Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 19:28, реферат
Классическая немецкая философия представляет собой преемственный ряд философских учений Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, в которых получила дальнейшее развитие и решение центральная проблема рационалистической философии - проблема тождества объекта и субъекта.
Оригинальность подхода немецких философов к этой проблеме состоит в том, что она была трансформирована в проблему тождества субъекта и объекта и решалась в рамках идеалистической традиции.
Философия Канта
Классическая
немецкая философия
Классическая немецкая философия представляет
собой преемственный ряд философских
учений Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля,
в которых получила дальнейшее развитие
и решение центральная проблема рационалистической
философии - проблема тождества объекта
и субъекта.
Оригинальность подхода немецких философов
к этой проблеме состоит в том, что она
была трансформирована в проблему тождества
субъекта и объекта и решалась в рамках
идеалистической традиции.
Немецкая классика считается вершиной
западной философии и одновременно - началом
кризиса её основополагающего принципа
рационализма. Исторические рамки этой
философии - вторая половина 18 века - первая
треть 19 столетия.
Культурно исторические предпосылки немецкой
философской классики
* Своеобразие немецкого менталитета.
* Предрасположенность немецкого духа
к занятиям философией;
* Европейское и немецкое Просвещение;
Становление и развитие буржуазных отношений
в окружающих Германию странах.
Теоретические предпосылки КНФ
* Рационализм Р.Декарта.
* Скептицизм Д.Юма.
* Открытия в естествознании того времени;
* Французский материализм 18 века.
Этапы развития классической немецкой
философии
* Формирование предпосылок КНФ - начало
XVIII века.
* Философская деятельность И.Канта. Формулировка
проблемы тождества субъекта и объекта.
* Развитие идеи активности субъекта в
философии Фихте.
* Система трансцендентального идеализма
Шеллинга.
* Решение проблемы тождества объекта
и субъекта в системе абсолютного идеализма
Гегеля;
* Послегегелевская философия в Германии
в 30-50-е годы XIX-го столетия.
Значение классической немецкой философии
Классическая немецкая философия завершает
историю западной философии от Сократа
до Гегеля. Она продемонстрировала возможности
и границы рационально-логического философствования.
Последующая западная философия второй
половины 19 века и всего 20 столетия лишь
уточняла и шлифовала основные интуиции,
принципы и понятия немецкой классики.
Иммануил Кант
(1724 - 1801)
Вклад Канта в философию сравнивают по
значению с коперниканским переворотом
в науке. Многие специалисты делят историю
философии на до - и после-кантовскую. Главная
заслуга Канта - в новом подходе к природе
познания, его возможностям и границам.
Он впервые предложил понимать знание
не как отражение действительности, а
как её конструирование сквозь призму
присущих разуму и рассудку априорных
схем и принципов. Кант был убежден, что
одних средств науки недостаточно для
создания полной и адекватной картины
мира. Указав науке её пределы, Кант провозглашает
самостоятельность эстетического и нравственного
мышления.
Идея автономии морали, выдвинутая Кантом,
имеет принципиальное значение для этики
и философии права. Без Канта были бы невозможны
более поздние течения западной и русской
философии, особенно такие, как экзистенциализм,
феноменология, неокантианство.
Периодизация творчества Канта
Докритический период: до 1780 года. Кант
занимался вопросами естествознания,
одновременно и независимо от Лапласа
создал космогоническую гипотезу о происхождении
Вселенной из первоначальной туманности
путем сгущения. В области философии в
этот период ничего выдающегося им создано
не было.
Критический период: после 1780 года. Получил
такое название отчасти из-за подчеркнуто
критического отношения к предшествующей
философии, но главным образом из -за того,
что изложил основные идеи своей философии
в книгах, название которых начинается
со слова "Критика...".
Основные работы Канта
* "Всеобщая естественная история и
теория неба" (1770);
* "Критика чистого разума" (1781);
* "Основы метафизики нравов"(1775);
* "Критика практического разума"
(1787);
* "Критика способности суждения"
(1790);
* "Религия в пределах только разума"
(1793).
