Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 13:01, курсовая работа
Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности. Архитектура, или зодчество, формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Созерцание зданий, их ансамблей, площадей и т.д.- способно вызвать у зрителей определенное настроение. Именно это делает архитектуру искусством - искусством создания зданий и сооружений по законам красоты и, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его взглядами и идеологией.
Культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.
Лучше всего сохранилась и отреставрирована
Пятницкая церковь Чернигова. Этот храм был построен как
трапезная церковь Пятницкого монастыря
в конце ХІІ – в начале ХІІІ века на черниговском
посаде, возле торга, и назван в честь святой
великомученицы Параскевы-Пятницы– покровительницы
торговли, сельского хозяйства, семьи.
Церковь имеет вид стройной башни с почти
квадратным основанием. Ее размер 11х13
м. Это небольшой одноглавый четырехстолпный
трехапсидный храм с толстыми стенами,
возведенными древнерусской техникой
«в ящик». В этой технике снаружи и изнутри
идут ряды кирпича, а промежутки между
ними заполнены известко-бетоном. На втором
ярусе в стенах, на уровне окон и хоров,
устроены галереи, связанные с окнами-бойницами,
которые могли использоваться во время
обороны. Главная особенность сооружения
–арки, которые поддерживают баню и размещены
выше прилегающих сводов. Это дало возможность
создать второй ярус, а третий ярус кокошников
декоративный. В давние времена интерьер
церкви был украшен фресками, до наших
дней сохранился фрагмент орнамента в
откосе оконного проема в центральной
апсиде. Тогда церковь имела два входа:
через один заходили мужчины, через второй
– женщины.
Это культовое сооружение имеет стройную удлиненную композицию – храм, расположен на невысоком возвышении, динамически «взлетает» вверх и «вырастает». Особенно, когда на него смотреть издалека или во время движения в транспортном средстве. Внутри прямоугольные стены плавно переходят в барабан, который опирается на арки, которые поднимаются одна над другой, словно волны. Здание одинаково органически воспринимается со всех сторон, демонстрирует редкое равновесие и стройность форм. Архитектура храма дает ученым основания допускать, что его возводил известный по летописям зодчий Петр Милонег (киевский зодчий конца XII – начала XIII века). Он построил (1199-1200 гг.) на берегу Днепра под Выдубычским монастырем каменную подпорную стену, которой восхищались современники, считая ее чудом архитектуры.
На протяжении 1943-45 годов были проведены консервационные работы, а реставрационные длились долгие 17 лет. И только в 1962 году реставрация церкви в виде, близком к первоначальному, была завершена. При этом не были возобновлены изначально построенные боковые притворы, а также пристройки ХVII-XIX веков и ротонда. К сожалению, в процессе работ были разрушены не только разные церковные пристройки и ограждение, но и колокольня ХІХ века, которая имела художественную и историческую ценность. C 1972-го по 1989-й год в сооружении действовала экспозиция «Пятницкая церковь – достопримечательность древнерусской архитектуры и искусства ХІІ века».
С 1991 года Пятницкая церковь – действующий храм Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и любимое место молитвы многих жителей Чернигова. И не удивительно, ведь в небольшой, уютной, веками намоленной церкви по-особенному чувствуется благодать и присутствие Божье. В храме ежедневно происходят службы, осуществляются Таинства крещения, венчания, удовлетворяют свои духовные потребности сотни верующих. Посещает также храм большое количество паломников и туристов из Украины и из-за границы.
Софийский собор - всемирно известный памятник истории, архитектуры и монументального искусства первой половины XI в. Собор построен в период расцвета Киевской Руси при княжении Ярослава Мудрого(1037).
Размеры собора: длина - 37 м, ширина 55 м, высота от пола до зенита центрального купола - 29 м. Это была прямоугольная постройка, окруженная с трех сторон двумя рядами открытых арочных галерей. Завершали собор 13 куполов, покрытых листовым свинцом. Фасады храма были украшены декоративными нишами, орнаментом, живописью. Первоначальные формы романского стиля собора сохранялись к XVII в. В результате перестройки XVII в. внешняя часть Софийского собора приобрела формы украинского барокко. Но внутренность собора сохранила во многом облик XI в. - в главной части имеются прекрасные мозаичные панно, сохранились фрески, на которых изображена семья великого князя киевского Ярослава Мудрого (11)19-1054).
Детальные исследования памятника позволяют судить о его первоначальном облике. Это большой пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами, к которому примыкали два пояса аркад-галерей. Внутренние галереи — двухэтажные, более узкие, а наружные — одноэтажные и более широкие. Объем храма в целом был ступенчатым, а аркады наружных галерей связывали его с окружающей средой. Завершали собор тринадцать куполов, образовывавших пирамидальную композицию. Могучие лестничные башни, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали торжественность храма. Выложенные из плинфы орнаментальные фризы украшали фасады. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным. Среднее, крестообразное в плане пространство, открытое на всю высоту здания, освещалось окнами, расположенными в барабане центральной главы. Боковые части были разделены на два этажа для образования наверху обширных хоров, открывавшихся в средний неф стройными аркадами. Вереницы массивных крестчатых в плане столбов членили тонувшее в сумраке пространство под хорами. Залитые светом центральное пространство и хоры контрастировали с полузатененными помещениями под хорами, что составляло один из важнейших элементов художественного замысла интерьера. Согласуясь с этим, центр украшали драгоценные мозаики, а боковые части были расписаны фресками. При движении внутри храма сквозь арки открывались все новые и новые аспекты, а мерцание золотого фона мозаик усиливало впечатление пышности и чрезвычайной сложности интерьера. К этому следует добавить сверкающую поверхность мозаичных полов, тонкую резьбу каменных ограждений хоров, обилие драгоценной утвари и богатых тканей.
