Сеть связи общего пользования
как составная часть взаимоувязанной
сети связи РФ предназначена для
предоставления услуг связи всем
физическим и юридическим лицам
на территории РФ и включает в себя
все сети электросвязи, находящиеся
под юрисдикцией РФ, кроме выделенных
и ведомственных сетей связи,
независимо от их принадлежности и
форм собственности. Ответственность
за функционирование и развитие сети
связи общего пользования возлагается
на федеральные органы исполнительной
власти в области связи.
Ведомственные сети связи
создаются и функционируют для
обеспечения производственных и
специальных нужд федеральных органов
исполнительной власти, находятся в
их ведении и эксплуатируются
ими. Ведомственные сети связи могут
использоваться также для предоставления
услуг связи населению и другим
пользователям связи. Сопряжение ведомственных
сетей связи с сетью связи
общего пользования производится на
договорной основе при условии обеспечения
соответствия технических средств
и сооружений связи ведомственных
сетей связи требованиям и
техническим нормам, установленным
для сети связи общего пользования,
и получения лицензии. Выделенные
сети связи на территории РФ могут
создаваться любыми физическими
и юридическими лицами, включая иностранных
инвесторов, имеющих признанный правовой
статус. На деятельность по предоставлению
услуг связи операторами выделенных
сетей связи распространяется требование
о лицензировании. Оператор — физическое
или юридическое лицо, имеющее
право на предоставление услуг электрической
или почтовой связи. Правительственная
связь обеспечивается специально уполномоченными
на то органами, определяемыми Президентом
РФ. Указанные органы обеспечивают
специальными видами связи органы государственной
власти РФ и организации, осуществляя
в пределах своих полномочий сохранность
государственных секретов. Права
и обязанности органов указанной
связи определяются законодательством
РФ. Связь для нужд обороны, безопасности
и охраны правопорядка в РФ обеспечивается
органами связи соответствующих
федеральных органов исполнительной
власти. Им предоставляется право
без ущерба для основной деятельности
использовать находящиеся в их ведении
сети и средства связи для передачи
или приема - сообщений пользователей
связи в коммерческих целях. В
этом случае на предоставление услуг
связи распространяется требование
о лицензировании. Почтовая связь, находящаяся
под юрисдикцией Российской Федерации,
представляет собой единую технологическую
сеть учреждений и транспортных средств,
обеспечивающих прием, обработку, перевозку
и доставку почтовых отправлений, перевод
денежных средств, а также организующих
на договорной основе экспедирование,
доставку и распространение периодической
печати, доставку пенсий, пособий и других
выплат целевого назначения. Свобода почтовых
отправлений и транзита почты гарантируется
на всей территории РФ. Государственные
организации связи (почтовой связи общего
пользования, специальной связи федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего
управление деятельностью в области связи,
и федеральной фельдъегерской связи) образуют
сеть почтовой связи для взаимного обмена
почтовыми отправлениями. Управление
деятельностью в области связи осуществляется
в соответствии с Федеральным законом
«О связи» федеральными органами исполнительной
власти в области связи, объединенными
в единую систему, в установленном порядке.
Регулирование использования
радиочастотного спектра и орбитальных
позиций спутников связи —
исключительное право государства.
Разработка и реализация политики и
процедур в области распределения
радиочастотного спектра, эффективного
использования радиочастот и
орбитальных позиций спутников
связи в соответствии с интересами
Российской Федерации с учетом международных
договоров и соглашений РФ обеспечиваются
Правительством РФ. В целях обеспечения
электромагнитной совместимости радиоэлектронных
средств Правительство РФ устанавливает
порядок выделения радиочастот,
особые условия разработки, проектирования,
строительства, приобретения, эксплуатации
и ввоза из-за границы радиоэлектронных
средств и высокочастотных устройств,
а также определяет комплекс мер
по защите радиоприема от индустриальных
радиопомех. Средства связи, в том
числе используемые для целей
телерадиовещания, и иные технические
средства, являющиеся источниками электромагнитного
излучения, подлежат регистрации в порядке,
установленном Правительством РФ. Присвоение
частот предприятиям связи могут быть
изменены в интересах обеспечения государственного
управления, обороны, безопасности и охраны
правопорядка в РФ с компенсацией предприятиям
связи ущерба, связанного с переходом
на другие частоты.
Деятельность физических
и юридических лиц, связанная
с предоставлением услуг связи,
осуществляется на основании лицензии
и проведения сертификации порядок
выдачи которых определён правительством
Российской Федерации.
На территории РФ предприятия
связи создаются и функционируют
на основе единства экономического пространства,
многообразия форм собственности и
в условиях конкуренции. Сети и средства
связи в РФ могут находиться в
федеральной собственности, собственности
субъектов Российской Федерации, муниципальной
собственности, а также собственности
физических и юридических лиц, выступающих
в качестве операторов связи, включая
иностранные организации и иностранных
граждан. Перечень сетей и средств
связи, которые могут находиться
только в федеральной собственности,
определяется законодательством РФ.
