Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:39, реферат
Краткое описание
Наиболее отличительные черты культуры В., антифеодальной в своей основе, - светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному античному наследию, как бы "возрождение" его. Начались большие перемены в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал глубокий кризис.
Содержание
Глава I. Возрождение Начало возрождения..............................................................3 Философия эпохи..................................................................4 Гуманисты..........................................................................5 Периоды и развитие эпохи Возрождения..................................5 Открытия...........................................................................6 Архитектура и искусство.......................................................7 Глава II. Итальянское Возрождение Треченто...........................................................................10 Кватроченто......................................................................12 Высокий Ренессанс в Средней Италии....................................12 Высокий Ренессанс в Венеции...............................................13 Глава III. Северный Ренессанс Нидерландское Возрождение................................................15 Немецкое Возрождение........................................................16 Французское Возрождение...................................................17 Кризис эпохи Возрождения..........................................................18 Заключение...............................................................................19 Список использованной литературы.............................................20
Центром ренессансных новаций, художественным
"зеркалом эпохи" явилась иллюзорно-натуроподобная
живописная картина, в религиозном искусстве
она вытесняет икону, а в искусстве светском
порождает самостоятельные жанры пейзажа,
бытовой живописи, портрета (последний
сыграл первостепенную роль в наглядном
утверждении идеалов гуманистической
virtu). Художники раннего итальянского В.
начали систематически изучать натуру,
объединяя реальные мотивы единой пластически
цельной концепцией мира; они наполняли
земным содержанием религиозные сцены,
запечатлевали увиденные в жизни явления,
широко обращались к античным сюжетам.
Главной темой искусства стал человек-герой
во всей полноте жизненных сил.
Картинной, иллюзорно-трехмерной становится
и монументальная живопись, получающая
все большую зрительную независимость
от массива стены. Все виды изобразительного
искусства теперь, так или иначе, нарушают
монолитный средневековый синтез (где
главенствовала архитектура), обретая
сравнительную независимость. Формируются
типы абсолютно круглой, требующей специального
обхода статуи, конного монумента, портретного
бюста (во многом возрождающие античную
традицию), складывается совершенно новый
тип торжественного скульптурно-архитектурного
надгробия.
Окончательную самоценность получает
искусство печатной гравюры на дереве
и металле, в период Реформации ставшее
поистине массовым. Рисунок из рабочего
эскиза превращается в отдельный вид творчества;
индивидуальная манера мазка, штриха,
а также фактура и эффект незаконченности
(нон-финито) начинают цениться как самостоятельные
художественные эффекты.
Различные виды декоративного искусства,
а также моды обретают особую, по-своему
"картинную" живописность. Среди
орнаментов особо важную смысловую роль
играет гротеск.
Литература В. неотделима от ренессансного
мировоззрения в целом, с его идеалом гармоничной,
свободной, творческой, всесторонне развитой
личности. Основные этапы и жанры литературы
В. связаны с эволюцией гуманистических
концепций в периоды Раннего, Высокого
и Позднего В. Для литературы Раннего В.
характерна новелла, особенно комическая
(Маргарита Наваррская, Б. Деперье и др.),
с антифеодальной направленностью, прославляющая
предприимчивую и свободную от предрассудков
личность. Высокое В. отмечено расцветом
героической поэмы: В Италии - жизнерадостно
буффонная поэма Л. Пульчи, Ф. Берни, Т.
Фоленго, сказочно героическая - М. Боярдо,
Л. Ариосто; в Испании и Португалии - "конкистадорская"
поэма. Позднее В. характеризующееся кризисом
концепции гуманизма и осознанием прозаичности
складывающегося буржуазного общества,
развиваются пасторальные жанры романа
и драмы ("Аркадия", 1504, Я. Саннадзаро),
противопоставляющие дисгармонии цивилизованных
нравов мирную жизнь идеальных пастушков;
рождается сатирический бытовой плутовской
роман с новым героем "прозаических
авантюр" частной жизни. В литературе
любовь к латыни, как универсальному языку
гуманистической учености, (который стремятся
восстановить в ее античном выразительном
богатстве) соседствует со стилистическим
совершенствованием национальных, народных
языков. Городская новелла и плутовской
роман наиболее ярко выражают живой и
задорный универсализм ренессансной личности,
которая как бы везде на своем месте.
