Экспертные системы в области права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

Работы в области искусственного интеллекта не ограничиваются экспертными системами. Они также включают в себя создание роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение, обоняние, способность к обучению. Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Являясь одним из основных приложений искусственного интеллекта, экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил.

Содержание

Введение………………………………………………………………… ………2

Экспертные системы в области права.…………………………………………..3

Основные задачи в области обеспечения информационной безопасности.………………………………….................................................... ..9

Как осуществляется «Тематический поиск» в СПС «КонсультантПлюс» и просмотр связей документов………...………………………………………….14

Заключение………………………………………………………………….…....16

Список использованных источников………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Полностью готовая.docx

— 47.68 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………  ………2

 

Экспертные системы в области права.…………………………………………..3

 

Основные задачи в области обеспечения информационной безопасности.………………………………….................................................... ..9

 

Как осуществляется «Тематический поиск» в СПС «КонсультантПлюс» и просмотр связей документов………...………………………………………….14

 

Заключение………………………………………………………………….…....16

 

Список использованных источников…………………………………….…......17

ВВЕДЕНИЕ

 

Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в  области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта[18].

Экспертные системы дают возможность  менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым  проблемам, о которых этими системами  накоплены знания. Под искусственным  интеллектом обычно понимают способности  компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего  здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением.

Работы в области искусственного интеллекта не ограничиваются экспертными  системами. Они также включают в  себя создание роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его  слух, зрение, обоняние, способность  к обучению. Главная идея использования  технологии экспертных систем заключается  в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Являясь одним из основных приложений искусственного интеллекта, экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов  в какой-либо области знаний в  форму эвристических правил. Эвристики  не гарантируют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рамках технологии поддержки принятия решений. Однако часто они дают в достаточной  степени приемлемые решения для  их практического использования. Это  делает возможным использовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экспертные системы в области права.

 

Экспертная система - это набор  программ или программное обеспечение, которое выполняет функции эксперта при решении какой-либо задачи в  области его компетенции. Экспертная система, как и эксперт-человек, в  процессе своей работы оперирует  со знаниями. Знания о предметной области, необходимые для работы экспертных систем, определённым образом формализованы  и представлены в памяти ЭВМ в  виде базы знаний, которая может  изменяться и дополняться в процессе развития системы.

Экспертные системы выдают советы, проводят анализ, выполняют классификацию, дают консультации и ставят диагноз. Они ориентированы на решение  задач, обычно требующих проведения экспертизы человеком-специалистом. В  отличие от машинных программ, использующий процедурный анализ, экспертные системы  решают задачи в узкой предметной области (конкретной области экспертизы) на основе дедуктивных рассуждений. Такие системы часто оказываются  способными найти решение задач, которые неструктурированны и плохо  определены. Они справляются с  отсутствием структурированности  путём привлечения эвристик, то есть правил, взятых «с потолка», что может  быть полезным в тех системах, когда  недостаток необходимых знаний или  времени исключает возможность  проведения полного анализа.

Главное достоинство экспертных систем - возможность накапливать знания, сохранять их длительное время, обновлять  и тем самым обеспечивать относительную  независимость конкретной организации  от наличия в ней квалифицированных  специалистов. Накопление знаний позволяет  повышать квалификацию специалистов, работающих на предприятии, используя  наилучшие, проверенные решения.

Практическое применение искусственного интеллекта на машиностроительных предприятиях и в экономике основано на экспертных системах, позволяющих повысить качество и сохранить время принятия решений, а также способствующих росту  эффективности работы и повышению  квалификации специалистов.

Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной системе, являются:

  • интерфейс пользователя;
  • база знаний;
  • интерпретатор;
  • модуль создания системы[19]. 

Интерфейс пользователя. Менеджер (специалист) использует интерфейс для ввода  информации и команд в экспертную систему и получения выходной информации из нее. Команды включают в себя параметры, направляющие процесс  обработки знаний. Информация обычно выдается в форме значений, присваиваемых определенным переменным. Менеджер может использовать четыре метода ввода информации:

  • меню;
  • команды;
  • естественный язык;
  • собственный интерфейс.