Теоретические истоки кантовой философии
Кант признавал, что основные идеи его
философии инициированы скептицизмом
Юма. Если цель познания - всеобщее и необходимое
знание, то, очевидно, что опыт не может
дать нам такое знание. Поэтому, утверждал
Юм, Локк с его концепцией чувственного
знания, был не прав. Следовательно, критерии
всеобщности и необходимости содержатся
в разуме и присущи ему априорно, то есть
до всякого опыта. Знание должно быть ограничено
возможностями разума и рассудка, а для
этого разум и рассудок нужно изучить,
подвергнуть критике.
Сущность теории познания Канта
Кант утверждал, что наш ум может познавать
предметы окружающего мира лишь потому,
что все познаваемое в этих предметах,
создается этим же самым умом по присущим
ему априорным принципам и схемам. Мы познаем
не вещи сами по себе, а их явления сознанию.
Кант делит окружающую действительность
на ту, что доступна познанию, и ту, что
не может быть познана человеком. Познаваемая
реальность называется сферой явлений,
"вещей-для-нас", "феноменов".
Непознаваемые объекты называются "вещами
- в - себе", "ноуменами". Мир делится
не по онтологическому, а по гносеологическому
принципу. Такая позиция получила название
"теоретико - познавательного дуализма".
Учение Канта об априорных принципах познания
Предмет познания создается операцией
априорного синтеза материала чувственного
восприятия с помощью коренящихся в разуме
и рассудке правил и принципов. С помощью
категорий пространства и времени, априорно
данных рассудку, создается мир чувственных
явлений. Затем, этот мир чувственных явлений,
с помощью априорных правил рассудка,
преобразуется в мир опыта, подлежащий
научному рассмотрению.
Основоположения чистого рассудка Кант
делит на четыре рода: категории количества;
категории качества; категории отношения;
категории модальности. Помимо условий
и основоположений рассудка необходимо
еще само действие, с помощью которого
данные чувств могли бы преобразовываться
в истинное знание. Это действие Кант назвал
"трансцендентальной апперцепцией".
Учение об априорных принципах чувственного
познания названо "трансцендентальной
эстетикой". Учение об основоположениях
чистого рассудка есть область трансцендентальной
аналитики. Трансцендентальная диалектика
исследует идеи и принципы и разума и показывает
невозможность философии как науки.
Кант об антиномиях чистого разума
Разум как способность Кант подразделяет
на чистый (спекулятивный) разум и практический
разум. Чистый разум ограничивается пределами
мира явлений, практический разум нацелен
на "вещи-в-себе". Пределы чистого
или спекулятивного разума Кант демонстрирует
на примере доказательства космологической
идеи. В попытке осуществить такое доказательство,
разум запутывается во внутренних противоречиях,
которые названы Кантом антиномиями чистого
рассудка". Всего таких антиномий четыре:
Первая антиномия. Тезис: Мир имеет начало
во времени и пространстве. Антитезис:
Мир не имеет начала во времени и бесконечен
в пространстве.
Вторая антиномия. Тезис: В мире все состоит
из простого и неделимого. Антитезис: В
мире нет ничего простого, а есть только
сложные тела.
Третья антиномия. Тезис: В мире есть свобода.
Антитезис: В мире нет свободы, а все необходимо
и причинно обусловлено.
Четвертая антиномия. Тезис: Бог есть.
Антитезис: Бога нет.
И тезис, и антитезис могут быть одинаково
истинными, следовательно, объекты их
не могут служить предметом научного познания.
Но они могут быть предметом практического
разума
Сущность практического разума
Практический разум у Канта регулирует
сферу человеческой свободы. Он означает
право на свободу выбора. Часто практический
разум отождествляется с нравственностью.
Говоря об отношениях чистого и практического
разума, Кант отдает предпочтение последнему.
Это означает, что в затруднительных ситуациях
человек в первую очередь должен прислушиваться
к голосу сердца, совести, даже если это
идет вразрез с требованиями логики.
Сердцевина теории практического разума
- учение Канта об автономии человеческой
воли.
Учение Канта об априорных принципах нравственного
сознания
Нравственное учение Канта основано на
удалении из человеческой деятельности
всех чувственных элементов с тем, чтобы
получить чистую сущность нравственности.
Эта сущность состоит в полной независимости
человека от внешних детерминант его поведения,
что означает автономию, то есть самодостаточность
человеческой воли.
Главное в нравственности - это идея долга,
которая непосредственно дана нашему
сознанию и неразложима далее: "Ты должен,
потому что ты человек". Мораль Канта
имеет формальный характер. Нравственность,
изменяясь по содержанию, всегда имеет
одну и ту же форму всеобщих и необходимых
законов.
Категорический императив в этике Канта
Правила нравственной деятельности должны
иметь, по Канту, характер категорического
императива, то есть всеобщей, независимой
от каких-либо внешних побуждений формы
долженствования. Этот категорический
императив представляет всего лишь модификацию
известного "золотого правила". У
Канта звучит так: "Действуй лишь по
тому правилу, следуя которому ты можешь
хотеть, чтобы оно стало всеобщим за коном".
Категорический императив имеет три формулы.
Первая была приведена выше.
Вторая формула: "Действуй так, чтобы
человеческое как в твоем лице, так и в
лице всякого другого употреблялось тобой
как цель, но не как средство.
Третья формула: "Действуй по той идее,
что все правила в силу собственного законодательства
должны согласовываться в единое царство
целей, которое в осуществлении явилось
бы и царством природы".
Высшее благо является главной моральной
ценностью и согласно требованиям разума
должно быть осуществлено.
Для осуществления высшего блага необходимы
три условия: свобода воли, бессмертие
души, бытие Бога.
Эстетика Канта
Эстетические идеи изложены Кантом в работе
"Критика способности суждения".
Человеческий дух имеет три способности:
познание; желание; чувство удовольствия
или неудовольствия. Эстетическая рефлексия
основывается на третьей способности.
Эстетическое удовольствие характеризуется
чистотой или незаинтересованностью,
необходимостью и всеобщностью, формальностью.
Объектом эстетики выступает не только
прекрасное, но и возвышенное, отличающееся
от прекрасного игнорированием формы
и вниманием к безмерному и бесконечному;
Целесообразность присутствует в произведениях
художника, а также существует объективно,
в природе.
Учение Канта о государстве
Кант был продолжателем линии Руссо во
взглядах на общество. В соответствии
с требованиями разума, он считал, что
начала права должны распространяться
на все человечество. Цель истории - "вечный
мир". Для его достижения необходимо,
чтобы, во - первых, гражданское устройство
в каждом государстве было правомерным,
во - вторых, международное право было
основано на союзе свободных государств,
в-третьих, взаимоотношение народов и
государств определялись бы космополитическим
правом.
Фихте, Иоганн Готлиб
(1762-1812)
Фихте основной задачей своей философии
ставил преодоление кантовского дуализма
"вещей-в-себе" и "явлений". У
Канта, как известно, субъект распадается
на познающего и действующего, причем
оба обладают автономией. Фихте выходит
из этого затруднения через отрицание
этого раздвоения: субъект (Я) - это единственное,
что реально и абсолютно. Весь остальной
мир, в том числе и мир природы, есть продукт
деятельности "Я" и его можно назвать
"не-Я", инобытием "Я". Переход
от "Я" к "не-Я" и составляет задачу
главного дела жизни и творчества Фихте
- его "Наукоучения".
Помимо создания концепции наукоучения,
Фихте является автором оригинальной
философии права и государства. Он написал
такие труды, как "О понятии наукоучения
или о так называемой философии" (1792);
"Замкнутое торговое государство"
(1800); "Ясное, как солнце, сообщение широкой
публике о подлинной сущности новейшей
философии" (1801).
Свою философию, названную "наукоучением",
Фихте разрабатывал и уточнял в течение
десяти лет. Он был убежден, что практически-деятельностное
отношение к миру предшествует познавательному.
Сознание задано человеку и обнаруживает
себя в действии, в волевом акте. От внешних
детерминант поведения человек освобождается
в акте самосознания. В наукоучении разработаны
принципы, опираясь на которые из абсолютного
"Я" можно вывести окружающий человека
мир и знания об этом мире. Всего таких
исходных принципа три.
Первый принцип: "Я" первоначально
полагает свое собственное бытие". Это
означает, что "Я", человек, является
исходным пунктом всех последующих актов.
Второй принцип: "Я" безусловно противополагается
"не-Я". Это означает, что бытие "Я"
потенциально содержит в себе нечто, что,
будучи актуализированным, противостоит
ему и называется "не-Я".