Характерны для эпохи также роман как
таковой и героическая поэма (тесно связанные
со средневековой авантюрно-рыцарской
традицией), сатирическая поэзия и проза
(образ мудрого шута обретает теперь центральное
значение), разнообразная любовная лирика,
пастораль как популярная межвидовая
тема. Литература Возрождения создала
такие памятники непреходящей ценности,
как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1533-52)
Рабле, драмы Шекспира, роман "Дон Кихот"
(1605-15) Сервантеса и др., органически соединившие
в себе интерес к античности с обращением
к народной культуре, пафос комического
с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы
Боккаччо, героическая поэма Ариосто,
философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского
"Похвала Глупости", 1511), эссе Монтеня
в разных жанрах, индивидуальных формах
и национальных вариантах воплотили идеи
Возрождения.
Прогрессивное гуманистическое содержание
культуры В. получило яркое выражение
в театральном искусстве, которое испытало
античное воздействие античной драматургии.
Театральное искусство эпохи В. характеризует
интерес к внутреннему миру человека,
наделённого чертами мощной индивидуальности.
В театре на фоне бурного развития разных
форм драмы выделяются пышные придворные
феерии и городские празднества, порождающие
красочные синтезы искусств.
В эпоху В. профессиональная музыка теряет
характер чисто церковного искусства
и испытывает влияние народной музыки,
проникается новым гуманистическим мироощущением
Уже в период Раннего Возрождения достигает
расцвета музыкальная полифония строгого
стиля (см. Нидерландская школа). Усложняются
композиционные приемы, порождая ранние
формы оперы, оратории, увертюры, сюиты,
сонаты. Профессиональная светская музыкальная
культура - тесно связанная с фольклором
- играет все большую роль наряду с религиозной.
В музыке, проникающейся гуманистическим
мироощущением, развивается вокальная
и инструментальная полифония, появляются
новые жанры светской вокальной (фроттола
и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании,
баллада в Англии, мадригал) и инструментальной
музыки; эпоха завершается появлением
таких музыкальных жанров, как сольная
песня, кантата, оратория и опера, способствовавших
утверждению гомофонии.
Наследующее Возрождению барокко плотно
сопряжено с поздними его фазами: ряд ключевых
фигур европейской культуры, - в том числе
Сервантес и Шекспир - принадлежат в этом
отношении, как ренессансу, так и барокко.
Гуманизм, обращение к культурному наследию
античности, как бы "возрождение"
его (отсюда название). Возрождение возникло
и ярче всего проявилось в Италии, где
уже на рубеже 13-14 вв. (см. Проторенессанс)
его провозвестниками выступили поэт
Данте, художник Джотто и др. Творчество
деятелей Возрождения проникнуто верой
в безграничные возможности человека,
его воли и разума, отрицанием схоластики
и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев
Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандолы и
др.). Пафос утверждения идеала гармонической,
раскрепощенной творческой личности,
красоты и гармонии действительности,
обращение к человеку как к высшему началу
бытия, ощущение цельности и стройной
закономерности мироздания придают искусству
Возрождения большую идейную значительность,
величественный героический масштаб.
Глава II. Итальянское Возрождение
Треченто
Со второй половины XIII - в начале XIV в.
в борьбе с местными феодалами крепнет
флорентийское бюргерство. Флоренция
одной из первых превращается в богатую
республику с конституцией, принятой в
1293 г., с быстро формирующимся буржуазным
бытом и складывающейся буржуазной культурой.
Почти сто пятьдесят лет просуществовала
Флорентийская республика, нажившая богатства
в торговле шерстью и шелком и прославившаяся
своими мануфактурами.
На рубеже XIII и XIV столетий итальянская
культура переживает блестящий подъем.
Вслед за возникновением поэзии "сладостного
нового стиля" появляется колоссальная
новая фигура - Данте. В изобразительном
искусстве безличное цеховое ремесло
уступает место индивидуальному творчеству.
Изменения в искусстве Италии, прежде
всего, сказались в скульптуре. Они были
подготовлены скульптурными работами
мастера Никколо Пизано (рельефы кафедры
баптистерия в городе Пизе), в которых
прослеживается явное влияние античности.
Затем в монументальной живописи - в мозаиках
и фресках Пьетро Каваллини (римские церкви
Санта Мария ин Трастевере и Санта Чечилия
ин Трастевере).
