Айвазовский Иван Константинович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 03:58, биография

Краткое описание

Иван Константинович Айвазовский уже с детства находил в себе интерес к творчеству. Он явно обладал музыкальными и художественными способностями. Феодосийский архитектор — Кох Яков Христианович, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски.
Самостоятельный творческий путь Айвазовского начал в Петербургской Академии художеств, где он с 1833 года проходил обучение у Максима Никифоровича Воробьева в пейзажном классе.

Вложенные файлы: 1 файл

айвазовский.docx

— 31.56 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Море – это та стихия, которая привлекает художников –  маринистов. Пожалуй, каждый живописец, побывавший у  моря, так или иначе  пробовал написать его.

Но из художников русской  школы лишь один И.К. Айвазовский  весь свой творческий путь посвятил этому  жанру. От природы он был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодаря среде, в какой протекли его детство и юность. Айвазовский прожил долгую трудовую жизнь на берегу любимого им моря, питавшего его искусство яркими образами.

 

Творческий путь.

 

Иван Константинович Айвазовский  уже с детства находил в  себе интерес к творчеству. Он явно обладал музыкальными и художественными  способностями. Феодосийский архитектор — Кох Яков Христианович, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему  и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал  юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски.

Самостоятельный творческий путь Айвазовского начал в Петербургской Академии художеств, где он с 1833 года проходил обучение у Максима Никифоровича Воробьева в пейзажном классе.

 Дарование Айвазовского раскрылось необыкновенно рано. Первые произведения Айвазовского свидетельствуют о внимательном изучении позднего творчества известного русского художника С.Ф. Щедрина и пейзажей М.Н. Воробьева. В 1835 году за этюд "Воздух над морем" ему уже была присуждена серебряная медаль второго достоинства. А в 1837 году на академической выставке он показал шесть картин, получивших высокую оценку общественности и Совета Академии художеств, который постановил: "Как I-ой ст. академист, Гайвазовский (фамилию Гайвазовский художник в 1841 году изменил на Айвазовский) удостоен к получению за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования". За молодостью лет он был в 1838 году послан на два года в Крым для самостоятельных работ.

За время двухлетнего  пребывания в Крыму Айвазовский  написал ряд картин, среди которых  были прекрасно исполненные вещи: "Лунная ночь в Гурзуфе" (1839), "Морской  берег" (1840) и другие.

Талант Айвазовского открывал ему новые возможности и интересные знакомства. Он сблизился с Карлом Брюлловым, Михаилом Глинки, В.А. Жуковским, И.А. Крыловым. В 1839 году Айвазовский принял участие как художник в военно-морском походе к берегам Кавказа. На борту военного корабля он познакомился с прославленными русскими флотоводцами: М.П. Лазаревым и героями будущей обороны Севастополя, в те годы молодыми офицерами, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым, В.Н. Истоминым. С ними он сохранил дружественные отношения на протяжении всей жизни. Смелость и отвага, проявленными Айвазовским в боевой обстановке во время десанта в Субаше, вызвали к художнику симпатии среди моряков и соответствующий отклик в Петербурге. Эта операция запечатлена им на картине "Высадка в Субаши".

За границу Айвазовский  поехал в 1840 году сложившимся мастером-маринистом. Успех Айвазовскому в Италии и  европейскую славу, сопутствовавшую  ему во время командировки, принесли романтические морские пейзажи "Буря", "Хаос", "Неаполитанская ночь" и другие. Этот успех был воспринят  на родине как заслуженная дань таланту и мастерству художника. Здесь же он познакомился с .В. Гоголем и художником А.А. Ивановым.

В 1844 году, на два года раньше намеченного срока, Айвазовский  вернулся в Россию. Здесь ему за выдающиеся успехи в живописи было присуждено звание академика и поручен "обширный и сложный заказ" - написать все русские военные  порты на Балтийском море. Военно-морское  ведомство присудило ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского  мундира.

Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых  годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К.П. Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании  искусства и на мировосприятии Айвазовского. Подобно Брюллову, он стремится к  созданию грандиозных красочных  полотен, могущих прославить русское  искусство. С Брюлловым Айвазовского роднит блестящее живописное мастерство, виртуозная техника, быстрота и смелость исполнения. Очень ярко это отразилось в одной из ранних батальных картин "Чесменский бой", написанной им в 1848 году, посвященной выдающемуся морскому сражению.

Айвазовский был последним  и самым ярким представителем романтического направления в русской  живописи, и эти черты его искусства  особенно проявились, когда он писал  полные героического пафоса морские  баталии; в них была слышна та "музыка боя", без которой батальная  картина лишена эмоционального воздействия.