Третий принцип: "Я" по своей структуре
противоречиво, внутри него противополагаются
друг другу частичное "Я" и "не-Я".
Диалектика "Я" и "не- Я" у Фихте
Всякая реальность есть продукт деятельности
"Я". Вместе с самосознанием "Я"
есть", полагается и его противоположность
"не-Я". Сосуществование "Я" и
"не-Я" в одном единстве возможно
только через их взаимное ограничение.
Если "Я" определяется через "не-Я",
то "Я" выступает в качестве практического.
Теоретическое "Я" необходимо для
того, чтобы существовало практическое
"Я", ставящее цели и реализующее
их. Деятельность "Я" абсолютна: оно
само обеспечивает себя задачами, причем
делает это бессознательно. В результате
деятельности "Я" получается мир,
лишенный самостоятельности и являющийся
только объектом изменений. Изменяя и
переделывая мир, практическое "Я"
приближается к тождеству с самим собой.
Идеал развития общества, по Фихте, есть
совпадение индивидуального и абсолютного
"Я" и осознание того, что вся предметная
сфера, окружающая человека, есть результат
его деятельности. Диалектика "Я"
и "не-Я" у Фихте есть попытка распространить
принципы человеческого разума на весь
мир, субъективировать его. Вне человеческого
"Я" мира просто не существует, а значит,
нет и раздвоения, на которое указывал
Кант. Весь мир - это мир "Я", но чтобы
показать его зависимость от "Я",
Фихте использует понятие "не-Я" как
инобытия "Я". Физический и познаваемый
мир совпадают через единство "Я".
Философия права Фихте
В философии права Фихте решает вопрос
об отношении одного "Я" к другому
"Я". Право выступает как важное условие
возможности самого "Я", самосознания.
Чтобы самосознание конкретного эмпирического
"Я" состоялось нужно наличие других
разумных существ. Правовое состояние
не является и принципиально не может
быть естественным состоянием, но оно
не может быть выведено и из нравственности.
Право занимает особое положение между
законами природы и законами свободы.
Государство есть результат договора
между гражданами, и каждый обязан или
подчиняться этим законам или выбирать
себе государство, законы которого ему
по душе.
Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф
(1775 - 1854)
Высоко оценивая достижения Фихте, Шеллинг
тем не менее, не мог согласиться с его
констатациями по отношению к природе.
И данные естествознания, и интуиция Шеллинга
говорили о том, что природа не есть только
продукт деятельности "Я": пассивный
и бессознательный.
Для объяснения сущности самосознания
Шеллинг использует две возможности. Во-первых,
он выводит его из природы, создав в этих
целях натурфилософскую систему, и, во-вторых,
выводит природу из развития самосознания.
Главное у Шеллинга - это его философия
тождества, в которой говорится об изначальной
тождественности объективного и субъективного
в неком единстве, из которого, диалектическим
путем, выводится все многообразие мира,
и к которому оно, точно таким же путем,
сводится. Шеллинг создал контуры философской
системы, в которой впервые получила удовлетворительное
объяснение проблема тождества субъекта
и объекта - центральная для философии
Нового времени. Без Шеллинга не было бы
Гегеля. Важным результатом философских
изысканий Шеллинга является его философия
искусства, утверждающая возможность
искусства выразить абсолютную истину.
Основные работы Шеллинга
"О мировой душе" (1798); "Общая дедукция
динамического процесса (1800); "Система
трансцендентального идеализма" (1800);
"Изложение моей системы философии"
(1801); "Философия искусства (1803); "Философия
и религия" (1804); "Философское исследование
свободы" (1809); "Мировые эпохи" (1811-1815);
"Философия мифологии" (1820)
Периодизация творчества Шеллинга
* Натурфилософский период (вторая половина
90-х годов).
* Период трансцендентального идеализма
-1800-1801 гг.
* Философия тождества - до 1810 года.
* Философия откровения - с 1810 до конца
жизни.
Источники философии Шеллинга
* Философия Фихте и Канта, в особенности,
учение Фихте об активности самосознания
и идея Канта о примате практического
разума над теоретическим.
* Открытия в естествознании того времени,
связанные с именами Гальвани, Кулона,
Лавуазье, и особенно - К.Ф. Кильмейера,
создавшего оригинальную теорию развития
природы.
