Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:54, доклад
До недавнего времени повышение качества обучения в музыкальной педагогике связывалось в основном с усовершенствованием технологии учебного процесса. Соответственно, главный акцент делался на развитие методики преподавания, на приобретение учащимися знаний о музыкальном искусстве и формирование соответствующих исполнительских умений и навыков. В последнее время, благодаря развитию психологии и других смежных наук, на первый план выдвинулся круг проблем, направленных на активизацию внутренних ресурсов ребенка и, в первую очередь, развитие творческого воображения, фантазии, которые необходимы как для активного восприятия произведений художественного (музыкального) творчества, так и в повседневной жизни человека.
Ассоциативные игры на уроках музыки
В. В. КАВАЛІЎ,
дацэнт кафедры методыкі
музычнага выхавання і
До недавнего времени
повышение качества обучения в музыкальной
педагогике связывалось в основном
с усовершенствованием
В последнее время, благодаря развитию психологии и других смежных наук, на первый план выдвинулся круг проблем, направленных на активизацию внутренних ресурсов ребенка и, в первую очередь, развитие творческого воображения, фантазии, которые необходимы как для активного восприятия произведений художественного (музыкального) творчества, так и в повседневной жизни человека. Совершенно очевидно, что необходимой предпосылкой этого является развитое ассоциативное мышление. Считается, что дарование в науке и в искусстве есть высокоразвитая способность личности устанавливать внутренние связи и взаимоотношения между разнородными, далеко отстоящими друг от друга явлениями, образами, представлениями.
К.Паустовский отмечал, что у человека одаренного «любая мысль, любая тема, случайный предмет вызывают неиссякаемый поток ассоциаций». Согласно У.Джеймсу, «гении отличаются от обыкновенных умов необычайным развитием способности к ассоциациям до сходству». Ассоциации непосредственным образом связаны со сферой эмоции человека. Они обладают свойством волновать, бередить душу, вызывать наплывы чувств. Особенно сильно этот процесс проявляется, если ассоциации несут в себе какой-то личностный смысл, связаны с чем-то значимым для человека.
Но как развить ассоциативное мышление, научить творчески мыслить, воображать? Как научить создавать образы, выражающие переживания, помыслы, чувствования? Ни один учитель не может точно сказать, как и каким именно должен родиться на свет тот или иной образ в работе ученика. Активное творческое воображение, ассоциативное мышление не может быть прямым следствием усвоения и повторения чего-то, преподанного другим человеком. Это — самостоятельное создание новых, оригинальных образов.
В качестве действенного средства для разработки более активных форм развития ассоциативного мышления в процессе художественной, музыкальной деятельности ребенка могут выступать «игровые методы». Они обеспечивают необходимые психолого-дидактические условия, в которых обучаемый может сформировать активную, личностную позицию и в наибольшей мере раскрыться как субъект обучения. В процессе их применения учащийся получает возможность выражать средствами искусства свои «невидимые» и «неслышимые» чувства, замыслы и оценки. В этом случае искусство предстает ученику не как совокупность безразличных к нему «чужих» норм, а как нечто сопричастное ему самому, как нечто такое, в чем он может найти и проявить себя.
Пытаясь развить творческое
воображение ученика (тем более
используя средства такого искусства,
как музыка), учителю следует ставить
перед ним те задачи, для решения
которых ученик найдет собственные,
заранее неизвестные нам
Одной из действенных форм развития детского творчества в музыкальной педагогике могут стать ассоциативные игры, в основе которых лежит явление синестезии. Являясь частным проявлением ассоциации, синестезия представляет собой «такое взаимо-действие ощущений, при котором под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерные для другого анализатора».
В современной психологии
различают несколько видов
Первый и третий типы синестезии
встречаются крайне редко. Второй тип
взаимосвязи объясняет
Явление синестезии лежит в основе способности музыки «живописать» звуками, именно ей мы обязаны наличием изобразительных возможностей музыкального искусства. Музыканты при необходимости прямого либо косвенного отображения визуальных явлений обращаются в своем стремлении быть понятыми именно ко всеобщим синтетическим способностям слушателя.
