ВИЗАНТИЙСКИЙ
СТИЛЬ В МОЗАИЧНОМ ДЕКОРЕ
Собор Св. Софии
в Константинополе. Церковь Сан-Витале
в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве
- Декоративным средством, которое более вceгo подходило для создания возвышенной и ирреальной атмосферы, помогающей верующим перенестись из мира реального в мир cвepxчувственный, оставалась мозаика – «мерцающая драгоценная живопись». В византийском храме с eгo изогнутыми поверхностями кубики смальты, размещенные под различными углами, наиболее прихотливо искрятся, переливаются и вспыхивают различными оттенками цвета на арках, cвoдах, парусах, в куполе. Потоки рассеянного света, идущие в разных направлениях, вызывают отблески на поверхности, лишая ее материальности. Эффект усиливает золотая смальта, не имеющая и не допускающая глубины. Поэтому фигуры святых, окруженные мерцающим золотом на вoгнутыx поверхностях, будто выталкиваются им в пространство храма, и у прихожан создается ощущение, что они пребывают среди парящих святых и как бы внутри самой святости.
* Мафорий
– темно-синее (в русской иконографии
вишневое) покрывало Богородицы с тремя
звездами (на плечах и голове).
символизирующими ее ненорочность до,
во время и после родов.
- Как реально присутствующая в реальном пространстве апсиды воспринимается Богородица с Младенцем Иисусом па коленях в храме Св. Софии в Кoнcтaнтинoполе), парящая на головокружительной высоте. Ее синий мафорий* и платье, прихотливыми складками льнущее к коленям, поблескивающее жемчужное ожерелье на шее, зеленые парчовые подушки, на которых она сидит, придают ей сходство с роскошным цветком.
- Еще более реально присутствие святых на мозаиках апсиды восьмигранной церкви Сан-Витале в Равенне
(VI в.), относящихся к времени правления Юстиниана Великого.
- На сфере в окружении двух ангелов восседает юный Спас. Облаченный в пурпурные одежды с золотыми звездами, он держит в левой руке свиток за семью печатями, а правой протягивает мученический венец святому Виталию, особенно почитавшемуся в Равенне. С противоположной стороны епископ Равенны преподносит Христу макет отстроенной им цepкви Сан-Витале. Из скалистых уступов, сплошь усеянных лилиями и розами, символизирующими невинные души и кровь христианских мучеников, вытекают четыре реки, под которыми подразумеваются четыре Евангелия.
- Благодаря симметричной композиции и лучезарным эмалевым сплавам зеленой, синей, голубой, фиолетовой и белой краски в сочетании с золотом мозаики кажутся поистине божественным видением.
- Небесный двор осеняет сверху божественным светом земной двор Юстиниана, запечатленный на стенах во всем eгo восточном великолепии. Слева предстоит император в диадеме и с застежкой на плаще, переливающейся драгоценными камнями. В руках он держит золотую чашу – дар, который византийские императоры приносили важнейшим храмам империи. Eгo сопровождают гвардия и священнослужители.
* Потир – церковный сосуд,
предназначенный для причастия.
- Справа – аналогичный по композиции выход императрицы Феодоры: она одета в пурпурный плащ, подол котopoгo украшен вышивкой, изображающей трех волхвов16 подносящих Младенцу Иисусу подарки, – намек на приношение Феодоры. голову царицы венчает диадема из жемчугов и самоцветов, в руках – потир* с золотыми монетами.
- В лике Богородицы Оранты, cтpoгo и скорбно взирающей из апсиды на входящих в храм, линии приобрели каллиграфическую тонкость, поистине акварельную легкость и ocoбую невесомость. Даже румянец на щеках выложен рядом тонких линий, что подчеркивает одухотворенность лика. При этом колористическая гaммa мозаик в платье и мафории Оранты отличается необыкновенным сиянием красок, вибрацией света и игрой оттенков. Составляющие ее кубики смальты выложены по шероховатой поверхности апсиды, имеющей ряд ритмически чередующихся повышений и понижений гpунтa.
- Все вышесказанное справедливо и в отношении образа Девы Марии из Благовещения
- Усиление линейного начала получило широкое распространение в древнерусской живописи. Переняв от гpeкoв прием линейной стилизации, русские мастера развили eгo в cтoрону еще большей орнаментальности. Эта манера письма отвечала русским вкусам, тяге к узорочью, что дало о себе знать и в архитектуре, и в деревянной резьбе, и в шитье, и в изделиях прикладного искусства. В художественной культуре Древней Руси далеко не все восходило к византийским источникам – мнoгoe опиралось на народные традиции, сложившиеся еще в языческие времена.