Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально сверх реализм) – направление в современном буржуазном искусстве, зародившееся в начале 20-х годов во Франции. Являясь характерным выражением кризиса капиталистического общества, сюрреализм находит свои философские основы в субъективно-идеалистической теории Фрейда. Противоречия, раздирающие буржуазный строй, чувства ужаса перед реальным миром, порождаемые этими противоречиями у некоторых оторвавшихся от народа художников-сюрреалистов, воплощаются последними в образах, вызывающих отвращение к реальности, к жизни. Отсюда особый интерес сюрреалистов к воспроизведению кошмарных снов, галлюцинаций, патологических состояний. Созданные на основе «принципов» сюрреализма картины Сальвадора Дали наполнены ужасами, кошмарами, пессимизмом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..1
Глава 1. Творческий путь дали
1.1 Влияние на раннее творчество………………………………………………4
1.2 Реалист и сюрреалист………………………………………………………..6
1.3 Конец жизненного и творческого пути……………………………………11
Глава 2. Дали и Фрейд
2.1 Благодарение Фрейду………………………………………………………12
2.2 Проблема бессознательного в творчестве Зигмунда Фрейда и Сальвадора Дали……………………………………………………………………………...14
2.3 Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………..30
Приложение 1…………………………………………………………………...32
Приложение 2…………………………………………………………………...33
Приложение 3…………………………………………………………………..34
Приложение 4…………………………………………………………………..35
Приложение 5…………………………………………………………………..36
Приложение 6…………………………………………………………………..37
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая «Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали».docx

— 931.65 Кб (Скачать файл)

      «Движущие силы поведения». Этими силами Фрейд считал инстинкты, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения. По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. [9;95] Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. И хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял две группы: Жизни и Смерти. Первая группа, под общим названием Эрос, включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. Вторая группа - инстинкты Смерти или Тонатос - лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Привязки или направление энергии на объект (катексис) Препятствия, мешающего удовлетворению (антикатексис) Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к людям, увлечение чужими идеями. Стимул - представляет собой количество энергии, необходимой для достижения цели, удовлетворения инстинкта. [9:96]

      Культурологические размышления Фрейда неизбежно подвели его к проблеме религии и оказались тесно переплетенными с решением этой проблемы. При рассмотрении культурных запретов Фрейд не мог не обратить внимание на их связь с религиозными представлениями, тем более теологи приписывали древнейшим нормам, регулирующим человеческую жизнь, божественное происхождение. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого. Человек должен войти в сообщество, которое в результате своего развития налагает запреты на его желания. Нужен кто-то, способный вознаградить человека за его жертву своими влечениями, защитить его от проявлений природы и от посягательств на него других индивидов общества. Встает вопрос: кто же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый замечал влияние отца в семье. Он обладал властью, устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из тотема появился целый пантеон богов, а из них, в свою очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, который потом стал добрым, справедливым богом. Итак, люди всю ответственность за антисоциальные поступки возложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как бы громоотводом. Фрейд установил, что религия является массовым неврозом. Дело в том, что религия по многим своим положениям напоминает навязчивое невротическое состояние. Так, например, если невротик боится не производить какие-то определенные движения, то любой истинно верующий человек так же боится не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница заключается лишь в том, что невротик не может объяснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а верующий человек, в зависимости от своего познания теологии, объясняет те или иные обряды. [9;101]

         Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав теорию психоанализа, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. Эти глубины оказали колоссальное влияние, как на отдельных людей, так и на группы людей. При помощи знаний открытых Фрейдом можно по-другому взглянуть на мир и проанализировать отдельные его проявления, например появления сюрреализма. Чем обязан сюрреализм Фрейду?

          Как мы уже отмечали, Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально сверхреализм) - модернистское направление в искусстве ХХ века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Главными чертами сюрреализма являются пугающая противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность. Сюрреализм возник в Париже в 20-х годах. В это время вокруг писателя и теоретика искусства Андре Бретона группируется ряд единомышленников - это художники Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и поэты - Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Они не просто создавали новый стиль в искусстве и литературе, они, в первую очередь, стремились переделать мир и изменить жизнь.[6;45] Они были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле. Свои собрания эти люди называли термином sommeils - что означает "сны наяву". Во время своих "снов наяву" сюрреалисты (как они себя назвали, позаимствовав слово у Гийома Апполинера) занимались странными вещами - они играли. Их интересовали случайные и бессознательные смысловые сочетания, которые возникают в ходе игр типа "буриме": они по очереди составляли фразу, ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры. Так однажды родилась фраза "изысканный труп будет пить молодое вино". Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических связей. Таким образом, из бездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы. Что до Дали, так он в это время (в 1922 г.), восемнадцати лет отроду, поступил в Высшую школу изящных искусств в Мадриде; сдружился с поэтом Федерико Гарсией Лоркой; с огромным интересом штудировал труды Зигмунда Фрейда. Тем временем в Париже Сюрреалистическая группа А.Бретона объединилась с группой художника Андре Массона, который стремился создавать картины и рисунки, освобожденные от контроля сознания. А.Массон разрабатывал оригинальные приемы психотехники, призванные отключить "рацио" и черпать образы из сферы подсознательного.[1;90] С этого времени сюрреализм стал действительно интернациональным движением, проявившимся в живописи, скульптуре, литературе, театре, киноискусстве.

     В формировании творческого пути и личности Дали важное место занимает предшествовавшее сюрреализму течение - дадаизм. Дадаизм или искусство дада ( это словечко - не то детский лепет, не то - бред больного, не то шаманское заклинание) - это дерзкое, эпатирующее "антитворчество", возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом катастрофы - мировой войны, европейских революций. Дадаизм в принципе отвергал всякую позитивную эстетическую программу и предлагал "антиэстетику". Для дадаистов все "разумное, доброе, вечное" потерпело крах, мир оказался безумным, подлым, эфемерным. Программа дадаистов заключалась в разрушении любого стиля, любой эстетики посредством "безумия". Например, выставка живописи и графики дадаистов в Париже в 1921 г. происходила в темноте, зрители при входе осыпались ругательствами, устроители выставки мяукали, играли в догонялки, изредка зажигали спички и т.п. Бунт дадаистов был недолгим и к середине 20-х годов исчерпал себя.[1;92] Однако богемный анархизм дадаистов сильно повлиял на Дали и он стал верным продолжателем их скандальных выходок. Художники стали бросать на холст краски, предоставляя красочному веществу и силе броска самим образовывать иррациональные конфигурации. Сам творец рассматривался при этом как орудие, марионетка каких-то мировых сил.                        Одним из первых революционных актов сюрреализма было то, что он настаивал на чисто пассивной роли так называемого автора в механизме поэтического вдохновения и разоблачал всяческий контроль со стороны разума, морали и эстетических соображений.[2;77] Чтобы освободиться от "контроля разума" сюрреалисты применяли два вида приемов. Это были чисто механические методы "охоты за случайностью" (например, подкладывали под лист бумаги шероховатые поверхности и натирали бумагу сухими красками, получая при этом фантастические конфигурации, напоминавшие заросли фантастического леса - техника "фроттажа"). Ведущие мастера не могли удовлетвориться такими примитивными методами. Они добивались и внутренней, личностной иррациональности, отключения разума на уровне психической жизни. Для этого практиковались своеобразные формы зрительного самогипноза. "Завораживающая" сила, как известно, проявляется при длительном наблюдении языков пламени, движения облаков и т.п. Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества: 1. освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, близкого к трансу; 2. полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним импульсам; 3. работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного. [2;78]

      Сам Дали возлагал большие надежды на освобождающую силу сна, поэтому принимался за холст сразу же после утреннего пробуждения, когда мозг еще полностью не освободился от образов бессознательного. Иногда он вставал среди ночи, чтобы работать. По сути дела, метод Дали соответствует одному из фрейдовских приемов психоанализа: записывание сновидений как можно скорее после пробуждения (считается, что промедление приносит с собой искажение образов сна под воздействием сознания). [7;140]

      Для понимания философии сюрреализма и феномена Дали, в особенности, необходимо остановиться на философии бессознательного, т.е. на идеях Зигмунда Фрейда в отношении искусства.

      Дали пользовался "фрейдистским" методом: писал картины в еще не совсем проснувшемся состоянии, пребывая хотя бы частично во власти сновидения, о чем уже говорилось раньше. Доверие к иррациональному, преклонение перед ним как перед источником творчества было у Дали абсолютным, не допускающим никаких компромиссов. "Все мои притязания в области живописи состоят в том, чтобы материализовать с самой воинственной повелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональности" [6;78]. Дали относился к Фрейду, по сути дела, как к духовному отцу и никогда ни в чем не проявил непослушания, не усомнился ни в одном слове.

      Таким образом, нельзя не признать параллельности интересов, точек зрения, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма. Обновленная Фрейдом психология привлекала к себе широкое внимание и выглядела как новый взгляд на человека, на его историю, его религию, его искусство. Новая психология доказывала, что бессознательная жизнь людей - бурная, активная и во многом определяющая поведение, идеи, творческие возможности человека - развивается по таким законам, которые не имеют ничего общего ни с моралью, ни с рассудком, ни с "вечными ценностями". Семья, религия, государство, заповеди, правила этики, логические понятия, эстетические нормы с позиций фрейдизма следовало понимать как нечто условное. Безусловна же и абсолютна бессознательная жизнь со всеми своими особыми законами, сложившимися задолго до того, как появились понятия о добре и зле, о боге, о разуме.   

      Сальвадор Дали постоянно напоминает о своей исключительности весьма своеобразными способами: рассказывает о том, о чем "не принято" говорить по причине запретов, налагаемых стыдом; пишет на одной из своих картин: "Я ненавижу свою мать", которую искренне любил; совершает шокирующие публику поступки, например, прибывает в Сорбонну на свою лекцию о "Кружевнице" Вермеера и Носороге на белом "ролс-ройсе", набитом тысячью кочанов цветной капусты или стреляет на Монмартре из аркебузы по гравировальному камню, создавая тем самым иллюстрации к "Дон Кихоту".           Поиск новых решений, форм в искусстве Дали искал уже в детстве. Однажды, решив употребить для своих упражнений старую дверь (по причине отсутствия холста) всего тремя красками и без использования кисти нарисовал натюрморт, изумивший друзей и родственников, увидевших его тогда. Это было изображение пригоршни вишен, лежащих на солнце. Кто-то из зрителей заметил, что у вишен нет хвостиков, о которых юный художник действительно забыл. Быстро сориентировавшись, Дали начал есть вишни, которые служили ему натурой, а настоящие хвостики прикреплять к ягодам на картине. Древоточцев, изъевших же деревянную дверь и вылезавших теперь наружу сквозь слой краски, поменял местами с червячками из натуральных вишен. Восторгу зрителей не было предела. [12]

       Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его времени. Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция ("Загадка желания") и гражданские войны ("Лицо войны", "Предчувствие гражданской войны"), атомная бомба ("Ядерный крест") и нацизм ("Загадка Гитлера"), католическая вера ("Распятие", "Христос св. Иоанна") и наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. И почти обо всем он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее практически всех здравомыслящих людей. В сюрреалистические образы превращалось все, что он делал или говорил. В глазах "разумных и нравственных" людей радикальная философия сюрреализма, взятая совершенно серьезно и без всяких оговорок (как у Дали), вызывает протест. Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности. В таком виде эти идеи действительно превратились в динамит, разрушающий все на своем пути, расшатывающий любую истину или принцип, если они опираются на основы разума, порядка веры, добродетели, гармонии, идеальной красоты - всего того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности. [11]

      Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именно тип мышления, способ взаимодействия с миром. Когда же один из журналистов спросил Сальвадора Дали, что же такое сюрреализм, художник ответил: " Сюрреализм - это Я", и с полным на то основанием. [6;77]

     Теория Фрейда о бессознательном, как бы, стала фундаментом сюрреализма, без которого наш мир был бы немного тусклее. Можно утверждать, что задача изучения основ сюрреализма не есть чисто искусствоведческая или чисто литературоведческая или киноведческая задача. Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именно тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и, соответственно, стиль жизни.

 

 

 

 

2.3 Влияние философии  психоанализа Зигмунда Фрейда  на искусство Сальвадора Дали

 

        В предыдущем пункте мы рассмотрели бессознательное в творчестве Зигмунда Фрейда и Сальвадора Дали. И как мы уже отмечали, теория Фрейда о бессознательном не просто сыграла важную роль в искусстве, но стала фундаментом сюрреализма. Итак, рассмотрим теперь, каким же образом философия психоанализа Зигмунда Фрейда повлияла на искусство Сальвадора Дали, в каких методах и приемах его письма нашла свое отражение.

        Сальвадор Дали в начале своего творческого пути был тесно связан с кружком сюрреалистов, которым были по душе Маркс, Фрейд и Ницше. Эти ученые и философы занимались совершенно разными вещами с помощью совершенно разных методов. А общим принципом подхода было то, что они предлагали «не верить человеку и обществу». То, что люди думают, во что они верят, что они считают самым важным и истинным, - это всего лишь прикрытие чего-то другого, что исходит из концепции подсознания у Фрейда. Сюрреализм ищет прежде всего такие мыслительные ходы, которые давали бы возможность «уличать» культуру в фальсификациях. Человек новой культуры – это тот высокоразвитый человек, который подозревает, что его культурность есть род фикции, что культурность есть форма проявления монструозности, а культура есть форма проявления хаоса, абсурда и случая. То есть это сублимированная оболочка, которая скрывает от самого человека то, что он действительно желает, к чему его на самом деле влечет. В «Первом манифесте сюрреализма» (1924) рациональное и моральное мышление отвергается в пользу сновидений, бесцельной игры воображения и неконтролируемого сознанием психического автоматизма.«Второй манифест сюрреализма» (1929) провозглашает необходимость преодолеть бессмысленное разделение предполагаемых противоположностей (прекрасного и уродливого, истинного и ложного и т.д.). Во «Втором манифесте» была узаконена логика сновидений как одна из главных доктрин сюрреалистов, так как там заявляется, что новое искусство устраняет все ложные различия истины и лжи, добра и зла, которые так долго мешали цивилизованному человечеству.[2;95] Дали подхватывает идеологию «Второго манифеста». Для него такой способ действия становится главным творческим постулатом. «Высвеченные удовольствия» - одна из наиболее ярких фрейдистских импровизаций. Дали помещает в расставленных на плоскости коробках различные элементы, представляющие собой толкования сновидений, что напоминает об экспериментах в фильме «Андалузский пес». Пожилой мужчина, поддерживающий страдающую женщину – это сам Фрейд, заимствованный из картины Макса Эрнста «Пьета, или ночная революция». Кроме того, Дали использовал элементы из картины де Кирико «Мозг Ребенка».

Информация о работе Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали