ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 07:46, контрольная работа

Краткое описание

Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна. В ней можно обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т. д.

Содержание

1.Общие положение.
2.Различии эмпирического и теоретического типы исследований.
3.Основные критерии на различи эмпирического и теоретического уровня ииследований.

Вложенные файлы: 1 файл

озод.docx

— 157.52 Кб (Скачать файл)

НАВОИЙСКИЙ  ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ

НАВОИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

самостоятельная работа



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: магистрант группы 10 М-11 ТДОПРРРМ  Бекмуратов Ш.Ш.

 

 

 

 

 

Навои – 2012 г. 

 

Характеристика теоретических  и эмпирических

исследований.

План:

  1. Общие положение.
  2. Различии эмпирического и теоретического типы исследований.
  3. Основные критерии на различи эмпирического и теоретического уровня ииследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна. В ней можно  обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и  степени общности и т. д.

Все эти формы могут  быть отнесены к двум основным уровням  организации знания: эмпирическому  и теоретическому.

 Достаточно четкая  фиксация этих уровней была  осуществлена уже в позитивизме  30-х годов, когда анализ языка  науки выявил различие в смыслах  эмпирических и теоретических  терминов. Такое различие касается  средств исследования. Но кроме  этого можно провести различение  двух уровней научного познания, принимая во внимание специфику  методов и характер предмета  исследования.

 Рассмотрим более детально  эти различия. Начнем с особенностей  средств теоретического и эмпирического  исследования.

 Эмпирическое исследование  базируется на непосредственном  практическом взаимодействии исследователя  с изучаемым объектом. Оно предполагает  осуществление наблюдений и экспериментальную  деятельность. Поэтому средства  эмпирического исследования необходимо  включают в себя приборы, приборные  установки и другие средства  реального наблюдения и эксперимента.

 В теоретическом же  исследовании отсутствует непосредственное  практическое взаимодействие с  объектами. На этом уровне объект  может изучаться только опосредованно,  в мысленном эксперименте, но  не в реальном.

 Кроме средств, которые  связаны с организацией экспериментов  и наблюдений, в эмпирическом  исследовании применяются и понятийные  средства. Они функционируют как  особый язык, который часто называют  эмпирическим языком науки. Он  имеет сложную организацию, в  которой взаимодействуют собственно  эмпирические термины и термины  теоретического языка. 

 Смыслом эмпирических  терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать  эмпирическими объектами. Их следует  отличать от объектов реальности. Эмпирические объекты -- это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих жестко фиксированным и ограниченным набором признаков. Реальному же объекту присуще бесконечное число признаков. Любой такой объект неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях.

 Возьмем, например, описание  опытов Био и Савара, в которых было обнаружено магнитное действие электрического тока. Это действие фиксировалось по поведению магнитной стрелки, находящейся вблизи прямолинейного провода с током. И провод с током, и магнитная стрелка обладали бесконечным числом признаков. Они имели определенную длину, толщину, вес, конфигурацию, окраску, находились на некотором расстоянии друг от друга, от стен помещения, в котором проводился опыт, от Солнца, от центра Галактики и т. д.

 Из этого бесконечного  набора свойств и отношений  в эмпирическом термине «провод  с током», как он используется  при описании данного опыта,  были выделены только такие  признаки: (1) быть на определенном  расстоянии от магнитной стрелки; (2) быть прямолинейным; (3) проводить  электрический ток определенной  силы. Все остальные свойства  здесь не имеют значения, и  от них мы абстрагируемся в  эмпирическом описании. Точно так  же по ограниченному набору  признаков конструируется тот  идеальный эмпирический объект, который образует смысл термина  «магнитная стрелка». Каждый признак  эмпирического объекта можно  обнаружить в реальном объекте,  но не наоборот.

 Что же касается  теоретического познания, то в  нем применяются иные исследовательские  средства. Здесь отсутствуют средства  материального, практического взаимодействия  с изучаемым объектом. Но и  язык теоретического исследования  отличается от языка эмпирических  описаний. В качестве его основы  выступают теоретические термины,  смыслом которых являются теоретические  идеальные объекты. Их также  называют идеализированными объектами,  абстрактными объектами или теоретическими  конструктами. Это особые абстракции, которые являются логическими  реконструкциями действительности. Ни одна теория не строится  без применения таких объектов.

 Их примерами могут  служить материальная точка, абсолютно  черное тело, идеальный товар,  который обменивается на другой  товар строго в соответствии  с законом стоимости, идеализированная  популяция в биологии, по отношению  к которой формулируется закон  Харди -- Вайнберга (бесконечная популяция, где все особи скрещиваются равновероятно).

 Идеализированные теоретические  объекты, в отличие от эмпирических  объектов, наделены не только  теми признаками, которые мы можем  обнаружить в реальном взаимодействии  объектов опыта, но и признаками, которых нет ни у одного  реального объекта. Например, материальную  точку определяют как тело, лишенное  размеров, но сосредоточивающее  в себе всю массу тела. Таких  тел в природе нет. Они выступают  как результат мысленного конструирования,  когда мы абстрагируемся от  несущественных (в том или ином  отношении) связей и признаков  предмета и строим идеальный  объект, который выступает носителем  только сущностных связей. В реальности  сущность нельзя отделить от  явления, одно проявляется через  другое. Задачей же теоретического  исследования является познание  сущности в чистом виде. Введение  в теорию абстрактных, идеализированных  объектов как раз и позволяет  решать эту задачу.

