Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 15:18, контрольная работа
Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII-XIX веках, можно составить представление о былинах XI-XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500-600 лет назад.
Зимовье зверей
(Русская народная сказка)
Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран.
-Куда, баран, идешь? - спросил бык.
-От зимы лета ищу, - говорит баран.
-Пойдем со мною!
Вот пошли вместе, попадается им навстречу свинья.
-Куда, свинья, идешь? - спросил бык.
-От зимы лета ищу, - отвечает свинья.
-Иди с нами.
Пошли втроем дальше, навстречу им гусь.
-Куда, гусь, идешь? - спрашивает бык.
-От зимы лета ищу, - отвечает гусь.
-Ну, иди за нами!
Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух.
-Куда, петух, идешь? - спросил бык.
-От зимы лета ищу, - отвечает петух.
-Иди за нами!
Вот они идут путем-дорогою и разговаривают промеж себя:
-Как же, братцы-товарищи! Время подходит холодное, где тепла искать?
Бык и сказывает:
-Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замерзнем.
Баран говорит:
-У меня шуба тепла - вишь какая шерсть! Я и так перезимую.
Свинья говорит:
-А по мне хоть какие морозы - я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.
Гусь говорит:
-А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмет; я и так прозимую.
Петух говорит:
-А разве у меня нет своих крыльев? И я прозимую!
Бык видит - дело плохо, надо одному хлопотать.
-Ну, - говорит, - вы как хотите, а я стану избу строить.
Выстроил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран просится у быка:
-Пусти, брат, погреться.
-Нет, баран, у тебя шуба тепла; ты и так перезимуешь. Не пущу!
-А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твоей избы бревно; тебе же будет холоднее.
Бык думал-думал: «Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит», - и пустил барана.
Вот свинья прозябла, пришла к быку:
-Пусти, брат, погреться.
-Нет, не пущу! Ты в землю зароешься и так перезимуешь.
А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу сворочу.
Делать нечего, надо пустить. Пустил и свинью.
Тут пришли к быку гусь и петух:
-Пусти, брат, к себе погреться.
-Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься; так и прозимуете!
-А не пустишь, - говорит гусь, - так я весь мох из твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет.
-Не пустишь? - говорит петух. - Так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет.
Что делать быку? Пустил жить к себе и гуся и петуха.
Вот живут они себе в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать.
Услыхала лиса, что петух песенки распевает, захотелось ей петушиным мясом полакомиться, да как достать его? Лиса поднялась на хитрости, отправилась к медведю да волку и сказала:
-Ну, любезные куманьки! Я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, - быка, для тебя, волк, - барана, а для себя - петуха.
-Хорошо, кумушка! - говорят медведь и волк. - Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же приколем да поедим!
Лиса привела их к избушке. Медведь говорит волку:
-Иди ты вперед!
А волк кричит:
-Нет, ты посильнее меня, иди ты вперед!
Ладно, пошел медведь; только что в двери - бык наклонил голову и припер его рогами к стенке. А баран разбежался, да как бацнет медведя в бок и сшиб его с ног. А свинья рвет и мечет в клочья. А гусь подлетел - глаза щиплет. А петух сидит на брусу и кричит:
-Подайте сюда, подайте сюда!
Волк с лисой услыхали крик да бежать!
Вот медведь рвался, рвался, насилу вырвался, догнал волка и рассказывает:
-Ну, что было мне! Этакого страху отродясь не видывал. Только что вошел я в избу, откуда ни возьмись, баба с ухватом на меня… Так к стене и прижала! Набежало народу пропасть: кто бьет, кто рвет, кто шилом в глаза колет. А еще один на брусу сидел да все кричал: «Подайте сюда, подайте сюда!» Ну, если б подали к нему, кажись бы, и смерть была!
Пословицы
Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами, - необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.
При ознакомлении с малыми фольклорными жанрами воспитателю следует обратить внимание на следующее:
1. Можно использовать предметы
народно-прикладного искусства
2. Использование потешек,
поговорок и т.д. только тогда
обеспечивает систематический
3. Необходимо широко
4. В ходе инсценирования
и прослушивания текста
5. Эмоциональным изложением
произведения нужно побуждать
детей к познавательной
6. Важно следить, чтобы
ребенок не потерял нить
7. Обязательное правило
– неоднократное полное
8. Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше – возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст.
Методика ознакомления с пословицами и поговорками. Воспитатель должен следить за умелостью и правильностью употребления пословиц и поговорок как в своей речи, так и в речи детей. Чтобы добиться правильного понимания детьми обобщенного значения этих видов малых фольклорных форм, необходимо всю работу проводить в два этапа:
1. Первоначально пословица
или поговорка дается вне
2. Затем пословица или
поговорка предлагается в
Методика ознакомления со сказками:
1. Сказку ребенку надо рассказывать, а не читать. И рассказывать неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы персонажей, передать и моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям.
2. Для того, чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить к этому. Можно использовать следующие приемы:
- показать сказку с помощью игрушек (настольный театр);
- использовать присказку,
причем новую сказку лучше
начать знакомой присказкой, а
уже слышанную сказку –
3. Алексеева М. М., Яшина
В. И. предлагают использовать
- беседы после ознакомления со сказкой, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;
- выборочное чтение по просьбе детей;
- рассматривание иллюстраций, книг;
- просмотр диафильмов, кинофильмов после знакомства с текстом;
- прослушивание записи исполнения сказки мастерами художественного слова.
4. При рассказывании сказки
рекомендуется использовать
5. Заканчивать сказку можно
известными концовками: «Тут и
сказке конец, а кто слушал - молодец»,
цель их использования – дать
ребенку понять, что сказка закончилась,
и отвлечь его от
6. Р. Халикова раскрыла
своеобразие приемов влияющих
на нравственное, патриотическое, интернациональное
воспитание дошкольников в
- образное восприятие
пословиц, сказок углубляется, если
одновременно идет
- включение в беседу
по сказкам вопросов, ответы на
которые требуют
- использование метода
сравнения национальных
- использование метода сравнения современной жизни с изображенной в сказках.
7. Необходимо после занятий
создать условия для
Методика ознакомления с загадками:
1. На начальном этапе
учить детей воспринимать
2. Затем обратить внимание
на сочный, колоритный язык загадки,
формировать умение понимать
целесообразность
3. Позже, когда дети усвоят
жанровые особенности