Форма собственности на сети и
средства связи, находящиеся в федеральной
собственности, изменяется в порядке,
предусмотренном законодательством
РФ. Иностранные инвесторы могут
участвовать в приватизации государственных
и муниципальных предприятий
связи на условиях, определенных законодательством
РФ. Изменение формы собственности
на сети и средства связи допускается
при условии, что такое изменение
не нарушает технологического режима
функционирования сетей связи, а
также прав физических и юридических
лиц на пользование услугами связи.Тарифы
на услуги связи устанавливаются
на договорной основе.
Средства, сооружения связи,
радиочастотный спектр и орбитальные
позиции спутников связи находятся
под защитой государства. Порядок
охраны средств, сооружений связи и
радиочастотного спектра устанавливается
Правительством РФ.
В целях защиты порядка
использования радиочастотного
спектра и орбитальных позиций
спутников связи законодательством
РФ могут устанавливаться ограничения
на производство и ввоз в Российскую
Федерацию радиоэлектронных средств,
создающих ненормированные помехи
функционированию электромагнитных систем.
Физические и юридические
лица, допустившие повреждения средств,
сооружений связи, несанкционированное
подключение к сетям и средствам
связи, нарушение порядка изготовления,
приобретения, ввоза, использования
и регистрации радиоэлектронных
средств и высокочастотных устройств,
использования частот для работы
радиоэлектронных средств всех назначений
и высокочастотных устройств, а
также создающие ненормированные
помехи теле- и радиоприему, несут
ответственность в порядке, установленном
законодательством РФ, включая возмещение
возможных затрат по устранению повреждений
и возмещение предприятиям связи
упущенной выгоды.
Все пользователи связи на
территории РФ на равных условиях имеют
право передавать сообщения по сетям
электрической и почтовой связи.
Никакому пользователю связи на территории
РФ не может быть отказано в доступе
к услугам сети связи общего пользования.
Тайна переписки, телефонных
переговоров, почтовых отправлений, телеграфных
и иных сообщений, передаваемых по сетям
электрической и почтовой связи,
охраняется Конституцией РФ. Все операторы
связи обязаны обеспечить соблюдение
тайны связи. Информация о почтовых
отправлениях и передаваемых по сетям
электрической связи сообщениях,
а также сами эти отправления
и сообщения могут выдаваться только отправителям
и адресатам или их законным представителям.
Прослушивание телефонных переговоров,
ознакомление с сообщениями электросвязи,
задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений
и документальной корреспонденции, получение
сведений о них, а также иные ограничения
тайны связи допускаются только на основании
судебного решения. Должностные и иные
лица, работники связи, нарушившие указанные
положения, привлекаются к ответственности
в порядке, установленном законодательством
РФ.
Операторы связи несут
материальную ответственность за утрату,
повреждение ценных почтовых отправлений,
недостачу вложений почтовых отправлений
в размере объявленной ценности,
искажение текста телеграммы, изменившее
ее смысл, недоставку телеграммы или
вручение телеграммы адресату по истечении
24 часов с момента ее подачи в
размере внесенной платы за телеграмму
(за исключением телеграмм, адресованных
в населенные пункты, не имеющие
электросвязи). Размер ответственности
за неисполнение или ненадлежащее исполнение
государственными предприятиями почтовой
связи обязанностей по пересылке
или доставке иных регистрируемых почтовых
отправлений определяется законодательством
РФ.
Вывод:
Информационные правоотношения
в области связи регулируются
Федеральным законом от 16 февраля
1995 г. № 15-ФЗ «О связи».
Связь является неотъемлемой
частью производственной и социальной
инфраструктуры Российской Федерации.
Различают следующие виды связи:
Взаимоувязанная сеть связи РФ; Сеть
связи общего пользования как
составная часть взаимоувязанной
сети связи; Ведомственные сети связи;
Выделенные сети связи; Правительственная
связь; Связь для нужд обороны, безопасности
и охраны правопорядка в РФ; Почтовая связь;
Радиочастотный спектр и орбитальные
позиции спутников связи. Деятельность
физических и юридических лиц, связанная
с предоставлением услуг связи, осуществляется
на основании лицензии и проведения сертификации
порядок выдачи которых определён правительством
Российской Федерации. Предприятия связи
создаются и функционируют на основе единства
экономического пространства, многообразия
форм собственности и в условиях конкуренции,
осуществляют свою деятельность в соответствии
с нормативно-правовыми актами и, не нарушая
конституционных прав физических и юридических
лиц.
