Башкирский оркестр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:11, доклад

Краткое описание

История оркестра началась в Европе в XVI столетии и проходил долгий путь развития, который завершился в середине XIX века, с формированием современного симфонического оркестра с усовершенствованными музыкальными инструментами.
В ХХ веке по принципу строения симфонического оркестра появляется оркестр русских народных инструментов, а затем и другие оркестры республик бывшего Советского Союза со своими национальными музыкальными инструментами.

Вложенные файлы: 1 файл

История оркестра началась в Европе в XVI столетии и проходил долгий путь развития.docx

— 14.45 Кб (Скачать файл)

История оркестра началась в Европе в XVI столетии и проходил долгий путь развития, который завершился в середине XIX века, с формированием современного симфонического оркестра с усовершенствованными музыкальными инструментами. 
   В ХХ веке по принципу строения симфонического оркестра появляется оркестр русских народных инструментов, а затем и другие оркестры республик бывшего Советского Союза со своими национальными музыкальными инструментами. 
   Первый оркестр башкирских народных инструментов был организован в 1992 году на базе Уфимского училища искусств, его приемником стал оркестр факультета башкирской музыки (1996), а в 2001 году создан Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан. 
   Для того, чтобы создать оркестр, необходимо было восстановить сами инструменты, вышедшие из применения и утерянные исполнительские традиции, создать исполнительскую школу (методику обучения, учебные пособия, репертуар и др.), решить кадровые вопросы, подготовить специалистов и многое другое… 
   Все это стало возможным лишь с организацией в 1989 году кафедры, а затем в 1996 году — факультета башкирской музыки в Уфимском государственном институте искусств.

Обладатель Гранта Президента Республики Башкортостан, уникальный творческий коллектив, в звучании которого соединились тембры старинных башкирских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Народный артист России Николай Николаевич Калинин  назвал этот коллектив "единственным оркестром в мире", подчеркнув этими словами его особый состав. Коллектив был создан в марте 2001 года. Основатель и художественный руководитель оркестра Рамиль ГАЙЗУЛЛИН, народный артист РБ, лауреат всероссийских и международных конкурсов (ныне – заслуженный артист России). 

Национальный оркестр  народных инструментов     

 

 

       Оркестр состоит из нескольких групп музыкальных инструментов: 

1. Группа кураев – это основная мелодическая группа инструментов, представленная традиционным башкирским инструментом кураем 

2. Группа струнно-щипковых  инструментов – русская домра  (малая) и башкирская думбыра (альт), балалайка-контрабас 

3. Группа струнно-смычковых  инструментов – скрипка, альт, виолончель, кыл-кубыз, контрабас 

4. Группа баянов 

5. Группа ударных инструментов  

6. Флейта 

7. Иногда в звучании  оркестра используется кубыз (варган), узляу (горловое пение), хайран, гоор.

 

 

     Курай – башкирский народный духовой музыкальный инструмент. Курай - инструмент диатонический. На каждом инструменте можно играть произведения в четырех тональностях: основной мажорной, параллельной минорной, тональности мажорной субдоминанты и параллельной ей минорной тональности. При этом следует помнить, что в звуковом ряду каждого инструмента отсутствует седьмая ступень основной тональности. Диапазон курая – 2,5 октавы. Курай может звучать в диапазоне от a до fis 3 (ля малой октавы – фа-диез третей октавы). Самого красивого и колоритного звучания курай достигает при игре в среднем регистре. Курай может выполнять как мелодическую, так и гармоническую функции в оркестре. Курай является символом башкирской инструментальной музыки и придает самобытность звучанию оркестра.

 

 

 

       Кыл-кубыз - (kыл kумыз) – старинный тюркский струнный смычковый инструмент, в древности бытовавший среди башкирского народа. С распространением на территории Башкирии скрипки, традиция игры на кыл-кубызе была утрачена. Его возрождение на территории республики началось лишь в конце ХХ века, во многом благодаря Национальному оркестру народных инструментов РБ, который способствовал его ренессансу, совершенствованию и популяризации. Современный кыл-кубыз представляет собой струнный музыкальный инструмент длиной около 600 мм с вытянутым деревянным корпусом, изогнутым дугообразным грифом, над которым натянуты струны, количество которых может быть от двух до четырех. Используется квартовый или квинтовый строй. При игре на кыл-кубызе инструмент упирается в пол длинным штырем, выходящим из корпуса, или придерживается коленями исполнителя. На некоторых видах кыл-кубыза струны не прижимаются пальцами к грифу, а лишь слегка задеваются первой фалангой согнутых пальцев исполнителя, создавая впечатление, что звук рождается из воздуха. Звучание кыл-кубыза можно сравнить со звучанием альта или виолончели, но при этом, инструмент сохраняет свой неповторимый тембр. 

 

 

       Думбыра – башкирский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный русской домре, казахской домбре, узбекскому инструменту думбрак и др. Строй инструмента квинто-квартовый е1, а1, е. Диапазон от е до fis 4. Думбыра, подобно альтовой домре, инструмент, транспонирующий на октаву вниз. Партии думбыры пишутся в скрипичном ключе, однако звучать инструмент будет октавой ниже. Если проводить аналогию с оркестром русских народных инструментов, то можно сказать, что группа думбыры в Национальном оркестре народных инструментов сочетает в себе функции группы альтовых домр и балалаечной группы. На думбыре используются приемы игры и способы звукоизвлечения аналогично русской домре. Существенным отличием является то, что партии думбыры часто бывают изложены в аккордовой фактуре.


Информация о работе Башкирский оркестр