Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 19:35, курсовая работа
Линейное программирование — математическая дисциплина, посвящённая теории и методам решения экстремальных задач на множествах -мерного векторного пространства, задаваемых системами линейных уравнений и неравенств.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ 4
1.1. Терминология 13
1.2. Спецификация качества обеспечения 13
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ 14
2.1. Выбор используемых технологий 14
2.2. Проектирование графического интерфейса 14
2.3. РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ 17
ВЫВОДЫ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
ПРИЛОЖЕНИЕ 20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева»
Филиал КузГТУ в г. Прокопьевске
Курсовая работа по дисциплине
Линейное программирование:
Транспортная задача.
Выполнил:
Студент IV курса ПИо-92
Костенко Д.С.
Преподаватель:
Смирнова М.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ВЫВОДЫ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
ПРИЛОЖЕНИЕ 20
ВВЕДЕНИЕ
Линейное программирование — математическая дисциплина, посвящённая теории и методам решения экстремальных задач на множествах -мерного векторного пространства, задаваемых системами линейных уравнений и неравенств.
В 1939 году Леонид Витальевич
Канторович опубликовал работу «Математические
методы организации и планирования
производства», в которой сформулировал
новый класс экстремальных
Термин «программирование» нужно понимать в смысле «планирования» (один из переводов англ. programming). Он был предложен в середине 1940-х годов Джорджем Данцигом, одним из основателей линейного программирования, ещё до того, как компьютеры были использованы для решения линейных задач оптимизации.
Метод внутренних точек был впервые упомянут И. И. Дикиным в 1967 году.
В данной курсовой работе рассматривается описание программы «TransMatrix».
В качестве основного инструмента разработки применяется Visual Studio 2010 + .NET Framework 4. Язык программирования C#.
1 ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Классическая
Имеется m пунктов производства (поставщиков) и n пунктов
потребления (потребителей) однородного продукта. Заданы величины:
- объем производства (запас) i-го поставщика, i=1, m ;
- объем потребления (спрос) j-го потребителя, i=1, n ;
- стоимость перевозки (
Требуется составить такой план перевозок, при котором спрос
всех потребителей был бы выполнен и при этом общая стоимость всех
перевозок была бы минимальна.
Математическая модель транспортной
задачи имеет вид
Транспортная задача, в
которой суммарные запасы
и суммарные потребности
совпадают, называется закрытой моделью; в противном случае - открытой. Открытая модель решается приведением к закрытой.
В случае, когда суммарные запасы превышают суммарные
потребности, т.е.
вводится фиктивный n+1 потребитель,
потребности которого
В случае, когда суммарные
потребности превышают
запасы, т.е.
, вводится фиктивный m+1
поставщик, запасы которого
Стоимость перевозки единицы груза как до фиктивного потребителя, так и стоимость перевозки единицы груза от фиктивного поставщика
полагают равными нулю, так как груз в обоих случаях не перевозится.
Прежде чем решать транспортную задачу, необходимо проверить, к какой модели она принадлежит, и если необходимо, то привести ее к
закрытой модели.
9.2 Основные свойство
Математические модели любых транспортных задач ЛП обладают общими чертами, а именно,
1) коэффициенты целевой функции неотрицательны (стоимости перевозок не могут быть отрицательными величинами);
2) коэффициенты правых
частей ограничений
3) коэффициенты в ограничениях
принимают только два значения,
это нули и единицы.
В силу этих особенностей транспортная задача обладает следующими свойствами.
Теорема 1.
Базисное решение закрытой модели транспортной задачи содержит m+n-1 базисных компонент.
Доказательство.
Количество базисных компонент определяется число линейно-независимых ограничений задачи. В транспортной задаче не все m+n ограничений линейно-независимы.
Действительно, сложив первые
m ограничений и следующие n ограничений
задачи, получим
Но в закрытой модели выполняется
балансовое равенство
поэтому получаем, что нетривиальная линейная комбинация строк ограничений (линейная комбинация с ненулевыми коэффициентами) равна нулю. Это означает, что среди ограничений задачи есть линейно-зависимое ограничение. Следовательно, число линейно-независимых ограничений равно m+n-1 и базис задачи состоит из m+n-1 компонент.
Теорема доказана
В силу специфики содержательной постановки транспортной задачи допустимое решение называется планом, базисное допустимое решение называется опорным планом, оптимальное решение называется оптимальным планом.
Теорема 2.
Оптимальный план закрытой модели транспортной задачи существует всегда.
Доказательство.
Оптимальное решение задачи ЛП существует, если, во-первых, существует допустимое решение и, во-вторых, целевая функция ограничена на этом допустимом решении.
Покажем существование допустимого решения. Так как
суммарные запасы
совпадают с суммарными потребностями
то всегда можно найти
такой план перевозок, который будет
допустимым решением (все запасы вывозятся
и все потребности выполняются
в силу балансового равенства).
Покажем ограниченность целевой функции.
Так как
следовательно L ограничена снизу нулем для всех допустимых решений.
Теорема доказана
Двойственная задача
Запишем транспортную задачу в матричном виде
A- матрица ограничений,
имеющая в соответствии с
Двойственная задача к транспортной задаче в матричном виде будет иметь вид
у- произвольного знака.
Распишем двойственную задачу
в скалярном виде. Обозначим компоненты
вектора
Тогда
и ограничения двойственной
задачи будут иметь вид :
или в общем виде двойственная задача
Двойственные переменные ai,
i=1,...,m, bj, j=1,...,n, называются платежами,
а
- псевдостоимость перевозок единицы груза из пункта i в пункт j, i=1,...,m, j=1,...,n.
9.4 Теоремы двойственности
ИЗ теории двойственности ЛП практический интерес представляет вторая теорема двойственности, из которой получается следующий критерий.
Критерий оптимальности транспортной задачи
План перевозок
является оптимальным
планом тогда и только тогда, когда
найдется система платежей
для которой выполняются условия :
Доказательство. Сформул
Ели
удовлетворяют ограничениям прямой задачи, а
удовлетворяют ограничениям двойственной задачи, то для оптимальности плана
необходимо и достаточно выполнение условий
Условие а) выполняется для
любых допустимых решений прямой
задачи, так как
Условие b) можно расписать как следствие о дополняющей нежесткости, а именно
Итак, для базисных переменных
имеем равенство
а для небазисных переменных
достаточно выполнения допустимости
двойственных переменных
Таким образом имеем условия 1) и 2) критерия.
Критерий доказан.
Построение опорного плана транспортной задачи
Методы решения
Базисными клетками транспортной таблицы являются клетки с от-
личными от нуля положительными перевозками, остальные клетки - свободные. Базисные клетки образуют опорный план транспортной задачи, если выполняются два условия:
1) сумма перевозок в каждой строке равна запасу в данной
строке;
2) сумма перевозок в
каждом столбце равна
столбцу спросу
Опорный план транспортной задачи содержит не более n+m-1
отличных от нуля перевозок
Опорный план называется вырожденным,
если число ненулевых перевозок
меньше и n+m-1, опорный план - невырожден, если число
ненулевых перевозок равно n+m-1.
Рассмотрим способы построения опорного плана в невырожденном и вырожденном случаях.
9.6 Метод севево-западного угла
Рассмотрим "северо-западный угол" незаполненной таблицы, то
есть клетку, соответствующую первому поставщику и первому потребителю.
Возможны три случая.
Это означает, что первый поставщик отгрузил весь произведенный продукт первому потребителю и его
запас равен нулю, поэтому