* Литературно-эстетическая деятельность
немецких Просветителей и представителей
романтизма в искусстве.
* Социально-политические настроения в
Европе и Германии, вызванные Великой
Французской революцией.
Натурфилософия Шеллинга
Натурфилософия (философия природы) создавалась
Шеллингом с целью опровергнуть утверждение
Фихте о неразумности природы. Фихте выводил
природу из деятельности "Я", а Шеллинг,
напротив, выводит самосознание из развития
природы.
Все свои философские размышления относительно
природы Шеллинг основывает на новейших
достижениях в естествознании того времени.
Природа, по его мнению, не является чем-то
пассивным и статичным, а находится в состоянии
постоянного развития, движения, изменения.
В отличие от естествознания, философия
природы пытается увидеть в природных
процессах не просто закономерность, а
происходящее в них "одухотворение",
приближение к самосознанию. Существует
не просто параллелизм между природными
и духовными процессами, а, как показывает
современное естествознание, имеет место
движение природного навстречу духовному:
это говорит об исторической связи природы
и духа.
Шеллинг утверждал, что не нужно наделять
природу душой: последняя там присутствует
с самого начала в качестве потенции и
раскрывается в истории, двигаясь к самосознанию.
Природа развивается не механически, за
счет внешнего толчка, а диалектически.
Это означает, что источник её развития
находится в ней самой и представляет
собой тождество противоположностей в
изначальном единстве.
Все многообразие природы может быть объяснено
как проявление общих природных сил. Первой
и элементарной формой полярности в природе
является магнетизм. Исторические стадии
развития противоположностей в природе,
по Шеллингу, таковы:
* Магнетизм.
* Электричество.
* Химизм.
Эти три ступени представляют диалектический
процесс тезиса - антитезиса-синтеза.
Если природа развивается диалектически,
то и способом постижения природы также
может быть диалектика. Конечной целью
развития природы является возвращение
её к первоначалу, к тождеству духовного
и природного. Однако это возвращение
означает достижение природой ступени
самосознания.
В своей натурфилософии Шеллинг показывает,
что есть два возможных пути построения
системы: один начинает с объективного,
с самой природы и приходит к субъективному,
самосознанию. Другой, начиная с субъективного,
самосознания, дедуцирует объективность
природы.
Система трансцендентального идеализма
Шеллинга
Если в натурфилософии Шеллинг показывает
движение от объективного к субъективному,
то своей трансцендентальной философией
он предпринимает попытку вывести объективное
из субъективного, из абсолютного "Я".
В развитие сознания Шеллинг вносит принцип
историзма и показывает, как, возвышаясь,
"Я" переходит с одной ступени самосозерцания
на другую. Источником саморазвития абсолютного
"Я" выступает произвол чистой воли,
внутренняя потребность "Я" проявиться
в мире.
Шеллинг называет историю самосознания
"Одиссеей духа". На пути от исходного
состояния к высшему тождеству субъекта
и объекта стоят этапы теоретической и
практической философии.
Теоретическая философия состоит из следующих
эпох:
* От первоначального состояния до продуктивного
созерцания.
* От продуктивного созерцания до рефлексии.
* От рефлексии до акта воли.
Практическая философия включает такие
эпохи:
* Мораль.
* Право
* Искусство.
Восхождение самосознания заканчивается
тогда, когда оно возвращается к своему
исходному пункту, к изначальному тождеству.
Это происходит в искусстве, ибо в нем
объективируется гармония объективного
и субъективного.
Главным инструментом познания Шеллинг
считал интеллектуальную интуицию: акт
непосредственного мысленного улавливания
интеллектуального действия в тот момент,
когда оно происходит.
Философия искусства Шеллинга
Эстетическое созерцание, по Шеллингу,
есть высшая форма продуктивного созерцания,
ибо здесь имеет место объективность,
полнота и общезначимость. Искусство выше
философии: оно более цельно и доступно.
Только искусство может объективировать
то, что в философии существует в субъективной
форме. В перспективе философия и искусство
сблизятся, а труд философа и ученого будет
сродни труду поэта. Единство науки, искусства
и философии Шеллинг называет "новой
мифологией" и предрекает скорое её
появление. Она будет синтезом всего, что
люди узнали из области природы и истории
духа.