Бибилотечные фонды. Их сохранность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 12:39, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос о состоянии библиотечного обслуживания – это, в конечном итоге, вопрос о том, на какой информационной основе, на каком образовательном фундаменте формируется политическое, экономическое, правовое, научное и культурное мышление разных слоев российского общества, его властной и политической элиты, сегодняшней и будущей, студентов и школьников, составляющих ныне основной контингент пользователей библиотек, а также их учителей; вопрос о том, какими будут нравственный облик и мировоззрение россиян в недалеком будущем.

Содержание

Вступление……………………………………………………………..2
Деятельность IFLA и РБА в области комплектования фондов……..3
Комплектование библиотечных фондов в России…………………...6
Комплектование фондов в регионах………………………………...11
Заключение………………………………………………………...….15
Список литературы…………………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

контр.раб.по БФ.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Пропаганда  и широкое информирование всех участников процессов книгоиздания, книгораспространения, потребления информации об их юридических  гарантиях, правах и обязанностях, закрепленных в принятых Законах “О библиотечном деле”, “Об обязательном экземпляре документов”, “Об информации, информатизации и защите информации” и др. является пятым из важнейших аспектов деятельности национальных библиотек в рамках освещаемой проблематики. Работа, связанная с пропагандой введенных в действие законов, носит прежде всего информационно-разъясняющий характер. Она направлена на выявление издательских структур, не соблюдающих законодательство (собственная БД РНБ содержит около 1 тысячи выявленных С.-Петербургских издательств, РГБ располагает БД Комитета по печати РФ в несколько тысяч издательств), поиск рациональных способов воздействия на издающие организации. Это индивидуальное информирование и консультации, письма-обращения в издающие структуры, листовки, информационные письма, публикации статей и материалов с комментариями Закона в печати, выступления в средствах массовой информации и др. К сожалению, способы морально-увещевательного характера, которыми пользуются библиотеки в условиях рынка и жестких экономических отношений не дают столь же быстро ожидаемого и однозначного эффекта пополнения фондов национальных библиотек. 

Новые информационные технологии позволяют  принципиально по-иному строить  всю деятельность в рамках каждого  из перечисленных пяти направлений. Это связано с возможностями  непосредственного онлайнового  общения всех субъектов книжного рынка, использованием новых каналов книгораспространения, оперативного и многоаспектного отслеживания больших объемов постоянно циркулирующей и обновляющейся информации в системе “книгоиздание-книгораспространение” (в т.ч. о выходящих и уже вышедших изданиях, их наличии, путях приобретения, стоимости и т.д.) РГБ и РНБ начинают практическое освоение возможностей сетевого взаимодействия для решения задач комплектования. Это прежде всего общение на основе технологий Интернет и использование E-mail. Нет технических препятствий для установления прямой онлайновой связи между двумя национальными библиотеками, Российской книжной Палатой, издающими структурами и др. учреждениями.

Использование национальными библиотеками компьютерных технологий в сфере комплектования позволяет  

- получать  в сетевом режиме информацию  о продукции издающих организаций  (активно распространяется через  Интернет издательствами и информационными  центрами); 

- оперативно  знакомиться в онлайне с новой  литературой, предлагаемой через книготорговую сеть (книготорговые фирмы, объединения, виртуальные магазины), выставки-ярмарки, аукционы; 

- организовывать  собственные web-сайты и БД для  предложения литературы на обмен,  представления списков разыскиваемых  изданий и т.д. 

К сожалению, в текущей практической работе обеих  библиотек по комплектованию не используются каталоги “Books in Print”, что связано  не столько с недостатком в  них всей необходимой для этого  информации, сколько с отсутствием  у национальных библиотек возможности оперативно оплачивать заказываемые издания при неритмичном и недостаточном финансировании. 

К настоящему времени в РГБ и РНБ функционируют  АРМы “Подписка”. В отделе комплектования РНБ автоматизированы процессы подписки на отечественные газеты и журналы, расчета денежных расходов на дополнительное текущее комплектование, регистрация поступающих номеров для подсобных фондов РНБ, составление ежеквартальных списков для РГБ и РКП об изданиях, поступивших в РНБ, минуя РКП. Кроме того, сотрудниками отдела комплектования ведутся и постоянно актуализируются автоматизированные БД “Каталог отечественных газет и журналов” (с 1992 г.), “Заказанных периодических изданий” (с 1992 г.), “Малотиражные нерегистрируемые периодические издания России в РНБ (“самиздат”) 1986-1996” (с 1996 г.), “Текущие отечественные лакуны, восполненные и направленные в фонды РНБ” (с 1996 г.), “Списки литературы, предлагаемой библиотекам РФ для депозитарного хранения” (80 тыс. записей), “Ценные и редкие издания в зональных депозитариях РФ” (4,5 тыс. записей), “Россика в библиотеках Санкт-Петербурга” (2 тыс. записей). 

Технология  комплектования в значительной степени  информатизируема, поскольку основана на оптимальном и эффективном  процессе взаимодействия множественных  субъектов в условиях больших объемов циркулирующей разнохарактерной и чрезвычайно динамичной информации, что позволяет считать процессы комплектования очень “отзывчивыми” в смысле внедрения новых технических средств и автоматизированных технологий. Синхронизация деятельности национальных библиотек России в условиях внедрения и использования нетрадиционных технологий - одна из задач созданной в рамках Совета сотрудничества РГБ и РНБ специальной рабочей группы по обеспечению полноты комплектования национального библиотечного фонда, в которую вошли специалисты двух национальных библиотек России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Комплектование  фондов в регионах 

Идеология идущих в стране преобразований подразумевает  переход к экономике знаний, построению информационного общества. В этой ситуации роль библиотек как информационных центров и центров культурной жизни становится актуальной. В экономически развитых  станах мира библиотеки являются базовыми структурами развития современного информационного общества.  

Большую часть библиотечных фондов составляет литература справочной и научной тематики, изданная более 20 лет назад, т.е. значительно устаревшая. В последние годы резко сократилось количество выпускаемой научной литературы, 70 % которой приходится на издательства Москвы и Санкт-Петербурга, и она практически не попадает в регионы. 

В большинстве  сельских библиотек новая литература в 1990-годы практически не поступала. В тысячах населенных пунктов  нет даже Конституции Российской Федерации, Гражданского Кодекса, карты  России.

Представленные данные свидетельствуют о чрезвычайно низком обновлении фондов и практическом отсутствии  информационных ресурсов в муниципальных общедоступных библиотеках России. Особенно трагичным является состояние библиотек малых городов и сельской местности. В большинстве регионов в библиотеках отсутствуют целые пласты мировой научной, художественной, справочной и общественно-политической литературы. От 60 до 80 процентов  пользователей не удовлетворены составом библиотечных фондов – нет нужной литературы, невозможно получить необходимую информацию. 

В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО международный  стандарт по комплектованию библиотечных фондов составляет ежегодное обновление по 220-250 книг на 1000 жителей.   Сегодня  в большинстве регионов Российской Федерации этот показатель не превышает 100-150 книг. Республики  Северного Кавказа, некоторые регионы Сибири, Дальнего Востока, Центральной России, где поступления литературы на одного жителя составляет менее 10 единиц, можно смело назвать зоной гуманитарного бедствия или зоной информационной изоляции, что влечет к изоляции  целых пластов общества от знаний.  

Возросшие полномочия субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления в сфере культуры привели к  усилению неравномерности библиотечного обслуживания, а значит – широкого доступа населения к информации. Затраты на приобретение новой литературы научных библиотек между субъектами Российской Федерации в 2005 году различались более чем в 20 раз, затраты муниципальных библиотек в пределах одного субъекта Российской Федерации составляют разницу в 100 раз. В целом по России поступление финансовых средств на библиотечное обслуживание одного жителя муниципального образования различается примерно в 30 раз. 

В 2006 г. в среднем на комплектование муниципальных библиотек на одного человека было затрачено 7,6 рубля, при этом средняя цена одного экземпляра издания составила более 100 рублей. За последние 5 лет в общедоступные библиотеки  поступило менее 10 % от общего числа изданий, в то время как в западных странах в библиотеки поступает от 30 % до 35 % издаваемой печатной продукции. 

Приток  новых поступлений в областные  детские библиотеки едва достигает 3%. В муниципальных библиотеках  отдельных регионов страны процент  обновления книжных фондов не превышает 0,3%. В сельских библиотеках, обслуживающих детей, наивысшая планка обновления книжных фондов составляет 0,1% (по международным нормам от 5% до 10%). 

Отдельного  внимания заслуживает проблема формирования фондов периодики. Периодическая печать пользуется у читателей огромным спросом, при этом количество изданий, выписываемых муниципальной библиотекой, составляет 10–15 журналов и 5–8 газет, а сельская библиотека в среднем получает 3 журнала и 1–2 газеты. 

В России объем новых поступлений книг в публичные библиотеки в 2006 году составил 186 книг на 1000 жителей. В разрезе федеральных округов этот показатель выглядит следующим образом: 

Центральный федеральный округ – 176 книг;

Северо-Западный федеральный округ – 247 книг;

Южный федеральный округ – 123 книги;

Приволжский федеральный округ – 184 книги;

Уральский федеральный округ – 294 книги;

Сибирский федеральный округ – 171 книга;

Дальне-Восточный  федеральный округ – 194 книги. 

Вместе  с тем по отдельным регионам объем  новых поступлений в библиотеки в ряде регионов в 5 и более раз ниже среднероссийских показателей. Самое сложное положение в регионах кавказских республик, где поступление новой литературы в библиотеки составляет: 

Республика  Дагестан – 20 книг;

Республика  Ингушетия – 22 книги;

Кабардино-Балкарская Республика – 25 книг;

Карачаево – Черкесская Республика – 32 книги;

Республика  Северная Осетия-Алания – 30 книг;

Чеченская Республика – 29 книг.  

Такие территории без преувеличения можно  считать зонами интеллектуального, а, следовательно, экономического и социального бедствия. Только в 20 регионах поступления выше нормативных (250 книг), в 16 регионах показатель поступления новой литературы находится на среднероссийском (186 книг), в 53 регионах этот показатель ниже среднего по стране.

Проблемная  ситуация также состоит в том, что в результате реализации ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» сложившиеся в 70-80 годы библиотечные системы распадаются. Они состояли из центральных библиотек, которые выполняли функции централизованного комплектования и др. в отношении всех библиотек системы, и библиотек-филиалов, которые, располагаясь в непосредственной близости от читателей, только работали с читателями. Теперь библиотеки-филиалы становятся самостоятельными и вынуждены осваивать новые для себя процессы, в т.ч. комплектования фондов. Даже при наличии финансирования в далеком селе покупать книги, в основном выпускаемые столичными издательствами, крайне сложно. Книжные магазины в таких местах, если и есть, располагают специфическим и крайне скудным ассортиментом, никак не могущим удовлетворить потребности пользователей библиотек. Региональные библиотечные коллекторы, там, где они сохранились, также предлагают ассортимент, далекий от необходимого. В сущности, в настоящее время существует лишь несколько крупных коллекторов в Москве, предлагающих достаточно полный ассортимент выходящей в стране издательской продукции. Кроме того, в настоящее время еще не создана инфраструктура доведения информации о книгоиздательском рынке до библиотек сельских поселений.  

По международным  рекомендациям ЮНЕСКО фонды библиотек  должны обновляться в течение  каждых 10 лет на 2/3. В Российской Федерации  во многих общедоступных библиотеках  фонды не обновлялись в течение 10 лет, в сельских библиотеках – 20 лет. 

Вместе с тем следует отметить, что ежегодное обновление библиотечных фондов публичных библиотек некоторых зарубежных стран в % соотношении от общих фондов по данным ЮНЕСКО выглядит следующим образом: 

- Великобритания  – 9 %;

- Чехия  – 8 %;

- Португалия  – 8 %;

- Дания  – 6 %;

- Эстония  – 5 %;

- Швеция  – 5 %;

- Исландия  – 3 %;

<

Информация о работе Бибилотечные фонды. Их сохранность