Электронная книга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:26, реферат

Краткое описание

Электронная книга (англ. - e-text или e-book) - версия бумажного издания в цифровом (электронном виде). Электронной книгой называется и цифровой вариант издания, так и ряд устройств, которые используются для их прочтения.
Популярность электронных книг набирает обороты с каждым днем. Говорят, что их появление - важнейшее событие в истории издательского дела со времени изобретения печатного станка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.1 Новая концепция книги………………………………………………………4
1.2 Сущность, особенности и разновидности электронной книги…………….7
1.3 Создание и распространение электронной книги (организационные и юридические вопросы)……………………………………………………….8
1.4 Электронный журнал (проблемы распространения и хранения)………...11
1.5 Электронная библиотека (виртуальная и реальная)………………………17
Заключение…………………………………………………………………….…21
Список литературы……………………………………………………………....22

Вложенные файлы: 1 файл

солопанов.docx

— 47.87 Кб (Скачать файл)

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г. (Бернский Союз), к которой Россия присоединилась с 1994 г.;

Всемирная конвенция по охране авторского права, разработанная по инициативе ЮНЕСКО, подписанная в  Женеве 6 сентября 1952 г. (СССР с 1971 г.) и  пересмотренная в Париже 24 июля 1971 г., которая начала действовать в  России с 1995 г.;

Стокгольмская конвенция  от 14 июля 1967 г. об учреждении Всемирной  организации интеллектуальной собственности.

Общий принцип Женевской  и Бернской конвенций состоит  в том, что произведения созданные  в странах участницах конвенции, в каждой из стран пользовались бы той же охраной, что и национальные произведения.

1.4 Электронный журнал: проблемы распространения и хранения

Самым распространенным видом  электронных изданий является электронный  журнал, который набирает силу в  результате необычайно быстрого роста  числа пользователей сети Интернет и особенно WWW. Теперь и крупные  издательства, которые долгое время  использовали Интернет для распространения  экспериментальных электронных  изданий, в полной мере осознали, что  эта сеть стала важным средством  распространения их публикаций. И  хотя технология доступа к электронным  сериальным изданиям используется широко, осталось много нерешенных проблем. В числе таких проблем следует  назвать разработку ясных и понятных механизмов установления платы за использование  электронных журналов. Не решены также вопросы авторского права, доступа к материалам за предшествующие годы, гарантированной доступности журналов. А без этого невозможно определить многие положения библиотечной стратегии и тактики.

Наиболее интересными  проектами подготовки электронных  журналов являются проект Muse Издательства Университета Джонса Хопкинса (Балтимор, шт. Мэриленд, США), проект JSTOR (Journal Storage Project = Проект хранения журналов) ряда крупных  издательств Великобритании, проект интерактивного доступа к электронным  журналам Компьютерного библиотечного  центра с интерактивным доступом (OCLC = Online Computer Library Center), программы издательств Academic Press и Elsevier Science Publishing.

Интернет революционным  образом изменил возможности  неформальной научной коммуникации. Электронная почта, доски объявлений, интернетовские «конференции» –  все это действительно уничтожает расстояния и делает «невидимые коллегии»  интенсивно взаимодействующими коллективами.

В связи с электронными книгой и журналом возникают и  новые «жанры» научной коммуникации, пока еще не очень хорошо осознанные и освоенные. Примером может служить  жанр откликов на статью. Во многих электронных  версиях журналов, доступных через  Интернет, каждый пользователь может  составить свой комментарий к  любой статье и познакомиться  с комментариями других читателей. В традиционной системе научной  коммуникации институт опубликованных рецензий распространялся только на книги, чаще всего организовывался  редакциями журналов, имел большой  временной лаг и был крайне ограничен по охвату рецензируемых  книг. Что касается статей, то лишь считанные  их единицы могли получить отклик в "Письмах в редакцию", да и  то чаще всего по принципиальному  несогласию с автором опубликованной статьи. Новая демократическая возможность в Интернете позволяет каждому выразить свое отношение к любой статье и в любой момент выяснить степень интереса к ней.

Другой пример – возможность  по ссылкам на статьи (включая и  гипертекстовые) сразу обращаться к  полным их текстам, если они доступны через Интернет. Это создает совершенно новое пространство как бы единой научной книги или журнала, служит воплощением дерзких идей Поля Отле о всемирной энциклопедии и Герберта Уэлса о мировом мозге.

Электронный журнал вышел  из пеленок и начал взрослую жизнь  в результате необычайно быстрого роста  числа пользователей сети Интернет и особенно www тех­но­логии. Теперь и крупные издательства, которые  долгое время использовали Интернет для распространения экспериментальных  электронных изданий, в полной мере осознали, что эта сеть стала важным средством распространения их публикаций среди мирового научного сообщества. И хотя почти стандартной технологией  доступа к электронным сериальным изданиям стала Web технология, в младенческом состоянии осталось много важных проблем, связанных с такими изданиями. В числе таких проблем следует  назвать разработку ясных и понятных механизмов установления платы за использование  электронных журналов, электронного макетирования страниц. Не решены также  вопросы авторского права, доступа  к материалам за предшествующие годы, гарантированной доступности журналов, отражения данных и другие.

Ценообразование. Установление обоснованных и приемлемых для потребителя цен на электронные журналы является трудной проблемой. Издатели ищут пути, как защитить свои доходы от сокращения подписки на печатные журналы и потому придумывают хитроумные схемы оплаты. Для библиотек и других потребителей оказывается неприемлемым то, что цены на электронные журналы представляются неоправданно завышенными, или то, что они неразрывно связываются с печатными версиями, которые потребитель не всегда желает получать.

Безопасность. Одна из ключевых проблем, с которой столкнулись издатели электронных журналов, заключается в следующем. Как организовать полный доступ к издаваемым ими электронным журналам и сохранить надлежащую правовую защиту для подписчиков и заблокировать доступ к ним для всех остальных. Многие издатели разрешают любому пользователю просматривать определенные фрагменты издаваемых ими электронных журналов (например, их образцы, некоторые статьи или оглавления журналов). Однако для доступа к полной публикации обычно требуется подтверждение права на него.

Наиболее часто используются следующие методы:

а) предоставление подписчику пароля;

б) использование специальной  зоны доступа, только из которой пользователь данной организации может просматривать  материалы электронного журнала  по сети Интернет. Недостатком первого  метода является то, что возникают  затруднения, когда подписчиком  является не индивидуальный пользователь, а организация. А недостатком  второго метода является ограничение  места доступа к ресурсам сети Интернет. Это означает, что издателям  еще предстоит разработать методы обеспечения безопасности, не имеющие  указанных недостатков.

Электронное представление  страниц. Хорошо форматированная печатная публикация не всегда выглядит привлекательно при ее электронном представлении. Кроме того, интерактивная технология позволяет издателям делать такие вещи, которые были невозможны в печатных изданиях. Например, эта технология допускает установление интерактивных гиперсвязей между взаимосвязанными ресурсами, установление связей со всеми видами мультимедиа, т. е. звуком, видео, графикой в двух- и трехмерном представлении. Возможна связь первичных публикаций с традиционными службами реферирования и индексирования, постраничных ссылок – с соответствующими публикациями.

Однако ни одно из возможных  решений не подходит для любого журнала. Если в журнале приводятся сложные  математические уравнения и используются специальные символы и изображения, то такие журналы иногда сканируются. При этом используются такие форматы, как Portable Data Format (PDF) фирмы Adobe Acrobat, *.gif, *.gpeg, и результаты сканирования выдаются на экране в таком же виде, какой  имеют печатные страницы. В отличие  от издательств, которые производят электронные журналы путем сканирования их печатных версий, некоторые издательства (например, Elsevier и Springer Verlag) используют для подготовки электронных и  печатных журналов интегрированную  технологию. Такие издательства применяют  формат SGLM.

Главная трудность, с которой  в настоящее время сталкиваются издатели при использовании сканированных  изображений журнальных страниц, заключается  в том, что такие изображения  не могут использоваться как символьное представление текста. В них нельзя включить гиперссылки и использовать средства поиска и обработки текстов. Многие электронные журналы представлены непосредственно в формате Hyper Text Marked Language (HTML), который позволяет  передавать символьный текст, гиперссылки, мультимедиа и другие современные  формы представления информации, используемые в Интернете. В некоторых  проектах последовательно используются оба метода, чтобы обеспечить поиск  в HTML тексте и представлять изображение  в его исходной форме.

Доступность материалов за предшествующие годы. Библиотеки традиционно играли роль архивов, приобретая и сохраняя журналы для их вероятного использования читателями в течение длительного времени. А кто будет выполнять эту функцию в отношении журналов в электронной форме? Разумеется, издатели могли бы выполнять эту функцию в отношении издаваемых ими журналов. Однако это потребовало бы от них затраты значительных средств, объем которых со временем мог бы превысить стоимость самих издательских процессов. Если же издательство прекратит свое существование или сольется с другими издательствами, что станет с выпускавшимися им электронными изданиями и останутся ли они доступными для использования?

Большинство издательств  стремится лишь распространять пользующиеся спросом материалы. Едва ли они будут склонны тратить немалые деньги на то, чтобы поддерживать большие, но редко используемые массивы данных за прошлые годы в форме, допускающей интерактивный доступ к ним. Возможны разные решения этой проблемы, но среди них не просматриваются достаточно эффективные модели. Например, издательства могли бы размещать копии своих электронных изданий по договорам в нескольких местах, чтобы обеспечить их постоянную доступность при возникновении необходимости.

Центр OCLC Electronic Collections Online (США) взял на себя обязательство постоянно  архивировать получаемые им электронные  журналы. И если в будущем по каким  либо причинам он не сможет выполнить  эти обязательства, то по согласованию с сотрудничающими издательствами и по соглашениям с библиотеками будет обеспечена возможность доступа  к архивным копиям соответствующих  электронных журналов, хранящихся в  этих библиотеках.