 

Эмпирический и теоретический  типы познания различаются не только по средствам, но и по методам исследовательской  деятельности.

 На эмпирическом уровне  в качестве основных методов  применяются реальный эксперимент  и реальное наблюдение. Важную  роль также играют методы эмпирического  описания, ориентированные на максимально  очищенную от субъективных наслоений  объективную характеристику изучаемых  явлений. 

 Что же касается  теоретического исследования, то  здесь применяются особые методы: идеализация (метод построения  идеализированного объекта); мысленный  эксперимент с идеализированными  объектами, который как бы замещает  реальный эксперимент с реальными  объектами; особые методы построения  теории (восхождение от абстрактного  к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др.

 Все эти особенности  средств и методов связаны  со спецификой предмета эмпирического  и теоретического исследования.

 Эмпирическое исследование  в основе своей ориентировано  на изучение явлений и зависимостей  между ними. На этом уровне  познания сущностные связи не  выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются  в явлениях, проступают через  их конкретную оболочку.

 На уровне же теоретического  познания происходит выделение  сущностных связей в чистом  виде. Сущность объекта представляет  собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы, расчленив эту сложную сеть законов на компоненты, затем воссоздать шаг за шагом их взаимодействие и таким образом раскрыть сущность объекта.

Эмпирическое знание –  первичное научное знание, которое  получается при контакте с изучаемым  объектом. Эмпирия (лат.) – опыт.

На негативном опыте (ошибках) учатся.

Эмпирическое знание –  описательное.

Наука, 3 функции: описание, объяснение и предсказание.

Эмпирический уровень: объяснение отсутствует, но предсказывать можно (если видим, что медь расширяется  при нагревании, то можно предсказать, что и другие металлы тоже).

Методы получения знания: эмпирическое исследование осуществляется при помощи наблюдения, эксперимента и измерения.

Наблюдение – присутствует не только при реальном контакте с  объектом, но и в нашем воображении (знаковое наблюдение – чтение, математика).

Вначале наблюдение предшествуют познанию, мы формулируем проблему. Мы можем высказать гипотезу. Наблюдение в конце исследования носит проверочный  характер нашей теории.

В структуру наблюдения включают: объект, наблюдатель, условия наблюдения, приборы (инструменты), базисные знания.

Научное наблюдение требует  протоколирование всех явлений (чтобы  учёного могли проверить).

Наблюдения: прямые (объект доступен) и косвенные (объект не доступен, доступны только его следы и т.п., которые  он оставил).

Апробация (лат.) – одобрение (оно не от слова «проба»).

Измерение: прямое (измерение  длины), косвенное (времени, температуры; температура – энергия движения молекул).

Измерение в науке проводится многократно. Так как все величины будут разные в измерении. Каждый конкретный результат – среднее  значение (также считается погрешность).

Эксперимент – активное воздействие  на объект. Задача: поиск (не знаем, что  будет) или проверяем уже существующую гипотезу

Эмпирическое знание имеет  логическую форму понятия. Когда  мы связываем два эмпирических понятия  или явления, то получаем законом (чем  больше объём, тем меньше давление и  пр.).

Эмпирическое знание –  первое и последнее научное знание (Конт, Мах, это мнение позитивистов). Теоретическое знание не содержит нового знания по их мнению.

Но учёный не может быть эмпириком, так как использует язык (а язык абстрактен, он использует понятия, которые нельзя потрогать).

Факт – почти то же самое, что и теория (и то и другое – одно знание). Факт нуждается в  интерпретации. Интерпретация факта  вкладывает в него значение. У факта  всегда много интерпретаций.

Структура факта: то, что мы переживаем (психологический компонент); то, что мы высказали (лингвистический  компонент); само событие.

Факты, роль в науке: источник и проверка. Факты должны подтверждать знания. Постпозитивизм (Попер): факт не может подтверждать, но может опровергать теорию.

Локатор: любое научное  знание – предположение (оно не может  опровергаться и подтверждаться). Цель заменять старые предположения (догадки) новыми. А о том, что новые лучше  старых мы «догадываемся».

Научные знания представляют собой сложную развивающуюся  систему, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они оказывают обратное воздействие  на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют их. В этом процессе постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска.

Существует два вида организации  знания: эмпирический и теоретический. Соответственно можно выделить два  типа познавательных процедур, порождающих  эти знания.

Обращаясь к философскому аспекту этого вопроса необходимо отметить таких философов Нового Времени, как Ф.Бэкон, Т.Гоббс и Д.Локк. Фрэнсис Бэкон говорил, что путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Джон Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта и ощущений.

Различие эмпирического  и теоретического уровней научного познания касается средств исследования, специфики методов и характера  предмета исследования.

Рассмотрим средства эмпирического  уровня научного познания. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя  с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.

В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

Кроме средств, которые связаны  с организацией экспериментов и  наблюдений, в эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства. Они функционируют как особый язык, который часто называют эмпирическим языком науки. Он имеет сложную организацию, в которой взаимодействуют собственно эмпирические термины и термины  теоретического языка.

Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые  можно было бы назвать эмпирическими  объектами. Их следует отличать от объектов реальности. Эмпирические объекты —  это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и  отношений вещей. Реальные объекты  представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих жестко фиксированным и ограниченным набором признаков. Реальному же объекту присуще бесконечное  число признаков.

Информация о работе ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.