Византийская цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 12:58, контрольная работа

Краткое описание

История Византии как самостоятельного государства (395—1453гг.) началась с раздела в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной Римской империи стал город Константинополь, основанный в 324 г. императором Константином (ок. 285—337гг.). После нашествия варварских племен в 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, а Восточная часть империи стала ее преемницей. Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, т. е. Римской империей, а Константинополь — Новым Римом. Поскольку Константинополь находился на месте древней греческой колонии Византии, то по этому названию и всю Восточную часть стали называть Византийской империей, или Византией.

Содержание

Введение
3
Общая характеристика византийской цивилизации: актуальность и опыт изучения, историческая периодизация, основные понятия
3
Социально-политическая и экономическая системы Византии
6
Христианское мировосприятие в византийском обществе

Образование, научные знания, литература Византии

Художественная культура Византии

Заключение
9

15

18

23
Литература и Интернет-источники

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 52.25 Кб (Скачать файл)

Литературная жизнь Византии, хоть никогда не затухала, дала миру не так много значительных авторов. В литературе IV—VI вв. господствовали унаследованные литературные формы: речи, письма, эротические повести, эпиграммы, любовная лирика.

Во второй половине IV в. начинается подъем риторической прозы. Виднейшим языческим ритором IV в. был Ливаний. В его произведениях благоговение перед словом неразрывно связано с пафосом традиционной гражданственности («Жизнь, или о моей судьбе»).

Особое значение в историко-литературном развитии Византии имел цикл проповедей Василия Кесарийского,  на тему истории сотворения мира по библейской книге Бытия «Шестоднев». Эти проповеди, дали образец  для назидательного применения символически интерпретируемых былей о природе, о животных (басни). Эллинистическую модель научной прозы представляла написанная им «Церковная история».

В ХI—XII вв.  возрождается интерес к светскому жанру — и к античным формам в литературе. Возникают литературные кружки, салоны, развивается меценатство. Основными жанрами становятся речь и письмо, которые представляют гораздо большие возможности для обсуждения общественных проблем (Феофилакт Болгарский, Евстафий Солунский, Михаил Хониат и др.). Мистические поэмы-откровения в самом начале описываемого периода создает Симеон Богослов («Божественные гимны»).

В XIV—XV вв. появилось течение, сходное по типу с отношением к классическому наследию первых итальянских гуманистов. Его представляли Мануил Хрисолор — выдающийся преподаватель, ритор и философ, Плифон и Виссарион Никейский.

Гуманистические тенденции связаны и с появлением любовных песен и стихов, иногда весьма фривольно звучащих. С другой стороны, в литературе усиливается ощущение безысходности, печали, выход из которого многие литераторы все-таки видят в совершенствовании нравственности, в образованности.

5.Художественная культура  Византии

В течение всего своего тысячелетнего существования Византийская империя – прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока – оставалась центром своеобразной и поистине блестящей культуры.

Первый этап византийской культуры приходится на период укрепления государственной самостоятельности новой империи и утверждения в ней новой системы миропонимания – христианской. Новая идеология широко использовала культуру как средство своего распространения, медленно, но неуклонно переходя от непримиримого неприятия античных традиций к сближению, взаимопроникновению и взаимообогащению античной и христианской культур.

Отличительной чертой византийской эстетики был ее глубокий спиритуализм, она отдавала предпочтение духу перед телом, ставила нравственное совершенство выше телесной красоты. Для христианского мировоззрения традиционной была идея мира как зеркала, особым образом отражающего чувственно не воспринимаемый духовный мир сверх бытия (вневременный и внепространственный) с помощью символов. Эти условные символы должны воздействовать прежде всего не на разумную, но на вне сознательную область психики, «возбуждать» ее в направлении «возвышения человеческого духа от чувственных образов к Истине». Эта идея стала ведущей в византийской эстетике.

Так как в центре внимания христианского мировоззрения стоял человек, то человеческая фигура выступала носителем основных художественных идей. композиции Христос, Богоматерь, святые изображались в композиции во фронтальном положении. Окружающие их фигуры изображались в более свободных позах, чаще всего в трехчетвертном развороте, в профиль, как правило, изображались отрицательные персонажи Иуда, Сатана.