Библиотеки и их объединения  также могли бы начать согласованное  избирательное архивирование электронных  журналов – с согласия издательств. Роль архивов могли бы взять на себя агентства по подписке на журналы, такие как EBSCO и Swets. Такую же роль могли бы выполнять и национальные библиотеки. Возможно также, что электронным  архивированием журналов займутся коммерческие фирмы, которые традиционно занимаются микрофильмированием материалов и их записью на компакт диски, например University Microfilms International (UMI).

Надежность и  доступность данных. Из-за недостаточной пропускной способности каналов связи и большого объема трафика в сети Интернет нередко возникают перебои в доступе к различным входящим в нее сетям и серверам. Поэтому для часто используемых электронных журналов может оказаться рациональным размещение их копий в различных серверах, находящихся в разных точках мира. Благодаря этому мог бы быть обеспечен повсеместный и легкий доступ к ним. Например, система KRII Dialog фирмы Knight Reader Information Inc. имеет архивное хранилище емкостью более 8 терабайт в своем центре, находящемся в г. Маунтин Вью (шт. Калифорния, США), которое может быть связано арендованными линиями с ключевыми точками мира, в которых происходят перегрузки в трафике Интернет. Это должно существенно облегчить доступ к архивным фондам электронных журналов.

1.5 Электронная библиотека реальная и виртуальная

Библиотеке как социальному институту брошен вызов. В первый раз это было сделано в 50 е ­– 60 е гг., когда во всех развитых странах государство стало заботиться о создании систем научно-технической информации. На этот первый вызов библиотеки ответили агрессивно. Один из ведущих американских теоретиков библиотечного дела писал: «Библиотекари, на баррикады!» Время нас рассудило – все становится на свои места. Мы пользуемся, как всегда, одними и теми же техническими средствами и в рамках общей цели и информационной технологии решаем разные задачи. Библиотекари осуществляют доступ к опубликованным документам и формируют информационные потребности общества, а информационные работники удовлетворяют их при помощи содержательной переработки первичной информации во вторичную.

На этот раз вызов оказывается  посерьезнее. В течение, по меньшей  мере, пяти тысячелетий библиотека работала с текстовыми, по преимуществу, документами. Иллюстрации – таблицы, графики, формулы, рисунки – были вспомогательными средствами хранения и передачи знаний. Теперь появились  и быстро получают повсеместное распространение  в этом качестве звук и движущиеся изображения, совмещенные с текст­ом в цифровом машиночитаемом виде. Это  чаще всего обобщенно называется электронной книгой, а собрания таких  книг – электронной библиотекой, хотя это встречает возражения со стороны ряда книговедов и библиотекарей. Дело не в названиях, но и в них, потому что за терминами стоят  концепции.

Проблема, стоящая перед  библиотечным делом и ее наукой ­– библиотековедением, – заключается  в том, сохранять ли многотысячелетнюю  традицию работы с преимущественно  текстовыми книгами (в печатной и  электронной форме) или взять  на себя ответственность за доступ к знаниям во всех мультимедийных видах. Первое решение этой альтернативы проще реализовать и в человеческом, и в экономическом, и в организационном  плане. Но только для библиотечного  дела. Общество все равно создаст  другой социальный институт для обеспечения  доступа к знаниям в мультимедийной форме. Для него уже есть название ­– медиатека. Библиотека перестанет быть единственным учреждением, решающим в обществе эту задачу. Как знать, не потеряет ли она свой уникальный престиж и не утратит ли позиции  и в своей традиционной сфере?

Мультимедийные средства передачи знаний быстро овладеют сферами науки, образования, просвещения, т. е. теми областями общественной жизни, где доступ к знаниям является решающим фактором. Возможно, вопросу «Читали ли Вы?» будут предшествовать вопросы «Слушали ли? Видели ли?» В сфере развлечений и досуга это уже произошло. Еще в 1970 г. на Всемирном конгрессе историков Д. А. По­спелов убедительно доказывал, что компьютерная графика существенно повлияет на изменение характера интеллектуальных способностей подрастающего поколения. Если до сих пор усвоение знаний предполагало большее развитие левого полушария мозга, то теперь оно будет способствовать более гармоничному развитию.

Разумеется, второе решение  этой альтернативы потребует коренной перестройки, прежде всего, профессионального  мировоззрения библиотекарей, а  затем и всей сферы библиотечного  дела. Мультимедийные средства – музыкальные  и видеокассеты, компакт диски, соответствующие  сайты в Интернете ­– потребуют  не только приобретения и освоения соответствующей технологии. Это  самое простое и оно необходимо при любом выборе, и, собственно говоря, уже происходит. Гораздо труднее  перестроить профессиональное сознание и формирующие ее научные дисциплины: библиотеко , библиографо  и книговедение. Может быть, не зря их объединили в одну научную специальность.

Информация о работе Электронная книга