Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:11, доклад
История оркестра началась в Европе в XVI столетии и проходил долгий путь развития, который завершился в середине XIX века, с формированием современного симфонического оркестра с усовершенствованными музыкальными инструментами.
В ХХ веке по принципу строения симфонического оркестра появляется оркестр русских народных инструментов, а затем и другие оркестры республик бывшего Советского Союза со своими национальными музыкальными инструментами.
История оркестра началась
в Европе в XVI столетии и проходил долгий
путь развития, который завершился в середине
XIX века, с формированием современного
симфонического оркестра с усовершенствованными
музыкальными инструментами.
В ХХ веке по принципу строения симфонического
оркестра появляется оркестр русских
народных инструментов, а затем и другие
оркестры республик бывшего Советского
Союза со своими национальными музыкальными
инструментами.
Первый оркестр башкирских народных инструментов
был организован в 1992 году на базе Уфимского
училища искусств, его приемником стал
оркестр факультета башкирской музыки
(1996), а в 2001 году создан Национальный оркестр
народных инструментов Республики Башкортостан.
Для того, чтобы создать оркестр, необходимо
было восстановить сами инструменты, вышедшие
из применения и утерянные исполнительские
традиции, создать исполнительскую школу
(методику обучения, учебные пособия, репертуар
и др.), решить кадровые вопросы, подготовить
специалистов и многое другое…
Все это стало возможным лишь с организацией
в 1989 году кафедры, а затем в 1996 году —
факультета башкирской музыки в Уфимском
государственном институте искусств.
Обладатель Гранта Президента Республики Башкортостан, уникальный творческий коллектив, в звучании которого соединились тембры старинных башкирских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Народный артист России Николай Николаевич Калинин назвал этот коллектив "единственным оркестром в мире", подчеркнув этими словами его особый состав. Коллектив был создан в марте 2001 года. Основатель и художественный руководитель оркестра Рамиль ГАЙЗУЛЛИН, народный артист РБ, лауреат всероссийских и международных конкурсов (ныне – заслуженный артист России).
Национальный оркестр народных инструментов
Оркестр состоит из нескольких групп музыкальных инструментов:
1. Группа кураев – это основная мелодическая группа инструментов, представленная традиционным башкирским инструментом кураем
2. Группа струнно-щипковых инструментов – русская домра (малая) и башкирская думбыра (альт), балалайка-контрабас
3. Группа струнно-смычковых инструментов – скрипка, альт, виолончель, кыл-кубыз, контрабас
4. Группа баянов
5. Группа ударных инструментов
6. Флейта
7. Иногда в звучании оркестра используется кубыз (варган), узляу (горловое пение), хайран, гоор.
Курай – башкирский народный духовой музыкальный инструмент. Курай - инструмент диатонический. На каждом инструменте можно играть произведения в четырех тональностях: основной мажорной, параллельной минорной, тональности мажорной субдоминанты и параллельной ей минорной тональности. При этом следует помнить, что в звуковом ряду каждого инструмента отсутствует седьмая ступень основной тональности. Диапазон курая – 2,5 октавы. Курай может звучать в диапазоне от a до fis 3 (ля малой октавы – фа-диез третей октавы). Самого красивого и колоритного звучания курай достигает при игре в среднем регистре. Курай может выполнять как мелодическую, так и гармоническую функции в оркестре. Курай является символом башкирской инструментальной музыки и придает самобытность звучанию оркестра.
Кыл-кубыз - (kыл kумыз) – старинный тюркский струнный смычковый инструмент, в древности бытовавший среди башкирского народа. С распространением на территории Башкирии скрипки, традиция игры на кыл-кубызе была утрачена. Его возрождение на территории республики началось лишь в конце ХХ века, во многом благодаря Национальному оркестру народных инструментов РБ, который способствовал его ренессансу, совершенствованию и популяризации. Современный кыл-кубыз представляет собой струнный музыкальный инструмент длиной около 600 мм с вытянутым деревянным корпусом, изогнутым дугообразным грифом, над которым натянуты струны, количество которых может быть от двух до четырех. Используется квартовый или квинтовый строй. При игре на кыл-кубызе инструмент упирается в пол длинным штырем, выходящим из корпуса, или придерживается коленями исполнителя. На некоторых видах кыл-кубыза струны не прижимаются пальцами к грифу, а лишь слегка задеваются первой фалангой согнутых пальцев исполнителя, создавая впечатление, что звук рождается из воздуха. Звучание кыл-кубыза можно сравнить со звучанием альта или виолончели, но при этом, инструмент сохраняет свой неповторимый тембр.
Думбыра – башкирский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный русской домре, казахской домбре, узбекскому инструменту думбрак и др. Строй инструмента квинто-квартовый е1, а1, е. Диапазон от е до fis 4. Думбыра, подобно альтовой домре, инструмент, транспонирующий на октаву вниз. Партии думбыры пишутся в скрипичном ключе, однако звучать инструмент будет октавой ниже. Если проводить аналогию с оркестром русских народных инструментов, то можно сказать, что группа думбыры в Национальном оркестре народных инструментов сочетает в себе функции группы альтовых домр и балалаечной группы. На думбыре используются приемы игры и способы звукоизвлечения аналогично русской домре. Существенным отличием является то, что партии думбыры часто бывают изложены в аккордовой фактуре.