Анализ композиционно-конструктивного построения исторического костюма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2014 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Задача этой работы - рассмотреть, насколько это возможно, все составляющие, которые входят в понятие «костюм», (то есть одежду, прически, ткани и т.д.) на примере готического стиля. Курсовая работа по истории костюма и моды содержит ряд последовательно связанных этапов, дающих возможность проследить логику и диалектику развития костюма, беря за отправную точку конкретный исторический период с выходом на современный костюм.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Обзор литературного и иллюстративного материалов………………………….4
1.1. Характеристика художественного стиля………………………………………4
1.2. Краткая характеристика костюма……………………………………………....9
2. Анализ композиционно-конструктивного построения исторического
костюма…………………………………………………………………………...…11
3. Выявление эволюции некоторых элементов и деталей исторического
костюма……………………………………………………………………………...21
4. Выявление аспектов использования мотивов исторического костюма в современной одежде…………………………………………………………..…….23
Вывод………………………………………………………………………...………24
Список литературы………………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

композиция костюма.docx

— 808.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Филиал ФГОУ ВПО «МГУТУ» в г. Тверь 
 

 

Кафедра: _______________________________________________________  

 

 

  

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

 

 

 

по дисциплине: ____________________________________________________

Тема: _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Выполнила: __________________________________ шифр ______________

Факультет: _________________ Курс ______ Специальность ______________

Консультировал: ___________________________________________________

 

Дата защиты: _____________________ Оценка: _______________________ 

 

Подпись преподавателя, принявшего работу: ___________________________ 

 

 

  

 

 

  

 

Тверь – 2014 г.

 

 

 

 

Содержание. 
 

Введение………………………………………………………………………………3

1. Обзор литературного  и иллюстративного материалов………………………….4

1.1. Характеристика  художественного стиля………………………………………4

1.2. Краткая характеристика  костюма……………………………………………....9

2. Анализ композиционно-конструктивного  построения исторического

костюма…………………………………………………………………………...…11

3. Выявление эволюции  некоторых элементов и деталей  исторического

костюма……………………………………………………………………………...21

4. Выявление аспектов  использования мотивов исторического костюма в современной одежде…………………………………………………………..…….23

Вывод………………………………………………………………………...………24

Список литературы………………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

   Согласно определению, данному в словаре русского  языка С. И. Ожегова, одеждой называют  «совокупность предметов, которыми  покрывают, облекают тело». И, тем  не менее, несмотря на такое  прозаическое определение, одежда  является составной частью как  материальной, так и духовной  культуры любого общества. Ведь, с одной стороны, «предметы одежды  созданы человеческим трудом  и удовлетворяют определенные  потребности; с другой - это произведения  декоративно - прикладного искусства, эстетически преобразующие облик  человека».

   Костюмом же специалисты  называют не только собственно  одежду, покрывающую тело, но также  прическу, обувь, головные уборы, косметику  и различные дополнения (перчатки, сумки, пояса, ювелирные украшения), то есть то, что сейчас принято  называть аксессуарами. «Ничто с  такими тонкими нюансами не  отражает художественных вкусов  эпохи, как костюм». С одной стороны, костюм является выразителем  индивидуальной характеристики  владельца, то есть по нему  мы с достаточной долей вероятности  можем определить возраст, пол, эстетический  вкус и даже характер данного  человека. С другой - костюм сам  является отражением общественной  жизни на данном историческом  этапе и меняется в зависимости  от изменения социально - экономических  условий эпохи. Такие изменения  сказываются на формах и пропорциях  костюма, способе его ношения, применении  определенных материалов и цветовых  сочетаний, характере украшений  и всегда связаны с большими  идейными и общественными сдвигами.

   Задача этой работы  - рассмотреть, насколько это возможно, все составляющие, которые входят в понятие «костюм», (то есть одежду, прически, ткани и т.д.) на примере готического стиля. Курсовая работа по истории костюма и моды содержит ряд последовательно связанных этапов, дающих возможность проследить логику и диалектику развития костюма, беря за отправную точку конкретный исторический период с выходом на современный костюм.

                     1. Обзор литературного и иллюстративного материалов.

1.1 Характеристика  художественного стиля.

