Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:11, курсовая работа
Целью настоящего исследования является разработка ЭУМ и педагогическое обоснование обучения студентов и учащихся курсу растровой графики с их использованием.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:
Провести библиографическое исследование с целью изучения методики применения электронных учебных материалов.
Выявить основные требования и принципы создания ЭУМ.
Изучить различные средства создания ЭУМ.
Разработать ЭУМ по теме «Растровая графика».
Разработать средства контроля для ЭУМ по теме «растровая графика» .
Описать методические рекомендации по использованию разработанных ЭУМ при изучении курса «растровая графика».
Описать реализованные и потенциальные возможности разработанных ЭУМ, наметить пути дальнейшего развития.
Введение 3
Глава 1 5
1.1. Информационные технологии в образовании 5
1.1.1. Использование информационных технологий в учебном процессе 5
1.1.2. Место электронных учебных материалов в образовательном процессе. 7
1.2. Электронные учебные материалы 12
1.2.1. Общая характеристика 12
1.2.2. Преимущества ЭУМ 13
1.2.3. Классификация электронных учебных материалов 15
1.2.4. Требования к ЭУМ 19
1.2.5. Принципы разработки 23
1.2.6. Структура 28
Глава 2 32
2.1.2. Анализ и выбор средств создания ЭУМ 34
2.1.3. Этапы создания ЭУМ 36
2.2. Структура и содержание ЭУМ 40
2.2.1. Структура электронных учебных материалов 40
2.2.2. Теоретическая часть 42
2.2.3. Практическая часть 45
2.2.4. Система контроля 50
2.3. Организация опытно-поисковой работы и ее результаты 53
2.3.1. Методические указания для использования разработанных ЭУМ 53
2.3.2. Пути дальнейшего совершенствования 56
Заключение 59
Список литературы 62
приложение 66
Оглавление
Введение 3
Глава 1 5
1.1. Информационные технологии в образовании 5
1.1.1. Использование информационных технологий в учебном процессе 5
1.1.2. Место электронных учебных материалов в образовательном процессе. 7
1.2. Электронные учебные материалы 12
1.2.1. Общая характеристика 12
1.2.2. Преимущества ЭУМ 13
1.2.3. Классификация электронных учебных материалов 15
1.2.4. Требования к ЭУМ 19
1.2.5. Принципы разработки 23
1.2.6. Структура 28
Глава 2 32
2.1.2. Анализ и выбор средств создания ЭУМ 34
2.1.3. Этапы создания ЭУМ 36
2.2. Структура и содержание ЭУМ 40
2.2.1. Структура электронных учебных материалов 40
2.2.2. Теоретическая часть 42
2.2.3. Практическая часть 45
2.2.4. Система контроля 50
2.3. Организация опытно-поисковой работы и ее результаты 53
2.3.1. Методические указания для использования разработанных ЭУМ 53
2.3.2. Пути дальнейшего совершенствования 56
Заключение 59
Список литературы 62
приложение 66
Последнее время наряду с развитием компьютерных технологий особо сильно проявляется тенденция к информатизации образования. С увеличением доступности использования новых информационных технологий и расширением их возможностей, появляется перспектива решения многих накопившихся проблем.
Использование электронных учебных материалов (ЭУМ1) является одним из примеров внедрения новых технологий в образовательный процесс, позволяет совершенствовать его, обеспечить наивысшую индивидуализацию обучения, расширить возможности, открыть новые перспективы развития образования. Наибольший интерес вызывает вопрос автоматизации и индивидуализации обучения, поскольку традиционные методы давно исчерпали свои возможности. Использование новых информационных технологий (НИТ2) в образовании и внедрение ЭУМ позволяет облегчить работу учителя по созданию методических пособий, ускорить поверку знаний, умений и навыков учащихся.
Однако внедрение электронных учебных материалов в учебный процесс затруднено по ряду причин, одна из которых недостаточное количество качественных электронных учебников, пригодных для использования их в учебном процессе и методика их применения, в том числе и по курсу «растровая графика».
В связи с этим можно поставить цели и задачи, выделить объект и предмет исследования.
Объектом исследования является процесс обучения курсу растровой графики с использованием ЭУМ учащихся и студентов.
Предметом исследования является использование ЭУМ при обучении студентов и учащихся курсу растровой графики.
Целью настоящего исследования является разработка ЭУМ и педагогическое обоснование обучения студентов и учащихся курсу растровой графики с их использованием.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:
Провести библиографическое исследование с целью изучения методики применения электронных учебных материалов.
Выявить основные требования и принципы создания ЭУМ.
Изучить различные средства создания ЭУМ.
Разработать ЭУМ по теме «Растровая графика».
Разработать средства контроля для ЭУМ по теме «растровая графика» .
Описать методические рекомендации по использованию разработанных ЭУМ при изучении курса «растровая графика».
Описать реализованные и потенциальные возможности разработанных ЭУМ, наметить пути дальнейшего развития.
В данной выпускной квалификационной работе рассматривается процесс информатизации образования, процесс обучения курсу растровой графики студентов и учащихся, исследование вопроса о возможности использования ЭУМ при изучении растровой компьютерной графики.
Работа содержит две главы: первая их них направлена
Первая глава посвящена исследованию рассмотрения использования ИТ и места ЭУМ в образовательном процессе. Проводится анализ литературных источников для выявления основных преимуществ ЭУМ перед традиционными учебниками, рассматриваются классификации, обобщаются основные требования к электронных учебникам (ЭУ3), принципы их создания, рекомендуемая структура и содержание.