Технология экспертных систем предусматривает  возможность получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения. Различают  два вида объяснений:

  • объяснения, выдаваемые по запросам. Пользователь в любой момент может потребовать от экспертной системы объяснения своих действий;
  • объяснения полученного решения проблемы. После получения решения пользователь может потребовать объяснений того, как оно было получено. Система должна пояснить каждый шаг своих рассуждений, ведущих к решению задачи.

Хотя технология работы с экспертной системой не является простой, пользовательский интерфейс этих систем является дружественным  и обычно не вызывает трудностей при  ведении диалога.

База экспертных знаний содержит факты, описывающие проблемную область, а  также логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний принадлежит правилам. Правило  определяет, что следует делать в  данной конкретной ситуации, и состоит  из двух частей:

  • условия, которое может выполняться или не выполняться;
  • действия, которое следует произвести, если условие выполняется.

Все используемые в экспертной системе  правила образуют систему правил, которая даже для сравнительно простой  системы может содержать несколько  тысяч правил. Интерпретатор —  это часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку  знаний (мышление), находящихся в  базе знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил (правило за правилом). Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, выполняется определенное действие, и пользователю предоставляется  вариант решения его проблемы.

Кроме того, во многих экспертных системах вводятся дополнительные блоки:

  • блок расчета;
  • блок ввода и корректировки данных.

Блок расчета необходим в  ситуациях, связанных с принятием  управленческих решений. При этом важную роль играет база данных, где содержатся плановые, физические, расчетные, отчетные и другие постоянные или оперативные  показатели.

Блок ввода и корректировки  данных используется для оперативного и своевременного отражения текущих  изменений в базе данных.

Модуль создания системы служит для создания набора (иерархии) правил. Существуют два подхода, которые  могут быть положены в основу модуля создания системы:

  • использование алгоритмических языков программирования;
  • использование оболочек экспертных систем.

Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную среду, которая может быть приспособлена  к решению определенной проблемы путем создания соответствующей  базы знаний. В большинстве случаев  использование оболочек позволяет  создавать экспертные системы быстрее  и легче в сравнении с программированием.

Вопрос о возможности применения экспертных систем в правотворческой  и правоприменительной деятельности неоднозначно решается разными авторами. Начиная с 60-х годов XX в. в юридической научной литературе ведется широкая дискуссия на эту тему. Одни сначала ограничили роль автоматизированных систем правовой информации только задачами сбора, хранения и поиска нужной правовой информации[20], другие пытались доказать возможность моделирования с помощью ЭВМ процесса принятия волевого решения[21]. С тех пор дискуссия продолжает развиваться. И хотя в настоящее время трудно не согласиться с утверждением противников искусственного интеллекта о невозможности полностью формализовать мыслительные процессы, нельзя согласиться и с определением роли информационных систем правовой информации только как удобного хранилища огромного информационного правового массива. Подтверждением этому является то, что в настоящее время большое количество экспертных систем в области права уже созданы для решения конкретных правовых задач и успешно функционируют.

Таким образом, экспертные системы  в области права - это системы, в которых на основе специально систематизированной  правовой информации решаются конкретные задачи юридической практики. Данные системы при решении определенного  класса задач могут заменить собой  эксперта-юриста. Привлекая знания экспертов, заложенные в их информационный банк данных, они объясняют, аргументируют  и делают выводы.

Функционирование экспертной системы  связано с решением трех основных проблем:

  • проблемы передачи знаний от экспертов-людей компьютерной системе;
  • проблемы представления знаний, то есть реконструирования массива знаний в определенной правовой области и представления его как структуры знаний в памяти компьютера;
  • проблемы использования знаний.

Необходимость глубокой и подробной  формализации процесса принятия решения  для моделирования его в компьютерной системе приводит к тому, что пока экспертные системы такого рода создаются  программистами и экспертами-юристами для решения конкретных вопросов в достаточно ограниченных правовых областях, то есть являются узко специализированными. Пользователями таких систем являются юристы-практики, сталкивающиеся с правовыми проблемами, находящимися вне области их компетенции, и особенно пользователи - не юристы.