Но духом эпической  героики овеяны не только батальные  картины Айвазовского. Его лучшими  романтическими произведениями второй половины 40-50-х годов являются: "Буря на Черном море" (1845), "Георгиевский монастырь" (1846), "Вход в Севастопольскую  бухту" (1851).

Еще ярче романтические черты  сказались в картине "Девятый  вал", написанной Айвазовским в 1850 году. Айвазовский изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и  громадный "девятый вал", готовый  обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт.

Зритель сразу же может  представить, какая страшная гроза  прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли  моряки. Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина  не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и  воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический  характер. Этому в значительной степени  способствует колористический строй  картины. Она написана самыми яркими красками палитры. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового и лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым - в воде. Яркая, мажорная красочная гамма картины  звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии. Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.

Образ бушующей морской стихии волновал воображение многих русских  поэтов. Ярко отражено это в стихах Баратынского. Готовность к борьбе и вера в конечную победу звучат в его стихах:

 

Так ныне, океан, я жажду  бурь твоих -

Волнуйся, восставай на каменные грани,

Он веселит меня, твой грозный, дикий рев,

Как зов давно желанной брани,

Как мощного врага мне  чем-то лестный гнев...

 

Таким море вошло и в  сформировавшееся сознание молодого Айвазовского. Художник сумел воплотить в маринистической  живописи чувства и мысли, волновавшие  передовых людей его времени, и придать глубокий смысл и  значимость своему искусству.

У Айвазовского была своя сложившаяся  система творческой работы. "Живописец, только копирующий природу, - говорил  он, - становится ее рабом... Движения живых  стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры... Художник должен запоминать их... Сюжет картин слагается  у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я  приступаю к работе и до тех  пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь  на нем кистью..."

Сопоставление методов работы художника и поэта здесь не случайно. На формирование творчества Айвазовского большое влияние оказала  поэзия А.С. Пушкина, поэтому часто  перед картинами Айвазовского в  нашей памяти возникают пушкинские строфы. Творческое воображение Айвазовского в процессе работы не было ничем  стеснено. Создавая свои произведения, он опирался только на свою, действительно  необыкновенную, зрительную память и  поэтическое воображение.

Айвазовский обладал исключительно  разносторонним дарованием, в котором  счастливо сочетались качества, совершенно необходимые для художника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно  точной зрительной восприимчивостью и  твердой рукой, поспевавшей за стремительным  бегом его творческой мысли. Это  позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников  легкостью.

В.С. Кривенко очень хорошо передал свои впечатления от работы Айвазовского над большим полотном, оживавшим под кистью мастера: "...По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению  лица, можно было смело сказать, что  такой труд - истинное наслаждение". Это, конечно, было возможно благодаря  глубокому знанию разнообразных  технических приемов, какими пользовался  Айвазовский.

У Айвазовского был длительный творческий опыт, и поэтому, когда  он писал свои картины, на его пути не вставали трудности технического порядка, и его живописные образы возникали на холсте во всей цельности  и свежести первоначального художественного замысла. Для него не было секретов в том, как писать, каким приемом передать движение волны, ее прозрачность, как изобразить легкую, разбегающуюся сеть спадающей пены на изгибах волн. Он прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы зритель увидел прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы. Наконец, он глубоко постиг различные состояния воздушной среды, движение облаков и туч. Все это помогло ему блестяще воплощать свои живописные замыслы и создавать яркие, артистически выполненные произведения.

Говоря о творчестве Айвазовского, нельзя не остановиться на большом  графической наследии, оставленном  мастером, потому что его рисунки  представляют широкий интерес как  со стороны артистического их выполнения, так и для уяснения творческого  метода художника. Айвазовский всегда много и охотно рисовал. Среди карандашных рисунков выделяются своим зрелым мастерством работы, относящиеся к сороковым годам, ко времени его академической командировки 1840-1844 годов и плавания у берегов Малой Азии и Архипелага летом 1845 года. Рисунки этой поры гармоничны по композиционному распределению масс и отличаются строгой проработкой деталей. Крупные размеры листа и графическая законченность говорят о большом значении, которое Айвазовский придавал рисункам, сделанным с натуры. Это были в основном изображения прибрежных городов. Острым твердым графитом Айвазовский рисовал лепящиеся по уступам гор, уходящие вдаль городские постройки или отдельные, понравившиеся ему здания, вкомпоновывая их в пейзажи. Самыми простыми графическими средствами - линией, почти не пользуясь светотенью, он достигал тончайших эффектов и точной передачи объема и пространства. Рисунки, сделанные им во время путешествия, всегда помогали ему в творческой работе.

