Анализ основных
интонационных трудностей должен
опираться на закономерности
зонно-темперированного строя, который
лежит в основе вокального
исполнения. В партитуре необходимо
определить наиболее сложные
исполнительские моменты с точки
зрения горизонтального и вертикального
строя, разобрать их с указанием
того, как интонируется определенный
хроматический ход, мелодический
скачок или гармоническая вертикаль
и ее наиболее «показательные»
звуки. Часто интонационные трудности
осложняются такими факторами, как
особенности темпа, динамики, регистров,
тесситуры. Отвечая на вопрос, как
преодолеть эти трудности, необходимо
помнить, что медленный темп не
способствует сохранению строя,
особенно в исполнении a cappella, а
быстрый темп осложняет исполнение
интонационно неудобных моментов.
Поэтому в процессе репетиционной
работы необходимо чередовать
различные темпы, а отдельные
мелодические ходы или аккордовые
соединения по вертикали отстраивать
вне ритма по руке дирижера.
Выверению строя способствует
исполнение закрытым ртом, при
котором слуховой контроль исполнителей
становится более пристальным. Преобладание
тихой звучности может повлечь
за собой ослабление роли дыхания
и потерю ощущения крепкой
вокальной опоры в исполнении,
поэтому целесообразно чередовать
пропевание произведения или его фрагментов
в различной динамике и с применением
различных вокальных штрихов.
Ансамблевые
трудности. Студент должен уметь
выявить основные ансамблевые
трудности и пути их преодоления.
Основными элементами ансамблевого
звучания хора являются ритм,
темп, дикция, динамика, тембры голосов.
Темповый и
ритмический ансамбль предполагает
единство ощущения и соблюдения
хором долевой пульсации в
быстрых темпах, а также внутридолевой
пульсации в умеренных и медленных
темпах, единство агогических изменений.
В произведениях с сопровождением
необходимо определить, помогает
ли партия сопровождения хору
в достижении общего ритмического
и темпового ансамбля, или ее
самостоятельная роль эту задачу
осложняет.
Задачи динамического
ансамбля рассматриваются в связи
с фактурой изложения и необходимостью
создания искусственного ансамбля.
Разбор дикционных
трудностей должен касаться неудобных
сочетаний гласных и согласных
звуков в пении. Правила вокального
произношения текста разбираются
в зависимости от характера
звуковедения и штриховых обозначений
в музыкальном тексте.
Исполнительский план
Этот раздел
включает раскрытие особенностей
фразировки, отражающей либо гибкость
динамического развития, либо его
монотонную статичность, либо стремление
композитора к контрастным динамическим
сопоставлениям в музыке данного
хорового сочинения, в котором
нужно выявить все кульминации
и продумать выбор исполнительских
средств, за счет чего они должны
быть осуществлены.
В исполнении
произведения должны быть отражены
особенности темпового движения
и мера его агогичности.
Тембры голосов
и бесконечное разнообразие их
нюансов зависят от характера
произношения текста, его образно-смыслового
воплощения в пении. Эта ансамблевая
задача является одной из наиболее
важных в кругу исполнительских
средств, характеризующих хор как
единственный в своем роде
«говорящий» музыкальный инструмент.