировочного процесса. Наряду с шахматными ресурсами «Интернет» были использованы следующие информационно-компьютерные средства: информационно-поисковая система “Chess Assistant” (ИПС СА), обучающие и игровые шахматные программы (“CT-ART 3.0”, “Шахматная стратегия”, “Шахматные этюды” и другие, всего 19 программ). На этом этапе данные в области проверки поставленной гипотезы накапливались и сопоставлялись, выявлялась динамика развития стратегического, технико-тактического мастерства, теоретических и практических умений и навыков шахматной игры юных шахматистов. Исследовалось наиболее оптимальное применение электронных шахматных баз, в том числе созданной компьютерной базы «Мышление схемами» для формирования стратегического мышления юных шахматистов [7]. В итоге формировалась экспериментальная методика обучения спортсменов с применением ШКТ. На втором этапе для проверки педагогических находок, подмеченных и выделенных в ходе первого этапа, дополнительно был проведен параллельный аналитический эксперимент. В эксперименте приняли участие две группы по 12 спортсменов – учащиеся СДЮШОР шахматного клуба им. Т.В. Петросяна (экспериментальная группа - ЭГ) и СДЮШОР №3 (контрольная группа – КГ). В ходе эксперимента сравнивались две методики подготовки юных спортсменов – стандартная и экспериментальная. При подготовке спортсменов в ЭГ применялся новый фактор учебно-воспитательного процесса – использование ШКТ, реализация которых в процессе подготовки спортсмена осуществлялась с применением персональных компьютеров. Содержание учебного материала в ходе параллельного аналитического эксперимента в опытных группах было идентичным, однако различались способы и формы изложения материала [1], что служило варьируемым фактором. При работе с опытными группами использовался идентичный шахматный материал (программы и учебные пособия известных педагогов В.А. Алаторцева, Б.М. Блюменфельда, А.Н. Костьева [5], А.А.Котова, Н.В. Крогиуса, М.М. Юдовича). Однако для ЭГ шахматный материал был представлен исключительно в электронном виде с привлечением фактора искусственного помощника тренера, а в КГ тренировки проводились по книжному шахматному материалу с привлечением «естественного» помощника тренера. Проблемы постановки дебюта ЭГ изучала по ИПС СА, КГ – по многотомникам «Энциклопедия шахматного дебюта» и «Шахматный Информатор». Совершенствование в миттельшпиле и эндшпиле ЭГ проводила по шахматным компьютерным программам творчества чемпионов мира, КГ – по аналогичным монографиям, посвященным творчеству чемпионов мира. Стратегическое мастерство изучалось в опытных группах по монографии «Мышление схемами»: в ЭГ по электронной базе, в КГ – в виде монографии. Аналогично происходило развитие комбинационных навыков и умений испытуемых (компьютерная программа “CT-ART 3.0” и ее книжная версия). Игровая тренировка шахматистов ЭГ проходила в игровых зонах «Интернет» (www.chessclub.com, www.chessplanet.ru), а также с помощью игровых шахматных программ “Genius” и “Hiarcs”; игровая тренировка шахматистов КГ осуществлялась с участием спортсменов данной группы и учащихся других групп СДЮШОР №3 (Нижний Новгород). Кроме этого, соревновательная деятельность в опытных группах предусматривала участие в календарных шахматных турнирах, предусмотренных планом подготовки спортсменов. На рис.1 представлена принципиальная блок-схема данного эксперимента.
Процесс подготовки может идти под руководством тренера традиционным методом по стандартной методике, либо путем программированного обучения [9] с использованием специально разработанных шахматных компьютерных программ и телекоммуникационных средств по экспериментальной методике. При этом каждый персональный компьютер с установленными шахматными программами, средствами работы с шахматными ресурсами «Интернет» и электронными шахматными базами осуществляет функции искусственного помощника (ИП) тренера. ИП, используя реальную и виртуальную среду для подготовки, осуществляет преподавание в электронном виде, проводя обучение в интерактивном режиме и фиксируя результаты каждой тренировки в виде статистики занятий и конкретных результатов выполнения каждого тренировочного упражнения под управлением тренера.
В результате внедрения ШКТ были подготовлены 6 мастеров спорта, из них – 3 международных; параллельный аналитический эксперимент с использованием методов математической статистики показал, что экспериментальная методика более эффективна, чем стандартная. Опережение результатов тестирования экспериментальной группы составило от 35 до 55% [8]. Опытным путем было установлено, что электронная база «Мышление схемами» эффективна для формирования стратегического мышления юных шахматистов, существенно дополняя шахматные компьютерные программы за счет использования в подготовке примеров игры чемпионов мира в качестве эталонной модели. Результат подтверждается положительной динамикой тестирования спортсменов: при начальном уровне 30-40% и конечном уровне 55-75% [7]. Однако при построении тренировочного процесса необходимо учитывать то, что данной методике присуще явление запаздывающего действия, когда при стабильной нагрузке наибольший прирост силы шахматной игры юных спортсменов проявляется на втором году учебно-тренировочного процесса.
Таким образом, была разработана и апробирована экспериментальная методика подготовки, использующая шахматные компьютерные программы, ресурсы «Интернет» и электронную базу «Мышление схемами». С применением методики моторная плотность тренировки возрастает до 80% и выше, индивидуализируется тренировочный процесс, в ходе которого возможен рост спортивных результатов вплоть до квалификации международного мастера спорта по шахматам. На первом этапе эксперимента 25% от числа испытуемых спортсменов стали мастерами спорта. Расширение инновационных тренировочных средств позволяет автоматически проводить оперативный контроль над тренировочными воздействиями и состоянием подготовленности спортсмена в любой момент его тренировочной деятельности, оптимально планировать и корректировать учебно-тренировочный процесс. С помощью шахматных ресурсов “Интернет” экспериментальная методика позволяет эффективно использовать соревновательный метод в тренировке спортсмена, когда объемы специализированной тренировки и соревновательной деятельности юных шахматистов могут составлять равные доли на этапе спортивного совершенствования, при этом соревновательная деятельность частично заменяет собой интенсивную специализированную тренировку. Использование ресурсов «Интернет» дает возможность: детально планировать соревновательную деятельность спортсмена; проводить дистанционную тренировку и участие тренера во время соревновательной деятельности спортсменов при сокращении времени подготовки к соревнованиям и минимизации психофизических потерь во время соревновательной деятельности; привлекать высококвалифицированные тренерские кадры и спарринг-партнеров в детские образовательные учреждения всех регионов России. Таким образом, применение новых средств и методов существенно расширило возможности тренера и ученика в подготовительном процессе за счет появления таких ключевых элементов методики как искусственный помощник тренера, мышление схемами, возможность дистанционной подготовки. Подчеркнем, что при использовании данной экспериментальной методики тренеру необходимо обладать уровнем высокой информационной культуры [2], поскольку при применении шахматных компьютерных технологий в системе подготовки шахматистов ведущая организующая и управляющая роль тренера (а не компьютеров!) возрастает.