В молодости он часто пользовался  рисунками для композиции картин без всяких изменений. Позднее он свободно перерабатывал их, и часто  они служили ему только первым толчком для выполнения творческих замыслов. Ко второй половине жизни  Айвазовского относится большое  количество рисунков, выполненных в  свободной широкой манере. В последний  период творчества, когда Айвазовский  делал беглые путевые зарисовки, он стал рисовать свободно, воспроизводя линией все изгибы формы, часто едва касаясь мягким карандашом бумаги. Его рисунки, утратив былую графическую  строгость и отчетливость, приобрели новые живописные качества.

По мере того как выкристаллизовывался творческий метод Айвазовского и  накапливались огромный творческий опыт и мастерство, в процессе работы художника произошел заметный сдвиг, сказавшийся на его подготовительных рисунках. Теперь он создает набросок будущего произведения по воображению, а не по натурному рисунку, как  он это делал в ранний период творчества. Не всегда, разумеется, Айвазовский сразу удовлетворялся найденным в эскизе решением. Имеются три варианта эскиза к последней его картине "Взрыв корабля". Он стремился к лучшему решению композиции даже в формате рисунка: два рисунка сделаны в горизонтальном прямоугольнике и один в вертикальном. Все три выполнены беглым штрихом, передающим схему композиции. Подобные рисунки как бы иллюстрируют слова Айвазовского, относящиеся к методу его работы: "Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей". Графика Айвазовского обогащает и расширяет наше привычное представление о его творчестве и о его своеобразном методе работы.

Для графических работ  Айвазовский пользовался разнообразными материалами и техническими приемами.

К шестидесятым годам относится  ряд тонко написанных акварелей, сделанных одним цветом - сепией. Пользуясь обычно легкой заливкой неба сильно разжиженной краской, едва наметив  облака, чуть тронув воду, Айвазовский  широко, темным тоном прокладывал  передний план, прописывал горы второго  плана и рисовал лодку или  корабль на воде глубоким тоном сепии. Такими простыми средствами он иногда передавал всю прелесть яркого солнечного дня на море, накат прозрачной волны  на берег, сияние легких облаков над  глубокой морской далью. По высоте мастерства и тонкости переданного состояния  природы такие сепии Айвазовского далеко выходят за рамки обычного представления об акварельных эскизах.

В 1860 году Айвазовский написал  подобного рода прекрасную сепию "Море после бури". Этой акварелью Айвазовский  был, видимо, удовлетворен, так как  послал ее в подарок П.М. Третьякову. Широко пользовался Айвазовский  мелованной бумагой, рисуя на которой  он достиг виртуозного мастерства. К таким рисункам относится "Буря", созданная в 1855 году. Рисунок сделан на бумаге, тонированной в верхней  части теплым розовым, а в нижней - серо-стальным цветом. Различными приемами процарапывания тонированного мелового слоя Айвазовский хорошо передал пену на гребнях волны и блики на воде. Виртуозно рисовал Айвазовский также пером-тушью.

Жизнь Айвазовского была поглощена  огромным творческим трудом. Его творческий путь - это непрерывный процесс  совершенствования живописного  мастерства. Вместе с тем нельзя не отметить, что именно на последнее  десятилетие падает основное количество неудачных работ Айвазовского. Это  объяснимо и возрастом художника  и тем, что как раз в это  время он начал работать в не свойственных его дарованию жанрах: портрет  и бытовая живопись. Хотя и среди  этой группы произведений есть вещи, в  которых видна рука большого мастера.

Взять, например, небольшую  картину "Свадьба на Украине" (1891). На фоне пейзажа изображена веселая  деревенская свадьба. У хаты, крытой соломой, идет гулянье. Толпа гостей, молодые музыканты - все высыпали на воздух. И здесь, в тени больших  развесистых деревьев, под звуки  нехитрого оркестра продолжается пляска. Вся эта пестрая масса людей  очень удачно вписана в пейзаж - широкий, ясный, с прекрасно изображенным высоким облачным небом. Трудно поверить, что картину создал художник-маринист, настолько вся жанровая часть  ее изображена легко и просто.

До глубокой старости, до последних дней жизни Айвазовский  был полон новых замыслов, волновавших  его так, будто это был не восьмидесятилетний многоопытный мастер, написавший шесть  тысяч картин, а молодой, начинающий художник, только вставший на путь искусства. Для живой деятельной натуры художника  и сохранившейся непритупленности чувств характерен его ответ на вопрос одного из друзей: какую же из всех написанных картин сам мастер считает лучшей. "Ту, - не задумываясь, ответил Айвазовский, - что стоит на мольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать..."

Информация о работе Айвазовский Иван Константинович