Вторая глава освещает анализ существующих ЭУМ по теме «растровая графика», анализ и выбор средств создания ЭУМ. Также во второй главе ведется полное описание работы над созданием ЭУМ, этапов разработки, содержания теоретический и практический блоков ЭУ, разработки системы контроля. Кроме того во второй главе рассматриваются методические рекомендации по использованию разработанного электронного учебника, а также пути дальнейшего его развития.
В настоящее время компьютерные технологии развиваются с огромной скоростью, внедряясь во все сферы жизнедеятельности нашего общества. Естественно, что развитие информационных технологий отразилось и на процессе обучения. В образовательных учреждениях появляется все больше компьютерных средств, которые можно использовать во время занятий. Информатизация образования становится актуальной темой многочисленных исследований и споров.
Под информатизацией образования понимается процесс, предусматривающий использование информационных технологий, связанных с получением, обработкой, хранением, передачей учебной информации во всех сферах школьной жизни – учебном процессе, методической работе преподавателей, решении административных задач, внеклассной работе с учащимися. [24]
В [1] отмечается колоссальный прогресс в области средств информатики, который приводит к массовому распространению персональных компьютеров, работающих не только с текстовой информацией, но и с мультимедийными данными, такими как изображение, звук и видео. Также появляется возможность размещения достаточно большого количества информации в сети Интернет. Появляются все более совершенные и удобные приложения для создания различного рода электронных материалов, информационных ресурсов, что приводит к появлению и распространению огромного числа ЭУМ.
Сейчас очень большое
внимание уделяется внедрению
Тему введения ИТ в образование рассматривают многие ученые, преподаватели, психологи, в связи с чем существует множество взглядов. Выявляется ряд причин, которые затрудняют внедрение информационных технологий в процесс обучения.
К наиболее серьезным проблемам,
которые могут тормозить
Необходимость обучения учителей техническим навыкам работы с ресурсами на локальных носителях
Необходимость обучения учителей практике и методике работы с ЭУМ
Отсутствие разработок для методической поддержки работы с обучающими электронными ресурсами
Большая дифференциация по оснащенности школ компьютерами, которая требует разных методологий работы с электронными ресурсами
Наблюдается отсутствие ресурсов во многих школах
На настоящем этапе педагогические вузы не включены в программу информатизации, что приводит к слабым темпам подготовки учителей
Не унифицированы подходы разработчиков ресурсов на локальных в дизайне, навигации, инсталляции и прочее, что крайне затрудняет работу начинающих осваивать электронные учебные материалы и ресурсы учителей. [2]
Так в [2,3,8] считается, что расширение диапазона использования информационных технологий, влияя на глубину и осмысленность усвоения учащимися и студентами содержания образования, может помочь преодолению ряда трудностей, сложившихся в системе высшего образования. Одним из ярких примеров внедрения ИТ в процесс обучения является распространение электронных учебных материалов.
На фоне общего стремления к информатизации образовательного процесса, на первое место выходит использование ЭУМ в обучении и воспитании. Создание электронных изданий (ЭИ) и ресурсов является одной из приоритетных задач информатизации образования.[3] Результаты анализа российского рынка ЭИ показывают, что мы имеем существенный задел, но необходимо и далее развивать это направление, совершенствуя и внедряя в процесс обучения ЭУМ. Нужно иметь широкий ассортимент электронных изданий и ресурсов эти продукты должны обладать высокой образовательной эффективностью и, самое важное – продукты должны быть хорошо известны, положительно оценены и восприняты педагогическим сообществом, учащимися и родителями.
Наличие учебных материалов
для образовательного процесса является
очень важным, практически основным
фактором. Поэтому возможность
Неоспорим факт, что процесс информатизации образования и внедрения ЭУМ носит не мгновенный характер, это сложный, многоплановый процесс. Естественно, что преподавателю зачастую сложно перестроиться, привыкнуть к мысли, что урок – совсем не обязательно традиционная лекция, устная передача информации от одного источника – преподавателя. Что интерактивные мультимедиа продукты дадут ту же информацию много быстрее и эффективнее, просто нужно привыкнуть к невиданным ранее новым возможностям самостоятельной учебной работы.[3]
Ведется множество оживленных
споров и дискуссий о возможности
использования электронных
В отличие от классического «бумажного» варианта учебника электронный учебник предназначен для нового стиля обучения, в котором нет ориентации на последовательное, линейное изучение материала. Содержание дожно быть четко иерархически структурировано. Верхний уровень иерархии отражает основные понятия и концепции предметной области. Более низкие уровни должны последовательно детализировать и конкретизировать эти понятия. При этом необходимо четко обозначить определения, примеры, объекты и утверждения (с помощью ключевых слов). Многоуровневость позволят изучать предмет с различной степенью глубины. Конечно, новые электронные продукты с трудом вписываются в узкое русло существующей классно-урочной системы, к тому же есть ряд других проблем. К сожалению, разработкой и использованием новых форм обучения занимается не так много специалистов, хотя о проблемном подходе, методе проектов, креативном обучении[18] и т.д. многие уже не раз слышали. Приходится констатировать, что разрабатываемые программистскими коллективами ЭУ часто не вписываются и в новые формы обучения, поскольку программисты знакомы с ними только понаслышке.[1] Получается некоторого рода противоречие, разработчики ЭУМ ориентируются на собственный опыт, и поэтому зачастую новые ЭМ разрабатываются для старых форм обучения, а не для новых. Большинство разработчиков ЭУМ предлагают уже готовый продукт и не могут одновременно предложить эффективный способ использования этого продукта, поскольку не владеют основами психо-педагогических знаний. [4]
Современные компьютерные технологии
позволяют создавать совершенно
непохожие друг на друга электронные
учебные материалы, сопровождающие
курсы к уже известным
Немаловажное отличие
электронного учебника от бумажного
в том, что он может и должен
обладать несколько большим «