 
   Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах. 
   В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство. 
   Готика - период становления европейской культуры, начало которого отсчитывают с 1130. Готика пришла на смену позднеантичному романскому периоду господства Византии. Центром распространения готики считают средневековую Францию. Позднюю или северную готику отождествляют с периодом Реформации. Наиболее сильно проявился в архитектуре, где визитной карточкой готики являются удлиненные пропорции и острые конические крыши, в скульптуре, а также в живописи и народно-прикладном искусстве. 

 
Происхождение термина.

 

   Слово происходит от итал. gotico - непривычный, варварский - (Goten -варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджио Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

   Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

   В 1980-е годы термин «готика» впервые начали использовать для обозначения целого музыкального направления («готическая музыка»), а также субкультуры («готическая субкультура») и сцены («готик-сцена»).

Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. 

 
Готическое искусство и архитектура. 

  Готическое искусство  возникло во Франции около 1140 года и распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

   Основным представителем  и выразителем готического периода  была архитектура. Хотя огромное  число памятников готики были  светскими, готический стиль обслуживал  прежде всего церковь, самого  мощного строителя в средние  века, который и обеспечил развитие  этой новой для того времени  архитектуры и достиг ее полнейшей  реализации.

   Эстетическое качество  готической архитектуры зависит  от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным  признаком готического стиля. Средневековые  церкви имели мощные каменные  своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть  наружу стены. Это могло привести  к обрушению здания. Новый свод, который был тоньше, легче и  универсальнее (поскольку мог иметь  много сторон), позволил решить  многие архитектурные проблемы. Хотя раннеготические церкви  допускали широкое варьирование  форм, при возведении серии больших  соборов в Северной Франции, начавшемся  во второй половине XII столетия, были  полностью использованы преимущества  нового готического свода.

   С приходом готического  свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры  соборов. Готические соборы приобрели  общий характер легкости, устремленности ввысь, стали более динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери.

В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе. Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбалансированных пропорциях, Реймсский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических соборов. Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры поздней готики, были изобретением первого архитектора Реймсского собора. Принципиально новые решения интерьера были найдены автором собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным.

   Скульптура. Следуя  романским традициям, в многочисленных  нишах на фасадах французских  готических соборов размещалось  в качестве украшений громадное  количество высеченных из камня  фигур, олицетворявших догматы и  верования католической церкви. Готическая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру  преимущественно архитектурной. Самые  крупные и наиболее важные  фигуры размещались в проемах  по обеим сторонам от входа. Поскольку они были прикреплены  к колоннам, они были известны  как статуи-колонны. Наряду со  статуями-колоннами были широко  распространены свободно стоящие  монументальные статуи, форма искусства, неизвестная в Западной Европе  с римских времен. Самые ранние  из дошедших до нас -- статуи-колонны  в западном портале Шартрского  собора. Они находились еще в  старом доготическом соборе и  датируются примерно 1155 годом.

   Развитие готического  стиля в Иль-де-Франсе поражает  быстротой, единством и целенаправленностью. Опыт, накопленный французскими  мастерами во второй половине XII века, и экспериментальный характер  раннеготического строительства  позволили уже к первой половине XIII века создать самые блистательные  и совершенные образцы готики. Дерзновенность стремлений, творческая  отвага, сила духовного порыва  сопутствовали ее создателям  на всем протяжении существования  готического стиля. Свидетели первых  шагов готической архитектуры  не отнеслись равнодушно к  возникновению нового стиля.

   Исторические и  литературные документы второй  половины XII века богаты замечаниями  современников о новых вкусах  в архитектуре и искусстве. Мнения  о появившемся стиле тогда  разделились. Как и всякое нововведение, готика порицалась одними и  нравилась другим. Однако в одном  все современники были согласны - в разительной новизне готического стиля, не похожего ни на что существовавшее ранее. 
 
 
Реймсский собор. Собор в Шартре. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                              1.2 Краткая характеристика костюма.

 

 

   Готическая мода: эпоха рыцарства и культура прекрасных дам 13-15 вв.

   Готическое искусство отражало религиозно-идеалистическую философию той поры - схоластику, основанную на церковных догмах.

   Готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами, обилием каменной резьбы, полной подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму. Вертикаль подчинила себе не только архитектуру, все прикладное и станковое искусство, но и костюм, обувь.

   В 13 веке в Центральной Европе грубая, похожая на монашеское облачение одежда постепенно сменяется сшитым платьем, крой которого приспосабливается к фигуре. Новые виды тканей - тонкое сукно - изготовлялись в Италии и Франции. Из них шили платья, мягко облегавшие фигуру. Они просто кроились, легко драпировались и даже легко изменяли цвет на свету. Изготовление одежды перешло в мужские руки. Портновское искусство совершенствуется. Портные объединяются в профессиональные цеха, которые шьют одежду по заказам знати. Родиной новой моды стали Италия и Франция. И это не случайно, ибо именно здесь был центр средневековой рыцарской культуры, идеалы которой отразились на женской и мужской моде. Во время крестовых походов тоска по родине и воспоминания о доме придавали образам далеких женщин те «неземные» черты, которые во многом определили культ Прекрасной Дамы.

   Отношения между мужчиной и женщиной, сложившиеся под влиянием этого культа, стали первым публичным признанием за женщиной человеческих прав, первой значительной данью уважения. Это новое отношение к женщине распространилось по всей Европе и оказало большое влияние на положение женщины в обществе. В Прекрасной Даме должны были соединяться простота и недоступность, а в отношениях между мужчиной и женщиной - духовная близость и идеализация любимого человека. Культ Прекрасной Дамы пробуждал в мужчинах нежность и возвышенные черты натуры. Выработалась мягкая, любезная манера держаться; новое, уважительное отношение к слабому полу. Женщина, образованная, утонченная, полная достоинств, изящная, поэтически настроенная, стала повелевать. Рыцарь служил ей, совершая подвиги в ее честь. Женщине принадлежало право последнего слова в решении поединков, она венчала победителя на турнирах, и рыцарь добивался права выступать в честь избранной дамы. С возникновением культа Прекрасной Дамы изменились и критерии мужских достоинств. Идеалом был уже не храбрый боец, одетый в грубые военные штаны и шкуры, а изнеженный молодой человек с грациозной стройной фигурой, безбородым лицом, длинными завитыми волосами, украшенными цветами, и одетый подобно... женщине! Тот, кто «служил» избранной даме, носил ее любимый цвет. Самым модным «мужским» цветом эпохи был желтый цвет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ  композиционно-конструктивного построения  исторического

костюма.

 

Мужчины носили две одежды - одну поверх другой: верхняя, длинная и широкая кота, была без рукавов, с прорезями для рук, часто отороченными мехом; из них выходили длинные узкие рукава нижней одежды камиза. Вырез у шеи часто был украшен орнаментом, а по рукаву шел до локтя ряд мелких застежек. Модным стал пурпуэн - короткая куртка с узкими рукавами, к которой крепились узкие штаны-чулки. Такие мужские штаны-чулки представляли собой просто плотные чулки, которые натягивались отдельно на каждую ногу и прикреплялись к поясу специальными застежками, назывались они шосс или шоссы. Только в 14 веке обе половинки были соединены в штаны современного типа. Шоссы носили и дамы. Щеголи носили пурпуан с длинными, свисающими до пола декоративными рукавами. Завершал мужской костюм в готическом стиле плащ на шнуре, удерживавшем его на плечах. Для верховой езды или охоты использовали плащ с капюшоном. Охотничий наряд рыцаря дополняла высокая фетровая шляпа разных фасонов (иногда с полями), подбитая мехом и украшенная павлиньими перьями (шляпа с павлином), и элегантные перчатки с отворотами. 
 
 
Пурпуэн  
 
 
   Примечательной особенностью обуви 12в. были длинные носки туфель из кожи или бархата без каблуков - пигашей или пуленов. Их появление связывают с именем графа Анжуйского, желавшего скрыть уродливую форму стопы. 
 
 
   Этой модой рыцари подчеркивали непричастность к труду и свое военное ремесло, но разбогатевшие бюргеры тоже удлинили вслед за знатью свою обувь, так что в результате этого соревнования к середине 14 в. носки у обуви вытянулись настолько, что иногда стали достигать в длину 50-70 сантиметров! В удлиненный носок таких туфель набивали паклю, а иногда, чтобы он не мешал ходить, подвязывали его к стопе у подъема или под коленом. Мода на длинноносую обувь быстро охватила все европейские страны. А щеголи прикрепляли на кончик носка колокольчик или погремушку. Цвет обуви тщательно подбирали к нарядной одежде. Знать украшала обувь вышивками и драгоценными камнями. Простые горожане носили мягкие сапоги с очень

Информация о работе Анализ композиционно-конструктивного построения исторического костюма