Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 11:23, доклад
Основой мотив орнамента абрамцево-кудринской резьбы по дереву - растительный в виде мягко изгибающихся цветов, трав, листьев, ветвей. Свое название она получила от усадьбы Абрамцево в деревне Кудрино, где возникла в конце XIX века. Одним из создателей этой резьбы был мастер В. П. Ворноcков.
Абрамцево-кудринская резьба по дереву — народный промысел, который появился в конце XIX века.
Абрамцево-кудринская резьба по дереву
Основой мотив орнамента абрамцево-кудринской резьбы по дереву - растительный в виде мягко изгибающихся цветов, трав, листьев, ветвей. Свое название она получила от усадьбы Абрамцево в деревне Кудрино, где возникла в конце XIX века. Одним из создателей этой резьбы был мастер В. П. Ворноcков.
Абрамцево-кудринская резьба по дереву — народный промысел, который появился в конце XIX века. В 1884 (по другим сведениям в 1882) году в подмосковном имении С.И.Мамонтова Абрамцево при школе грамотности, основанной женой Наперстки мецената Е.Г.Мамонтовой, была организована столярная мастерская для крестьянских детей из соседних деревень, которую возглавила Е.Д.Поленова (сестра В.Д.Поленова).
Для выполнения такой сложной резьбы требовались более 20 видов различных стамесок. Затем готовые изделия обрабатывались морилкой разных оттенков коричневого или вишневого цвета, выпуклые части полировались, а фон оставался матовым. Ворносковская или кудринская резьба стала очень популярной, деревянные изделия с такой резьбой продавались по всей России.
Изделия Ворноскова и его последователей — ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчёркивающей природную красоту дерева. В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг. Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов — веточек, завитков, розеток — к цельным орнаментальным композициям, покрывающим всё изделие.
В начале XX века в окрестных селах организуются новые артели: Хотьковская (1910г.), Мутовкинская (1918г.), Кудринская — т.к. мастерская Ворноскова во время Первой Мировой войны закрылась (1921г.), Левковская (1931г.), Ахтырская (1932г.). В 1922 году в Кудрине была организована артель «Возрождение», которая стала быстро развиваться, в середине 1930-х годов в ней работало уже более 120 человек. Изделия артели пользовались большим спросом, неоднократно отмечались дипломами российских и международных выставок. В 1936 году был выполнен уникальный заказ: оформление одного из входов на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Это единственная работа кудринцев в области монументального искусства.
Для изготовления изделий мастера используют древесину липы, реже - березы. После токарной или столярной обработки на поверхность изделия наносится контур будущего рисунка на подготовленное изделие. Обычно это делается с помощью копирки.
Первая стадия работы – наколка. При этом снимаются участки дерева по контуру рисунка, работа выполняется полукруглой стамеской (или несколькими разной ширины и радиуса). При этом контур узора получается «рваным», состоящим из некоторого количества полукруглых, ногтевидных кромок.
Это исправляется на следующем этапе – подрезке. Фон выбирается либо ножом (например, богородским), либо теми же стамесками. При этом полученные кромки сглаживают, превращая несколько ногтевидных резов в изогнутую гладкую линию. На этом же этапе убираются все заусенцы, обрывки волокон и другой «мусор», получившийся в результате наколки узора. Если в сложных местах орнамент не получилось прорезать стамеской, он дорезается ножом.
Далее идет снятие фасок. Чем больше их будет, тем более выпуклым и ярким будет узор. Наилучшим вариантом является фаска, снятая полностью по всему контуру элемента рисунка (листика или завитка). Здесь же убираются все мелкие огрехи работы, удаляются острые ребра и углы, резьба как бы сглаживается, закругляется. Для кудринской резьбы характерен плоский рельеф, почти целиком закрывающий фон, везде одинаковой высоты.
Последним этапом является насечка – тонкие резы на выпуклых поверхностях, которые придают рисунку завершенность и увеличивают его рельефность. Это могут быть прожилки на листьях и лепестках, сетка на сердцевине цветка.
Эту часть работы, как и предыдущую (снятие фасок) выполняют ножом, но иногда используются самые мелкие полукруглые стамески для ногтевидных насечек.
Окончательная обработка состоит в шлифовке (ошкуривании), тонировке и нанесении защитного покрытия. Шлифование выполняется наждачной бумагой, для тонировки используется морилка разных цветов, обычно коричневой гаммы (для имитации благородных сортов дерева), в качестве защитного покрытия используется воск или лак. Интересный эффект получается при тонировке всей поверхности темной морилкой, последующей повторной шлифовке выступающих элементов узора (для их высветления) и покрытии лаком только выступающих частей орнамента. Яркий блеск выпуклых частей рисунка и темные углубления подчеркивают резной рельеф, игра света и тени и блеск полированных поверхностей придает изделиям неповторимую прелесть.