4. Правовое регулирование
отношений, возникающих при использовании
информационных технологий в
процессах подготовки и проведения
выборов и референдумов.
Использование Государственной
автоматизированной системы РФ «Выборы»
при подготовке и проведении выборов
и референдумов является одной из
гарантий обеспечения достоверности,
оперативности и полноты подготавливаемой
с помощью этой системы информации
о выборах и референдумах. С
целью обеспечения таких гарантий
разрабатывается проект федерального
закона, который регулирует отношения,
возникающие при использовании
Государственной автоматизированной
системы РФ «Выборы» (ГАС «Выборы»)
в процессах подготовки и проведения
выборов, референдума, при развитии
ГАС «Выборы», а также при решении
с помощью ГАС «Выборы» иных задач,
не связанных с выборами, референдумом.
Необходимость принятия такого нормативного
правового акта именно на уровне федерального
закона определяется следующими факторами:
- Необходимость обеспечения
гарантий достоверности результатов голосования
и невозможности их фальсификации. Необходимо
обеспечить гарантии достоверности подведения
итогов голосования, начиная с момента
ввода в ГАС «Выборы» данных из протоколов
участковых избирательных комиссий и
до получения протокола и сводной таблицы
о результатах выборов, референдума, за
счет введения механизма электронной
цифровой подписи на всех этапах обработки
результатов голосования с помощью ГАС
«Выборы», применения комплекса правовых,
организационных и программно-технических
мер, гарантирующих безопасность избирательных
процессов с применением новых информационных
технологий.
- Высокая общественно-политическая
значимость общественных отношений, возникающих
в избирательных процессах с применением
современных информационных избирательных
технологий, и широта охвата этими отношениями
субъектов права. Общественные отношения,
возникающие при использовании ГАС «Выборы»,
затрагивают все дееспособное население
России. Они выражают и аккумулируют в
себе взаимосвязанные «сгустки» интересов
граждан, политических партий и объединений,
организаций, фирм и корпораций, государственных
образований. Такие отношения должны быть
надежно защищены законом от вмешательства
любых лиц, официально не представленных
в избирательных процессах, — с одной
стороны, и быть абсолютно «прозрачными»
для каждого — с другой стороны.
- Стабильность и устойчивость
общественных отношений, связанных с использованием
ГАС «Выборы» при подготовке и проведении
выборов и референдума.
Правовому регулированию
подлежат не новые общественные отношения,
а уже сложившиеся, которые подтвердили
свою стабильность в течение последних
пяти лет. ГАС «Выборы» функционирует
с 1995 г. С 1996 г. она использовалась во
всех случаях при подготовке и
проведении выборов депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания РФ, в 230 случаях
на выборах органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
в 738 случаях на выборах органов
местного самоуправления, а также
при проведении референдумов регионального
уровня. ГАС «Выборы» применялась
при подготовке и проведении выборов
депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания РФ третьего созыва
в декабре 1999 г. и подтвердила
свою эффективность в избирательной
кампании Президента РФ 2000 г.
Множественность актов, разрозненность
и «разбросанность» отдельных правовых
норм по нормативным правовым актам,
регулирующим отношения по использованию
и развитию ГАС «Выборы» в РФ. Сегодня
в этой области действуют: один федеральный
конституционный закон, четыре федеральных
закона, четыре акта Президента РФ, два
постановления Правительства РФ, три акта
федеральных министерств и ведомств, большое
число нормативных актов Центральной
избирательной комиссии РФ и субъектов
Российской Федерации.
Важнейшая цель правового
регулирования отношений по использованию
ГАС «Выборы» при проведении выборов
и референдумов -обеспечение соблюдения
прав граждан в условиях автоматизированной
обработки информации о них на
основе применения правовых, организационных
и иных средств защиты персональных
данных, обрабатываемых с использованием
ГАС «Выборы».
Статус Государственной
автоматизированной системы РФ «Выборы».
Устанавливается назначение ГАС
«Выборы» как федеральной автоматизированной
системы общероссийского значения,
представляющей неотъемлемую составную
часть избирательной системы
РФ и органически «встроенной» в
нее. Определяются организационная
структура и средства обеспечения
ГАС «Выборы», закрепляются полномочия
Центральной избирательной комиссии
РФ, избирательных комиссий субъектов
Российской Федерации, окружных, территориальных
избирательных комиссий, комиссий референдума
в области использования и
развития ГАС «Выборы». Устанавливаются
полномочия Федерального центра информатизации
при Центральной избирательной
комиссии РФ, информационного центра
избирательной комиссии субъекта Российской
Федерации, информационного центра
окружной избирательной комиссии, информационного
центра территориальной избирательной
комиссии, комиссии референдума. Устанавливается
статус системного администратора ГАС
«Выборы», закрепляются функции сервисных
центров ГАС «Выборы».