Оперируя различными средствами, музыка в состоянии вызвать тот или иной образ, те или иные ассоциации. Очевидным случаем ассоциации в музыке является «видение» размеров звучаний — низких как «крупных» и «толстых», а высоких как «маленьких» и «тонких». Это объясняется тем, что в естественной обстановке размеры предмета — вибратора, издающего звук, определяют высоту издаваемого им звука. Например, в пьесе М.Мусоргского «Два еврея» тема богатого представлена во «внушительном» и «степенном» низком регистре, а бедняка — в «юрком» и «угодливом» высоком регистре. Цепь ассоциаций здесь налицо: богатый — значит толстый (обобщение социального опыта), а толстый, большой должен звучать низко (обобщение биологического опыта).
Кроме того, в природе часто
встречается явление зрительно-
Ассоциативная игра в области музыки имеет в своей основе ассоциацию: ощущение — представление. Ее можно рассматривать как форму обучения и творческого развития, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и игровое, В отличие от учебных занятий, в ассоциативных играх познавательные задачи ставятся не прямо (когда учитель объясняет, учит), а косвенно — учащиеся овладевают знаниями, играя (развивающая задача в таких играх как бы замаскирована), мотивом является естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.
В ассоциативной игре, как
и в обычной, присутствуют определенные
структурные элементы. Прежде чем
начать игру, необходимо создать у
учащихся эмоциональную установку
на игру. Установка — это своеобразная
предыгровая ситуация, настройка, обеспечивающая
организационные предпосылки
Следующий компонент —
игровые задачи. Отбор задач для
ассоциативных игр
1) разнообразные игровые
манипуляции с предметами
2) осуществление поиска и находки нужного предмета, звука, слова;
3) загадывание и отгадывание звуковых загадок;
4) выполнение определенной роли (инструмента) при создании коллективного произведения;
5) особые игровые движения
(звуковые жесты звуковые
Во время игры у учащихся возникает игровое состояние. Оно включает в себя переживания, воображение учащихся, эмоциональное отношение к действительности.
Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным, услышанным (исполнение музыкального произведения), менее заметным (получил удовлетворение, заинтересовался процессом создания и исполнения) и отсроченным (создал свой вариант игры, произведения через определенное время).
Чтобы ассоциативная игра полностью решала поставленные в ней задачи, необходимо соблюдать определенную методику проведения. В нее входят:
1. Подготовка к игре:
а) объявление названия;
6) сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, объединение в группы или индивидуально);
в) объяснение хода игры;
г) показ педагогом отдельных действий (если это необходимо), раздача предметов, инструментов.
2. Проведение игры.
3. Подведение итогов игры,
когда осуществляется
Обязательным условием ассоциативной игры является создание педагогом атмосферы доверия, что возможно в том случае, если учитель станет равноправным участником игры и последующей рефлексии. Важно, чтобы на первых этапах работы учитель первым высказывал свои мысли и переживания, демонстрируя свою открытость. Участие в игре, как и всякая другая деятельность школьника, нуждается в оценке и поощрении, эмоциональной поддержке. Учителю важно поддержать любые попытки ребенка к творчеству, его стремление выразить себя. Поэтому он предлагает, но не навязывает, советует, но не требует. Решение принимает ребенок или группа, исходя из своего личного опыта восприятия этого мира.
Ниже приводятся примеры нескольких ассоциативных игр, которые могут быть использованы на уроках музыки и живописи (на их основе учитель сможет разработать свои варианты игр). Использование данных игр в нашей работе с детьми подросткового возраста, а также в студенческой аудитории привело:
а) к значительному оживлению и увлеченности школьников и студентов, повышению их интереса к музыкальным занятиям, пониманию их значимости в развитии человека;
б) пробуждению их внутренней активности, продуцированию качественно новых идей и образов;
в) умению рефлексировать, заниматься самоанализом познавать свой внутренний мир, свое «Я»;
г) развитию творческого начала, интереса к предложенной теме занятия;
д) появлению умения анализировать результаты коллективно выполненной работы.