Росписи служат не только украшением сводов и стен собора, но воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом, создавая впечатление, что “Бог с людьми пребывает”. Живопись выражает связь небесного, горнего, с земным. Мозаикой, исполненной греческими мастерами и их русскими учениками, были украшены главные части интерьера: подкупольное пространство и алтарь. В куполе в окружении четырех Архангелов — хранителей трона Всевышнего — изображен Христос Вседержитель. В простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов, в парусах, поддерживающих купол, — евангелисты, на подпружных арках в медальонах — Сорок мучеников Севастийских. На столбах триумфальной арки перед центральной апсидой изображалась сцена Благовещения: две фигуры — Архангела Гавриила и Богоматери — умещаются на столбах. В центр. апсиде на ее верхней вогнутой поверхности — в конхе — предстает Богоматерь Оранта в молитвенной позе, с воздетыми вверх руками. Ниже Оранты представлена сцена Евхаристии — Таинства Причащения хлебом и вином, претворенными в Тело и Кровь Христа. Еще ниже в простенках между окнами, над седалищами, где сидело во время службы духовенство, изображены стоящие в рост фигуры святителей и отцов Церкви. Живопись подкупольного пространства и апсид была выполнена в технике мозаики. Вся остальная часть украшена фреской. Во фресковой технике в Софийском соборе выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии и Архангела Михаила, изображения проповедников, мучеников и др.
Троицко – Ильинский монастырь Х – ХУІІІ веков в Чернигове – один из самых выразительных архитектурных ансамблей Украины. Ансамбль состоит из двух, объединенных ландшафтом и архитектурой, частей – бывшего Ильинского монастыря ХІ – ХУІІ в. и Троицкого монастыря, возведенного в 1677 – 1780 годах на самом высоком плато Болдиных гор.
Ансамбль Троицкого монастыря складывался на протяжении ХУІІ – ХІХ веков. Построение этого величественного комплекса стало возможным также и потому, что Троицко – Ильинский монастырь был большим феодальным хозяйством, которому принадлежало почти 10 тысяч крепостных, 24 села, 30 мельниц, 31 завод, в том числе кирпичные заводы. Соединен был Троицкий монастырь с Ильинским «галереею, устроенною на каменных арках и столбах».
Первой построили трапезную с Введенской церковью (1677 – 1679 г.), единственной среди сохранившихся на Левобережной Украине трапезных церквей с двумя куполами; позже построили три корпуса келий и хозяйственные помещения. Они создали живописное «окружение» стиля барокко для главного сооружения – Троицкого собора, возведенного в 1679 – 1695 г. по проекту архитектора Иоанна Зауэра – Баптиста. Интересный факт: в барабане центрального купола собора сохранился фрагмент написи времени гетмана Мазепы о денежных пожертвованиях Лазаря Барановича и Иоанна Мазепы на строительство собора. В конце ХУІІІ века вместо деревянной ограды монастыря построили кирпичную ограду с квадратными и восьмигранными угловыми башнями; на север от собора возвели величественную надвратную пятиярусную 58 – метровую колокольню стиля барокко. Колокольню построил в период между 1770 и 1780 годами архимандрит Иоиль (Быковский). Имя архитектора – строителя неизвестно; по некоторым сведениям использовали проектные чертежи Иоганна Шеделя, автора Великой Лаврской колокольни. Расположенная в ансамбле монастыря, колокольня стала главным ориентиром для путешественника, едущего из Киева, Нежина, Любеча.
Сегодня бывший монастырь продолжает быть резиденцией архиепископа Украинской церкви Московского патриархата. В доме настоятеля с 90 – х годов ХХ века действует духовное училище, которое готовит священников и регентов – псаломщиков. Троицкий монастырь, замечательный образец мастерства украинских мастеров конца ХУП века, снова стал действующим храмом.
Заключение.
Мир Византии привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купального храма греков.
Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную (Десятинную церковь, построенную в честь принятия христианства), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба - куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест.
Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой - сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так уже в первой каменной церкви - Десятинной - наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность - это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное.
Историческая заслуга Киевской Руси состояла не только в том, что была впервые создана новая социально-экономическая формация и сотни первобытных племен выступили как единое государство, крупнейшее во всей Европе. Киевская Русь за время своего государственного единства успела и сумела создать единую народность. Единство древнерусской народности выражалось в выработке общего литературного языка, покрывшего собой местные племенные диалекты, в складывании общей культуры, в национальном самоощущении единства всего народа.
Список литературы:
1.Э.С.Смирнова «Древнерусское искусство»
2.http://sobory.ru
3.«Памятники
4.Ткачев В.Н. История архитектуры. М.: Наука, 1987,- 234 с.
5.Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. – М., 1996.
6.Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 17 века. - М.: Просвещение, 2001. - 272 с.
7.http://iskunstvo.info/
8. http://ru.wikipedia.org
1
1 Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 17 века. - М.: Просвещение, 2001. - 272 с.
2 Ткачев В.Н. История архитектуры. М.: Наука, 1987,- 234 с.
3 Э.С.Смирнова «Древнерусское искусство»
4 «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 226-227.
5 Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. – М., 1996.
6 http://sobory.ru