Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 20:11, реферат
Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Современный период развития общества характеризует процесс информатизации, где одним из более приоритетных направлений является информатизация образования. Внедрение информационных технологий и вычислительной техники в учебный процесс влияют не только на объемы получаемой информации, но и на скорость ее обработки, что является важнейшим условием повышения эффективности управления образованием.
Для совершенствования процесса обучения необходим систематический анализ объективных данных о состоянии результатов обучения учащихся, ведь качество подготовки специалистов напрямую зависит от мониторинга за качество учебного процесса.
В настоящее время в нашей стране появилось несколько центров, в которых достаточно профессионально занимаются работой с тестовыми методиками. Среди наиболее активных следует назвать: Центр тестирования профессионального образования (ЦТПО, г. Москва), Центр оценки качества образования Института общего среднего образования РАО, Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации, Центр психологического и профессионального тестирования МГУ, Лаборатория аттестационных технологий Московского института повышения квалификации работников образования (МИПКРО), Лаборатория изучения образовательных систем Центра развития образования (г. Санкт-Петербург), Центр аттестации областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (г. Вологда), Научно-информационный центр государственной аккредитации Минобразования России (г. Йошкар-Ола), Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Центр аттестации Института развития регионального образования (г. Екатеринбург) и целый ряд других.
Завершая обзор становления и развития тестирования, хочется подчеркнуть важность и педагогическую ценность этого метода, дающего возможность статистически точно анализировать процесс получения образования, искоренять недочеты и видеть дальнейшие перспективы его развития. Критическое отношение к тестированию, понимание его возможностей позволит педагогу адекватно использовать тесты для улучшения педагогического процесса.
Возможность, предполагаемая или констатируемая специалистами, - с помощью тестирования "получить представление об испытуемом.., надежные и современные сведения о его возможностях и поведении", "установить характерные черты поведения, раскрыть способности, определить уровень развития или выявить отдельные детали общей картины личности" , познать, "каково будет индивидуальное нанесение ущерба и какие возможности "имеются у испытуемых", какой тренд в их поведении заметен или не заметен" , определяет достаточно широкий спектр сфер, в которых мог бы быть полезен метод:
1) тестирование используется в
тех структурах, которые призваны
делать квалифицированные
2) объектом тестирования
3) тесты используются в учебных
структурах для контроля
4) в исследовательской работе
и психотерапевтических
5) на предприятиях и в
Брамбирг дает детальный обзор учреждений ФРГ, которые в своих структурных подразделениях используют тестирование как один из методов, квалифицирующих такое состояние испытуемого, как "пригодность", в их числе:
психологические службы государственного Комитета по труду;
Психологическая диагностика пригодности на предприятиях служит мероприятиям, проводимым с персоналом в сферах:
При отборе поступающих на работу выделяют три основные ситуации, в которых при постановке различных задач применяется психологическое тестирование:
1) в наличии имеется несколько свободных мест и есть только один претендент. Поступающий должен пойти на то место, которое ему больше всего подходит;
2) количество вакантных мест
и число претендентов
3) свободно только одно место, а в наличии имеется несколько претендентов, из которых необходимо найти наиболее подходящего.
Согласно позиции Хентце, применение психологических тестов при найме наиболее целесообразно там, где в короткое время проверяется большое число кандидатов. На "постоянно большое количество претендентов" при отборе как на фактор-предпосылку тестирования указывает Бертхель . А.Компа смысл тестирования видит при соблюдении следующих моментов:
Работа с персоналом в производственных условиях подтвердила, что предпосылками для осмысления применения тестов является обнаружение того способа поведения, который является наиболее важным для выполнения профессиональных обязанностей, необходимых на данном вакантном месте работы.
Тестирование в соответствии с этим должно отвечать следующим основным требованиям:
В соответствии с выбранными группировочными признаками тесты классифицируют различными способами. Наиболее укрупненная классификация содержит две группы тестов:
Представляя работающего индивида в виде двух характерологических компонент - его способностей (возможностей) и личностных качеств, Г. Шанц представляет классификацию психологических тестов как двухэлементную, включая в нее:
Придерживаясь той же точки зрения о значимости способностей и личных качеств испытуемого как важных факторов успешной производственной деятельности и социальной коммуникации в коллективе, Р.Штейнбух и К.0лферт сформировали более детализированную классификацию, подразделив каждый из первоначально отобранных элементов на четыре субгруппы.
Тесты способностей, с помощью которых исследуются общие способности к успешному и производительному труду, интеллектуальные способности, специфические дарования и специфические трудовые способности (рис. 1).
Специальные трудовые способности. (Рис.1)
Личностные тесты прежде всего предназначены для установления интересов, склонностей, внутренних установок, социальной манеры поведения, свойств характера:
Оперируя в принципе теми же понятиями, но обозначив основные характеристики трудящегося индивида через работоспособность (производительность) - личность - интеллект, Бертхель разработал трехэлементную классификацию психологических тестов, в которую вошли:
Классификация тестов по Линерту, являясь одной из широко распространенных, также трехэлементная с детализированным разложением каждой из групп на однородные субгруппы:
1) Интеллектуальные тесты
2) Тесты производительности
3) Личностные тесты
Дальнейшая дифференциация Линнертом отобранных критериев стала основанием для построения еще ряда тестовых группировок:
1. По степени общности и
2. По признаку основного параметра
3. По признаку зависимости от интерпретации
4. По проведению тестирования
5. По пониманию речи
6. По виду ответов на задания
В классификации, предложенной Пирлменом, содержатся тесты "когнитивных способностей", в число которых ученый включил: