Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование влияния цвета на формообразование предметно-пространственной среды.
В ходе работы возникают следующие задачи:
Изучение цвета и цветового воздействия на человека;
Изучение гармонии и контрастов в цветовых сочетаниях;
Изучение пространственного воздействия цвета.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1:
Цвет и цветовое воздействие………………………………………………………..6
1.2 Цветовая гармония……………………………………………………………….6
1.3 Семь типов цветовых контрастов……………………………………………………………..11
1.4 Форма и цвет………………………………………………………...…………..13
Глава 2:
2.1 Пространственное воздействие цвета……………………….......15
2.2 Цвет в интерьере…………………………………………………………..…..17
2.3 Разработка собственного проекта (макета)………………….…..21
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………………………
Связка геометрических фигур, состоящая
из равностороннего и
Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой-маленький, белый-чёрный, холодный-тёплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты.
Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.
Изучая характерные способы
Семь типов цветовых контрастов:
* Контраст цветовых
* Контраст светлого и тёмного;
* Контраст холодного и тёплого;
* Контраст дополнительных цветов. Пары дополнительных цветов:
жёлтый - фиолетовый;
жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый;
оранжевый - синий;
красно-оранжевый - сине-зелёный;
красный - зелёный;
красно-фиолетовый - жёлто-зелёный;
* Симультанный контраст. Понятие «симультанный
контраст» обозначает явление, при котором
наш глаз при восприятии какого-либо цвета
тотчас же требует появления его дополнительного
цвета, и если такового нет, то симультанно,
т. е. одновременно, порождает его сам;
* Контраст цветового насыщения. Фиксируют
противоположность между цветами насыщенными,
яркими и блёклыми, затемнёнными;
* Контраст цветового распространения
характеризует размерные соотношения
между двумя или несколькими цветовыми
плоскостями. Его сущность - противопоставление
между «много» и «мало», «большой» и «маленький».
1.4 Форма и цвет
Квадрату соответствует
Круг - это геометрическая форма, которая возникает при движении на постоянном расстоянии от определённой точки, расположенной на какой-нибудь поверхности. В противоположность тяжёлому, напряжённому чувству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно и создаёт чувство отдыха и ослабления напряжения. Круг - символ постоянно подвижной духовности. В древнем Китае планировка храмов строилась на основе круга, в то время как дворец земного императора возводился на основе квадратных форм. Астрологическим символом солнца является круг с точкой в центре. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные. Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет.
В целом можно сказать, что квадрат - это символ неподвижной материи, треугольник, излучающий себя во все стороны, является знаком мысли, а круг - вечное движение духа.
Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого - это будет трапеция, для зелёного - сферический треугольник и для фиолетового - эллипс (рис. 3) Подчинённость определённого цвета соответствующей ему форме предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна подчинять форму в её композиции цвету, а картина, в которой художник придаёт главное значение форме, в своём цветовом решении должна идти от формы.
Глава 2.
2.1 Пространственное воздействие цвета
Пространственное воздействие цвета может зависеть от различных компонентов. В самом цвете есть силы, способные выявлять глубину. Это происходит за счёт контраста светлого и тёмного, а также возможностей изменения насыщенности цвета и его распространения. Помимо этого изменения пространственных ощущений можно добиться с помощью диагоналей и всевозможных пересечений.
Когда шесть цветов - жёлтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зелёный расположены на чёрном фоне один возле другого без интервалов, то совершенно явно видно, что светлый жёлтый цвет кажется выступающим, а фиолетовый погружается в глубину чёрного фона. Остальные цвета образуют промежуточные ступени между жёлтым и фиолетовым. При использовании белого фона впечатление глубины меняется. Фиолетовый цвет выталкивается белым фоном и кажется выступающим вперёд, в то время как жёлтый цвет удерживается белым в качестве «близкого и родственного». Эти наблюдения доказывают, что для оценки впечатления глубины, общий цвет фона столь же важен, как и отдельный цвет.
Жёлтый, красно-оранжевый и синий на чёрном фоне имеют следующую картину заглубления: жёлтый сильно выступает вперёд, красный в меньшей степени, а синий кажется почти столь же глубоким, как чёрный. На белом фоне возникает обратное впечатление: синий сильно выступает вперёд, красно-оранжевый остаётся почти на месте, а жёлтый только слегка выдвигается вперёд. Отношения глубин между жёлтым и красно-оранжевым, красно-оранжевым и синим соответствуют отношениям «большего» к «меньшему».
Все светлые тона на чёрном фоне будут выступать вперёд в соответствии со степенью их светлости. На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а тёмные постепенно выступают вперёд.
Что касается холодных и
тёплых цветов одинаковой светлоты, то
тёплые цвета будут выступать
вперёд, а холодные стремиться в
глубину. Если встречается контраст
светлого и тёмного, то ощущения глубины
будут или увеличиваться
Если красно-оранжевый будет осветлён, то он выступит вперёд ещё сильнее. Если слегка осветлить сине-зелёный, то он произведёт то же впечатление глубины, что и красно-оранжевый, а если он будет осветлён ещё сильнее, то выступит вперёд, а красно-оранжевый, наоборот, отступит назад.
Контраст насыщения вызывает следующие ощущения в восприятии цвета: яркие цвета будут выступать вперёд по сравнению с одинаково светлыми, но притуплёнными цветами. Как только к этому контрасту прибавляется контраст светлого и тёмного или холодного и тёплого, впечатление глубины снова изменяется. Контраст распространения или контраст размеров цветовых плоскостей играет большую роль в создании впечатления глубины. Когда на большой красной поверхности имеется маленькое жёлтое пятно, то красный цвет становится как бы фоном и жёлтый цвет в этом случае выступает вперёд. Если мы будем увеличивать площадь, занятую жёлтым цветом, и уменьшать, занятую красным, то может настать такой момент, когда жёлтый цвет будет играть более значительную роль, чем красный. Жёлтый цвет может стать фоном и вытеснить красный вперёд.
Если бы мы захотели рассмотреть
все возможные варианты с точки
зрения изменения впечатлений
Для того, чтобы пронаблюдать пространственные возможности диагоналей, нужно жёлтый, красно-оранжевый и синий расположить на чёрном и белом фоне в двух диагональных направлениях, в одном случае - слева направо и в другом - справа налево.
2.2 Цвет в интерьере
Влияние цвета на настроение и самочувствие человека было доказано еще много веков назад. Группа цветов или отдельные оттенки вызывают у людей разную реакцию, именно поэтому очень важно подобрать цветовое оформление комнаты правильно. Однако недостаточно просто подобрать цвета, которые нравятся, необходимо выбрать сочетаемые оттенки, чтобы не было диссонанса в восприятии помещения.
Каждый цвет имеет свое психологическое настроение. Так, главный цвет в комнате может оказывать умиротворяющее воздействие на человека, дополнительные оттенки – создавать тот, или иной настрой. При этом, не стоит забывать о других членах семьи, которые по-другому будут воспринимать основную цветовую гамму. Рассмотрим цвета, преобладающие в интерьере, и их влияние на настроение человека.
Красный цвет ассоциируется с огнем, страстью, кровью, азартом и напряженностью. Он возбуждающе действует на настроение и нравится сильным и властным людям. Много красного цвета в оформлении комнаты вызывают агрессию и раздраженность, а небольшие вставки этого насыщенного оттенка напротив - поднимают тонус и жизненную энергию. Как правило, красный цвет эффектно смотрится в гостиных и в спальнях, но при условии «дозированного» использования.
Оранжевый цвет -это цитрусовые фрукты, радость, солнечный день, тепло и накал. Он служит источником энергии, поэтому его часто используют в детских комнатах. В кабинетах оранжевый цвет лучше не использовать, так как он ассоциируется с высокой самооценкой владельца. Оранжевым цветом часто выделяют смысловые акценты в помещении. Цвет хорошо стимулирует аппетит, поэтому его можно использовать в обеденной зоне. Для спальных комнат подбираются приглушенные оттенки оранжевого цвета.
Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем, радостью, свободой и богатством. Он подходит для тех, кто стремится к самопознанию, отсутствию напряжения и реализации творческого потенциала. Как ни странно, жёлтый цвет помогает сосредоточиться, умиротворяет и настраивает на позитивный лад. Главное, использовать неяркие оттенки. Жёлтый цвет отлично подходит для оформления рабочей зоны и места занятий творчеством. В зависимости от оттенка, жёлтый цвет может оказывать разное влияние на настроение: грязно-жёлтый – угнетать, «канареечный» - раздражать, песочный – успокаивать.
Зеленый цвет– это цвет листвы, защищенности, спокойствия, свежести и благополучия. Он состоит из синего и желтого цвета, поэтому нейтрализует другие цвета. Если в оттенке преобладает синий тон, то цвет смотрится более прохладным, если желтый, то он ассоциируется с зеленью, возрождением и успехом. Зеленый цвет подойдет спокойным и консервативным людям, он благотворно влияет на настроение и не раздражает взгляд, используется для профилактики бессонницы, астмы и сердечных заболеваний.
Синий цвет ассоциируется с задумчивостью, строгостью, постоянством и серьезностью. Богатая палитра оттенков позволяет выбрать любой синий цвет, от голубого, приносящего умиротворение, до тёмно-синего, создающего тревожное настроение. Синий цвет часто используют в оформлении спальни, так как он способствует расслаблению и спокойному отдыху. Ассоциация с морем или небом создает ощущение безмятежности и воздушности. В большом количестве синий цвет может вызывать грустное настроение, поэтому его лучше «разбавлять» теплыми оттенками.
Фиолетовый цвет– самый необычный и сложный. В нем сочетаются красный и синий, создавая особую гамму. В зависимости от насыщенности, фиолетовый цвет может создавать разные настроения и менять восприятие помещения. Будьте осторожны с его использованием: преобладание цвета в оформлении комнаты может угнетать. Яркие оттенки фиолетового цвета ассоциируются с незрелостью и тщеславием, тёмные оттенки – с грубостью и деспотичностью, лиловые успокаивают при нервных стрессах, аметистовый оттенок символизирует духовность и воздержанность. Фиолетовый цвет меняет свое значение в зависимости от сочетания с другими оттенками. Так, в компании с розовым он создает романтическое настроение, с серебряным подчеркивает царственность и солидность.
Коричневый цвет– цвет земли, стабильности, спокойствия и сдержанности. Его выбирают люди, стремящиеся к безопасности и внутреннему благополучию. Коричневый воспринимается как естественный и натуральный цвет. Он обладает внутренней силой и стойкостью. Кремовые оттенки цвета мягко воздействуют на настроение, визуально расширяя пространство, жёлто-коричневые оттенки способствуют повышению трудоспособности. Однако, стоит избегать большого количества тёмно-коричневого цвета в помещении, это может вызвать депрессивный настрой.
Черный цвет ассоциируется с пустотой, загадочностью, вселенной и вызовом. Он поглощает свет, уменьшая пространство, и порой вызывает угнетающее настроение. Как правило, черный цвет используют «дозировано» в сочетании с яркими оттенками красного, белого, жёлтого, зеленого. Черный цвет в интерьере подчеркивает солидность и авторитарность владельца дома.
Информация о работе Влияние цвета на формообразование предметно-пространственной среды