Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:20, реферат
Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и во многом определяются социальными условиями его существования. По определению А.В.Запорожца, эмоция - это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии с потребностями и интересами детской личности» [11, с. 53].
Эмоции представляют собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами [21, с. 104].
Познавательные эмоции — эмоции, связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины [6, с. 59].
Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие.
Пение и музыка также вызывают у детей положительные эмоции, развивают эстетическое восприятие. Они всегда радуются, услышав звуки знакомой мелодии, вызывающей приятные воспоминания. Известно, что с раннего детства эмоции непосредственно связаны с развитием памяти: чем ярче событие, тем лучше оно запоминается.
Ребенок, впрочем, радуется не только знакомой песенке, он способен эмоционально переживать свои удачи и неудачи, выполняя или осваивая какие-то действия, но эти эмоциональные проявления по своей направленности, по интенсивности внешнего выражения отличаются от тех, которые связаны с внешними событиями.
Говоря о способных детях, мы должны учесть, что при отсутствии должного внимания к их уровню у детей «затухает» интерес к изобразительной деятельности, так как нет продвижения их развития [13, с. 26]. Для сохранения интереса детей и развития познавательных эмоций через изодеятельность, помощи отстающим детям, считаем нужным обратить внимание на использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности, таких как: монотипия, кляксография, ниткография, рисование пальчиками, ладонью, «ляпушками», губкой. Каждый из выше перечисленных видов может быть использован для работы с детьми 2-3 лет для стимулирования их познавательных эмоций. Так как вносит элемент неожиданности в их деятельность, способствует развитию творчества и воображения.[8, с. 34].
Взрослые замечают: ребенок, сталкиваясь с трудностями (не может усадить куклу так, чтобы на не падала; не может снять крышку от банки), проявляет настойчивость, хотя его действия сопровождаются отрицательными эмоциями (кряхтит, морщите т, похныкивает). В такие моменты ребенка необходимо поддержать, осторожно подсказать правильный способ действий, вызвать желание преодолеть затруднение, а не отказаться от попыток. Важно научить действиям, которые приведут к желаемому результату, поощрять возникающие положительные эмоции.[9, с.26]
Нельзя лишать
ребенка возможности
Интерес к исследованию окружающего сохраняет свое доминирующее значение на протяжении всего раннего детства. Обозначим наиболее характерные действия детей первых трех лет жизни, последовательное совершенствование которых способствует появлению познавательных эмоций.
Вывод к 1 главе
В первой главе мы провели анализ психолого-педагогической литературы проблеме развития познавательных эмоций детей 2-3 летнего возраста, рассмотрели теоретические аспекты развития познавательных эмоций у детей раннего возраста 2 – 3 лет с точки зрения педагогов и психологов, раскрыли методы и приемы организации педагогических условий развития познавательных эмоций детей 2-3 лет средствами изобразительной деятельности.
Познавательные эмоции — эмоции, связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины.
Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие.
Как отмечают
психологи, что эмоции детей
раннего возраста тесно
Для сохранения интереса детей и развития познавательных эмоций через изодеятельность, помощи отстающим детям считаем нужным обратить внимание на использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности, таких как: монотипия, кляксография, ниткография, рисование пальчиками, ладонью, «ляпушками», губкой. Каждый из выше перечисленных видов может быть использован для работы с детьми 2-3 лет для стимулирования их познавательных эмоций. Так как вносит элемент неожиданности в их деятельность, способствует развитию творчества и воображения.