Отказ от объемности стал важнейшей особенностью спиритуалистического стиля. Фигуры людей стали плоскостными и в известной мере схематичными. Композиционная связь между персонажами, сюжетно связанными друг с другом, стала менее выраженной, теперь они обращались не друг к другу, а к зрителю. Центром многих изображений выступала обычно голова (или нимб) главной фигуры, независимо от ее размеров. Круг нимба определял центр гравитации иконы. Поэтому в ней фигуры обычно не стоят на земле, а как бы парят, что создает иллюзию их нематериальности.

Особое художественное пространство создавалось с помощью ряда канонизированных приемов. Византийский художник изображал предметы как бы в «обратной перспективе», при которой фигуры и предметы, находящиеся в отдалении, изображались в более крупном масштабе, чем передние, что усиливало непосредственный контакт со зрителем. Пейзажный фон и изображенные элементы архитектуры трактовались теперь условно и обобщенно.

К специфическим особенностям языка византийского искусства следует отнести стилистические черты, как удлиненные фигуры, широко раскрытые глаза, изображение фигур и предметов без каких-либо важных элементов (например, ног или нижних частей человеческих фигур, стен у здания и т.п.). Неодушевленные предметы также деформировались. Византийского художника мало интересовали предметов реального мира их внешний вид. Окружающую среду представляли условно изображенные горки, река, архитектурные кулисы. Из предметов обихода византийские мастера чаще всего изображали трон, стол, а также книгу, свиток, чашу.

Почти все изображения представляли небольшой ряд ясных цветовых и пластических символов. Наиболее распространенные: женская фигура с распростертыми руками (типа «Марии Оранты») – символ материнской защиты; распятая на кресте фигура – символ человеческих страданий; фигура в нимбе – знак святости; крылатая фигура ангела – символ духовной чистоты и красоты и т.д. Имели значимость и основные цвета: пурпурный цвет – важнейший в византийской культуре, цвет божественного и императорского достоинства, красный – символ жизни, белый – символ божественного света, имел значение святости, синий и голубой воспринимались в византийском мире как символы трансцендентного мира.

Признание христианства официальной религией стимулировало широкое и повсеместное строительство церквей. В период с VI до IX в. господствующей формой храма был тип купольной базилики (прямоугольное в плане здание, внутри разделенное на несколько продольных частей – нефы, завершающееся с восточной стороны одним или несколькими полукружьями апсид), из которой позднее развился крестово-купольный храм.

Храм представлялся византийцам неким сложным феноменом, объединяющим небесный и земной уровни бытия. Он  приобщал верующих к горнему миру и к самому Богу. В отличие от античной архитектуры, в средневековом зодчестве огромное значение приобретало оформление внутреннего пространства. В Византии красота храма – символ основных ценностей христианского универсума – вечной жизни, премудрости и самого Бога. Кроме того, красота храмового убранства необходима людям, чтобы через внешние украшения постигать духовную сущность храма.

Определяющей характеристикой византийского искусства с IX в. становится традиционность, наступает стабилизация культуры. В живописи «правилом правил» становится каноническая иконография, закрепившая целую систему отклонений от принципов античной живописи.

Византийское искусство строго регламентируется церковью и государством. Тенденциям, берущим начало в культуре эллинизма, поощряющим экспрессивно-натуралистические, реалистические черты и приемы изображения (не натуралистичность, психологизм, экспрессивность и динамизм), приходят другие принципы. Для византийского искусства стали характерны  статика, самоуглубленность, этикетность и каноничность.

 Творчество художника  сковывается традицией и церковным  авторитетом. Византийское искусство  как бы закостеневает в гордом  величии своего совершенства. В  этом состояло одно из важнейших  отличий византийского искусства  от художественного творчества  средневековой Западной Европы.

Период со второй половины IX до XII в. отмечен небывалым расцветом византийской культуры. Архитектура, храмовая живопись, литература, прикладные искусства получают в периоды, так называемых, «ренессансов» (македонского и комниновского), новые творческие импульсы.

В этот период усиливается интерес к красоте предметов и явлений материального мира, обращение к тем ценностям античности, которые на многие века были исключены из византийской культуры. Художники начинают осознанно воспринимать реальный мир. В рамках христианского миропонимания происходит возвышение телесного начала в человеке (при традиционном признании главенства души), большое внимание уделяется женской красоте, с которой снимается клеймо проклятия.

В художественной жизни общества, несмотря на силу традиций, начинают пробивать дорогу слабые предренессансные явления.

Прогрессивные явления в византийской культуре XI– XII вв. нашли свое дальнейшее развитие в поздней Византии и получили название палеологовского возрождения.  Главной тенденцией нового стиля, достигшего вершин в XIV в., был постепенный отход от монументализма предшествующего периода. Мозаики вытесняются фресками. Ведущую роль в живописи начинает играть икона.