Подобные системы в процессе решения задач задают вопросы  пользователю, направляют ход его  мыслей, используя формальные и эвристические  знания экспертов. Существенно, что  система объясняет выбранные  стратегии решения и даже цитирует источники, в ней используемые.

Начиная с 1970 г. в Великобритании, США и ФРГ было разработано более 25 исследовательских проектов, охватывающих использование методов искусственного интеллекта в процессе правовой аргументации. Примерами являются такие широко используемые системы, как:

  • TAXAMAN-I и TAXAMAN-II, созданные англичанином Маккарти и специализирующиеся на налоговом праве Великобритании;
  • система Мелдмана MITProject для уголовного права;
  • программа Пиппа и Шлинка Judith на основе гражданского кодекса ФРГ обрабатывает юридические документы и их проекты, относящиеся к гражданскому праву;
  • система LRS Харнера специализируется на договорном праве;
  • Rand Project Ватермана и Петерсона моделирует процесс принятия решений в гражданском процессе;
  • программные комплексы TAXADVISER и EMYCIN используются при планировании федерального налогообложения;
  • "Си Клипс" де Бессоне используется при кодификации гражданского кодекса Луизианы;
  • система DSCAS помогает анализировать юридические аспекты исков о возмещении дополнительных расходов, связанных с отличием физических условий на месте предполагаемого строительства от указанных в контракте;
  • система LDS помогает экспертам-юристам урегулировать иски о возмещении убытков и компенсациях за ущерб, связанный с выпуском дефектной продукции, и многие другие.

В отечественной законодательной  и правоприменительной практике в последнее десятилетие создано  около полутора десятков правовых экспертных систем.

ЭС "БЛОК" предназначена для  сотрудников подразделений по борьбе с экономической преступностью  и помогает установить возможные  способы совершения краж при проведении строительных работ. Система позволяет:

  • на этапе ввода исходных данных сформулировать проблему;
  • определить возможные способы совершения краж;
  • составить список признаков, соответствующих тому или иному способу совершения кражи, который используется для планирования мероприятий по раскрытию преступления.

Для выработки решения о способе  совершения преступлений используются следующие группы признаков: экономические, технологические, товароведческие, бухгалтерские, оперативные, а также причастные лица и документы - носители информации.

Система отличается простотой ввода  новых данных, что дает возможность  быстро адаптировать ее в процессе эксплуатации. В ЭС имеются подсистема помощи и подсистема обучения пользователя.

ЭС "БЛОК" реализована на базе естественной языковой оболочки ДИЕС для экспертных и информационных систем. Для разработки системы привлекались наиболее опытные сотрудники подразделений  по борьбе с экономической преступностью. В развитие ЭС "БЛОК" предусматривается  возможность обращения к автоматизированным учетам органов внутренних дел.

С 1964 г. в ВНИИСЭ успешно действует ЭС "АВТОЭКС" (последний вариант 1988 г. "Мод-ЭксАРМ"). Система в режиме диалога решает восемь вопросов, связанных с наездом на пешехода. ЭС обеспечивает высокий уровень автоматизации экспертного исследования. В ней автоматизировано большинство операций: экспертный анализ исходных данных, выбор хода исследования, выполнение расчетов, составление заключения, формулирование вывода с последующей распечаткой.

С помощью системы можно получить ответы на вопросы, касающиеся определения  численных значений различных параметров дорожно-транспортного происшествия: скорость автомобиля, его остановочный путь, удаление автомобиля от места  наезда в конкретный момент времени  и т.п. Решаются также и расчетно-логические вопросы: например, наличие или отсутствие у водителя транспортного средства технической возможности предотвратить  наезд на пешехода. На производство одной экспертизы затрачивается  в среднем пять минут: три минуты на ввод данных и две - на исследование и печать. Система также позволяет  исследовать наезды транспортных средств  на препятствие и столкновения транспортных средств.

Информация о работе Экспертные системы в области права