Кроме того, игры стали прекрасным средством научения детей работать вместе и способствовали их сближению между собой.
Основные задачи ассоциативных игр:
— развить ассоциативное мышление, творческое воображение детей, умение продуцировать неординарные идеи и образы;
— развить умение передавать эмоции, чувства, образы посредством звуков, мимики, движений красок;
— учить детей распознавать
и анализировать звуки
— дать представление о
различных характеристиках
— учить детей самостоятельному созданию звуковых произведений на заданную тему.
«Представь и услышишь». Перед игрой учитель может обратиться к ученикам со следующими словами: «Ты не раз слышал, как хлопает и скрипит дверь, звенит колокольчик, плачет ребенок, гремит гром. А вот можешь ли ты услышать, как говорит облако? Может быть; оно поет или вздыхает? Представь, и ты услышишь необыкновенные звуки или придумаешь свои, никому пока неизвестные».
Детям предлагается:
а) описать или нарисовать свои любимые звуки;
б) представить, как звучит мягкое пушистое облако. Описать и нарисовать звучание облака;
в) представить и нарисовать звук кислого огурца, красного яблока и т.д.;
г) представить, как звучит большая лужа после дождя. Описать и нарисовать звучание большой и маленькой лужи.
«Эмоции». Для проведения игры используются карточки с написанными на них эмоциональными характеристиками (радость, печаль, ярость, нежность и т.д.). Карточки раздаются участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию. Группа пытается определить услышанное.
«Цвета». Для игры используются от 4 до 6 цветных карточек (красная, синяя, зеленая, желтая, черная, белая), которые раскладываются по классу. Дети выбирают цвет, наиболее соответствующий их внутреннему настроению на данный момент, и разбиваются на группы. Учитель просит участников игры:
а) по очереди голосом озвучить цвет, каким они его себе слышат;
б) зазвучать «цветовой палитрой» всей группой;
в) создать звуковое произведение, ритмически организовав его, чередуя звучание отдельных голосов, созвучий и целой группы «инструментов».
«Найди свой звук». Для игры учителю будут необходимы разнообразные мелкие предметы (ключи, гвозди, банки-склянки, бумага, чашки, ложки и прочие «музыкальные инструменты»), из которых можно извлечь звуки. Детям предлагается, манипулируя этими предметами и извлекая из них разнообразные звуки (стуча, скребя, гладя, шурша, звеня и т.п.), найти понравившийся тембр, звук, сочетание. После того как звуки будут определены, каждый воспроизводит свою находку и пытается объяснить, почему он выбрал именно этот звук или сочетание, какой образ, цвет возникает при восприятии этого звука.
«Созвучия». Цель игры — найти гармонирующие сочетания со своим звуком, со своим теперешним настроением. Эта игра является продолжением предыдущей — «Найди свой звук». Одному из детей предлагается выйти в круг и исполнять свой звук, как свое сочинение, свое настроение. Остальные вслушиваются в эти звуки, пытаясь ощутить возможность соединения своего звука со звучащим. Любой участник может выйти в круг и начать воспроизводить свой звук вместе с другим, если чувствует что его звук уместен, а возникающее созвучие достаточно благозвучно и гармонично.
В процессе игры при возникновении чувства реудобства, негармоничности своего звучания со звуками других участников можно прекратить исполнение и выйти из «сочинения».
«Чужой». Игра проводится по аналогии с игрой «Найди свой звук». Но в данном случае каждый ищетчуждые ему звуки, пытаясь ощутить и осознать возникающие при этом ассоциации.