Второй важной особенностью нового стиля было усиление эмоциональности и экспрессии: при сохранении одухотворенности усиливается динамизм, жестикуляция фигур становится более порывистой, одеяния развеваются, повороты людей делаются свободнее, ракурсы – смелее. Усложняется и иконография, отдельные изображения приближаются к жанровым сценам, колористическая гамма делается мягче, светлее, преобладают голубовато-синий и зеленовато-желтый тона.

Художественная культура поздней Византии несла много такого, чего не знала античность, но без чего немыслимо искусство эпохи Возрождения. Это прежде всего идея нового человека, нового духовного развития, новой красоты, в которой физическое не заслоняло духовное, но обретало в нем прочную основу для гуманизма.

С другой стороны, в центре внимания духовной культуры оказался исихазм – одна из наиболее утонченных форм христианской мистики, выступавшей в качестве защитной реакции на двойную угрозу обмирщения и окатоличивания (перед ними меркла даже угроза мусульманского нашествия). Исихастов интересует внутренний мир человека, его психология, эмоционально-эстетические аспекты духовной жизни.

В XIV в. исихазм по существу воссоздал и развил византийский богослов и церковный деятель Григорий Палама. Его учение в середине XIV в. было признано официальной доктриной византийской церкви. Воспев образ Богоматери, Палама словесно выразил эстетический идеал православия.

К сожалению, сформулированный на закате византийской культуры, он уже мало что мог дать этой культуре, но его значение для средневековых культур славянского мира, и особенно для Древней Руси, трудно переоценить. Он вдохновил древнерусских иконописцев на создание целой галереи непревзойденных по духовной красоте, возвышенности и лиричности образов Богоматери, составивших, может быть, основу бесценного фонда древнерусской живописи.

Острая идейная борьба, противоречивость общественных отношений поздней Византии, натиск турок привели к тому, что поздневизантийское искусство остается далеким от реализма, сохраняя верность спиритуалистическим традициям.

Возникшее там новое направление в художественном творчестве, родственное раннеитальянскому Ренессансу, не получило своего завершения. Человеческие фигуры так и не обрели объема и телесности, красочные плоскости так и не сменились светотеневой моделировкой.

Сухость, линейная графичность берет верх над сочностью и красочностью лучших творений палеологовского Ренессанса, динамичная экспрессивность вновь сменяется неподвижностью. Искусство Византии как бы остановилось на пороге Ренессанса, так и не перейдя заветной черты, отделяющей средневековое спиритуалистическое художественное творчество от полнокровного реалистического искусства Возрождения.

Заключение.

Таким образом, Византийская цивилизация это христианская цивилизация, идеологической основой которой выступало православие. Уникальным свойством Византийской цивилизации, пополнившим генотип человеческого общества, было сочетание в жизни Византии христианской религии, эллинской культуры и римской государственности.

Почти тысячелетняя история Византийской цивилизации оставила глубокий след в истории человечества. Она была овеяна легендами, а культура ее пользовалась всеобщим признанием. Ее могли ненавидеть, но не могли в то же время не уважать ее и не восхищаться ею. Крестоносцы громили ее, но они же поражались ее величием. Мусульмане в течение веков были ее лютыми врагами, но они же чтили ее как источник знания. Двойственность отношения к ней современников отразили западные хронисты, путешественники и русские летописцы: греки льстивы, но их столица, дворцы, храмы, их убранство и литургия исполнены неземного великолепия. Высокое искусство и миролюбие внешней политики Византийской империи увенчались созданием особой системы отношений между странами, связанными единоверием и близостью культур.

 

Литература

 

  1. История и культурология: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Шишовой.- М.,2004

2.  Культурология. История  мировой культуры. Учебник для  вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – М.,1998

3.  Культурология / Под ред. А.И. Шаповалова. – М., 2004

 

Интернет-источники:

 

 

1. Искусство Византии, Армении, Грузии, южных славян, древней Руси http://yandex.ru/clck/redir/

2. История Византии http://yandex.ru/clck/redir/ http://www.my-article.net/

3. Византийская цивилизация (fb2) | Либрусек  http://yandex.ru/clck/redir/

4. Византия.  Византийская цивилизация http://yandex.ru/clck/redir/

 

 

 

 


 



Информация о работе Византийская цивилизация