Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 07:49, курсовая работа
Современный период развития цивилизованного общества по праву называют этапом
информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что
доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства, повышающим
его эффективность и наукоёмкость, становится сбор, продуцирование, обработка,
хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе
современных информационных технологий.
Введение………………………………………………………………………………………………….…………………...3
Глава 1: Дидактические аспекты компьютерного обучения………………………………..……... 7
§1. Структура учебной деятельности при компьютерном обучении…………………….….... 7
§2. Дидактические принципы компьютерного обучения…………………………………………... 11
§3. Диалог - коммуникативная основа информационной технологии
Обучения………………………………………………………………………………………………………………….…..…16
§4. Трудности на пути внедрения компьютерных технологий в учебный процесс
Школы………………………………………………………………………………………………………………………….……23
Глава 2. Технологии применения компьютеров в учебном процессе……………………..... 27
§1. Компьютерные технологии на уроках физики………………………………………………………... 2
§2. Компьютерные средства активизации работы учащихся на уроках математики….31
§3. Тестирование с помощью компьютера на уроках русского языка…………………………33
§4. Компьтерные технологии в обучении иностранным языкам………………………………. 37
§5. Компьютерные средства обучения гуманитарным предметам……………………………..37
§6. Дистанционное образование………………………………………………………………………………….. 39
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………
других учебных заведениях, обучение.
· Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации
(электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого
количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с
преподавателями.
· Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, технических
средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и
мультидоступ к ней снижает затраты на организацию учебного процесса.
· Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших
достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих
продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.
· Социальное равноправие. Равные возможности получения образования
независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной
обеспеченности обучаемого.
· Интернациональность. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке
образовательных услуг.
· Новая роль преподавателя. ДО расширяет и обновляет роль преподавателя,
который должен координировать познавательный процесс, постоянно
усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и
квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.
Качество ДО не уступает качеству очной формы получения образования, а
улучшается за счет привлечения выдающегося кадрового преподавательского состава
и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и
контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам.
Методы обучения. Дистанционная
форма включает пять
обучения:
· информационно-рецептивный,
· репродуктивный,
· проблемное изложение,
· эвристический,
· исследовательский.
Они охватывают всю
совокупность педагогических
преподавателя и обучающихся.
В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и
инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники
и телекоммуникаций, а также последних достижений в области образовательных
технологий.
Комплекс материальных и технических средств, необходимых для обучения в
соответствии с учебными программами включает в себя учебные и
учебно-вспомогательные помещения; лабораторное оборудование, технические
средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические
материалы. Большая часть учебно-научной материальной базы образует виртуальную
информационно-образовательную среду по причине удаленности ее слушателей.
Новые информационные
технологии воздействуют на
обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства
обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а
именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического
мышления и самостоятельности человека.
При получении дистанционного образования средства обучения значительно шире
и, кроме традиционных, включают такие, как:
· учебные электронные издания;
· компьютерные обучающие системы;
· аудио- видео учебные материалы и мн. др.
Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных
изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности:
компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые
возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения
изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это -
автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические,
методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а
также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для
самостоятельного получения и контроля знаний.
Аудио и видео учебные материалы - записываются на магнитные носители, аудио -
и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона,
видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.
Компьютерные сети - средство обучения, включающее в себя различного рода
информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Глобальная
сеть INTERNET, является интегральным средством, широко используемым в ДО.
Таким образом, возможно, лет через 5-10, когда глобальная сеть станет
доступна во всех уголках России, дистанционное образование может составить
серьезную конкуренцию традиционным классно- урочным формам, особенно для детей-
инвалидов и учеников сельской местности.
Заключение.
Компьютеры являются очень эффективной поддержкой при обучении и приобретении
знаний в школе, при использовании их в качестве инструментов познания для
отражения того, что студены выучили и что они знают. Вместо того чтобы
использовать возможности компьютерных технологий для распространения
информации, компьютеры должны использоваться во всех областях знаний в качестве
инструментов, помогающих обучаемым вдумчиво и критически осмысливать
представления, которые они изучают. Использование компьютера в качестве
средства обучения путем применения прикладных программ в качестве формализмов
представления знаний способствует более быстрому и более полному усвоению
материала, чем при использовании всех имеющихся в настоящее время обучающих
компьютерных программ.
За последние годы
возросло внимание и
персональному компьютеру как средству моделирования различных процессов. С
помощью компьютера моделируются физические явления, химические реакции,
управление производственными или экономическими процессами и др.
Применение современных
информационных технологий
эффективность самообразования. В электронный вид переведены многие, всемирно
известные, энциклопедии и словари, существует большое количество электронных
книг и учебников. Растет популярность дистанционного образования, когда задания
и методические рекомендации обучающийся получает через Интернет или по
электронной почте. Однако, как показывает практика, компьютер пока не стал
полноценным средством обучения в школе. Это связано не только с проблемами,
обозначенными в научной литературе. В частности, для достижения положительного
эффекта от применения информационных технологий необходимо соблюдение
определенных условий:
временное. Каждый предмет школьной программы имеет свои
организационно-методические и содержательные особенности, в соответствии с
которыми должен быть выбран момент "включения" в него информационных
технологий; техническое. Технические характеристики персональных компьютеров различны. В зависимости от круга задач, которые предполагается решать, необходимо подобрать компьютер и дополнительные устройства (такие как сканер, принтер, модем, наушники, микрофон и т.п.).
Круг задач определяет предмет, в изучении которого применяется компьютер.
Например: для работы на уроках изобразительного искусства или черчения
потребуется более мощный компьютер чем, скажем, на уроках математики или
информатики; организационное. При включении информационных технологий в процесс изучения предмета встает вопрос настройки программного обеспечения и наладки оборудования. Далеко не каждый учитель владеет навыками необходимыми для комплексного обслуживания компьютерного оборудования или для самостоятельной разработки образовательных средств. Поэтому очевидна потребность учителя в квалифицированном помощнике (например, в лице лаборанта или учителя
информатики).
При соблюдении этих условий, по оценкам специалистов, современные
информационные технологии могут служить действенным дидактическим средством.
Проблемы применения компьютерных средств в процессе обучения во многом связаны
с готовностью современного учителя к восприятию персонального компьютера как
дидактического средства.
Совершенно необходимо
изучение информационных
чем с 8-го класса, так как овладение ими является одним из условий удачного
трудоустройства, а значит и залогом социальной защищенности учащихся. Необходим
пересмотр учебного плана средней школы с целью нахождения места обучению
информационным технологиям и возможностей их интеграции в учебный процесс.
Необходима разработка новых программ курса информатики и пересмотр концепций
изучения этого предмета. Необходимо решать проблему технического оснащения,
снабжения программным обеспечением и подготовки кадров на государственном
уровне. Возможно использование компьютерных технологий обучения на любом
учебном предмете. Необходима разработка технологий использования компьютеров в
учебной деятельности и строгое соблюдение технологической дисциплины.
Оптимальным является не создание полностью компьютеризированных учебных курсов,
а умелое и целесообразное их сочетание с традиционными технологиями, если,
конечно, речь идет не о дистанционных курсах, где компьютеры дают практически
единственную и максимально приемлемую возможность коммуникации.
Список использованной литературы
1) Алексеев В.Д., Давыдов Н.А.,. Педагогические проблемы
совершенствования учебного процесса на основе использования ЭВМ. М.:, ВПА, 1988
2) Андреев А.А., Барабанщиков А.В. Педагогическая модель
компьютерной сети // Педагогическая информатика № 2, 1995 г., с. 75-78.
3) Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные
телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика № 1,
1995 г., с. 55-63.
4) Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в
образовании: систематизация и тенденции развития. В сб. Основы применения
информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М.: ВУ, 1995 г. с. 43-48.
5) Андреев А.А. Применение телекоммуникаций в учебном процессе. В
сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М.:
ВУ, 1995 г.
6) Андреев А.А. Обзор телекоммуникаций в образовании. Публикация в
сети ИНТЕРНЕТ на сервере Центра информатизации Минобразования ИНФОРМИКА.
http:// www.informika.ru / windows / inftecn / intertecn / listint / html
7) Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной
школе. -М.: Просвещение, 1985.
8) Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М:,1982
9) Бабанский Ю.К. Школа в условиях информационного взрыва//
Перспективы. Вопросы образования., №2, -1983.
10) Беспалько
В.П. Слагаемые педагогической
1989 г.
14) Золотарев А.А. и др. Теория и методика систем интенсивного обучения.
.