Но подлинное начало новой эпохи справедливо
связывается с именем живописца Джотто
ди Бондоне (1266-1337). Из работ Джотто лучше
всего сохранились фрески Капеллы дель
Арена, или Капеллы Скровеньи (по имени
заказчика) в городе Падуя (1303-1306). Более
поздние работы Джотто - росписи в церкви
Санта Кроче во Флоренции (капелла Перуцци
и капелла Барди). В капелле дель Арена
фрески расположены в три ряда по глухой
стене. Интерьер простой однонефной капеллы
освещается пятью окнами на противоположной
стене. Внизу на живописно имитированном
цоколе из розовых и серых квадратов размещены
14 аллегорических фигур пророков и добродетелей.
Над входом в капеллу расположена роспись
"Страшный суд", на противоположной
стене - сцена "Благовещение". 38 сцен
из жизни Христа и Марии Джотто связал
в единое стройное целое, создав величавый
эпический цикл. Евангельские сюжеты представлены
Джотто как реально существующие события.
Живым языком повествуется о проблемах,
волнующих людей во все времена: о добросердечии
и взаимопонимании ("Встреча Марии и
Елизаветы", "Встреча Иоакима и Анны
у Золотых ворот"), коварстве и предательстве
("Поцелуй Иуды", "Бичевание Христа"),
о глубине скорби, кротости, смирении и
извечной всепоглощающей материнской
любви ("Оплакивание"). Сцены полны
внутренней напряженности, как, например,
"Воскрешение Лазаря", иногда пронзительны
в своем трагизме, как композиция "Несение
креста".
Культура Италии XIII-XIV веков сложна и
противоречива. Многое в ней еще органически
связано с общеевропейской средневековой
культурой, но одновременно в ней появляются
новые черты, предваряющие развитие Ренессанса.
Развитие проторенессансных тенденций
протекало неравномерно. Их расцвет приходится
на конец XIII и первые десятилетия XIV века.
С середины столетия в итальянской живописи
и скульптуре усиливается влияние готики.
Готический стиль возник в архитектуре
Италии из Франции в XIII столетии. Он получил
распространение в Северной Италии и Тоскане
- области средней Италии, расположенной
к северу от Рима. И держался здесь до XV
века, существуя параллельно или переплетаясь
с развивающимся новым стилем Проторенессанса.
Кватроченто
В начале XV века появление сильного очага
Ренессанса во Флоренции повлекло за собой
обновление всей итальянской художественной
культуры. Творчество Донателло, Мазаччо
и их сподвижников знаменует победу ренессансного
реализма, существенно отличавшегося
от того "реализма деталей", который
был характерен для готизирующего искусства
позднего треченто. Произведения этих
мастеров проникнуты идеалами гуманизма.
Они героизируют и возвеличивают человека,
поднимают его над уровнем обыденности.
Это поистине век гуманизма. Кроме того,
это эпоха, полная веры в безграничную
силу разума, эпоха интеллектуализма.
Восприятие действительности проверяется
опытом, экспериментом, контролируется
разумом. Отсюда тот дух порядка и меры,
который столь характерен для искусства
Ренессанса. Геометрия, математика, анатомия,
учение о пропорциях человеческого тела
имеют для художников огромное значение;
именно тогда начинают тщательно изучать
строение человека; в XV в. итальянские
художники решили и проблему прямолинейной
перспективы, которая уже назрела в искусстве
треченто.
Итальянское искусство XV века отличается
большой пестротой. Различие условий,
в которых формируются местные школы,
порождает разнообразие художественных
течений. Новое искусство, победившее
в начале XV века в передовой Флоренции,
далеко не сразу получило признание и
распространение в других областях страны.
В то время как во Флоренции работали Брунелесски,
Мазаччо, Донателло, в северной Италии
еще были живы традиции византийского
и готического искусства, лишь постепенно
вытесняемые Ренессансом
В формировании светской культуры кватроченто
огромную роль сыграла античность. XV столетие
демонстрирует прямые связи с ней культуры
Возрождения. В 1459г. во Флоренции основывается
Платоновская академия, библиотека Лауренциана
содержит богатейшее собрание античных
рукописей. Появляются первые художественные
музеи, наполненные статуями, обломками
античной архитектуры, мраморами, монетами,
керамикой. Восстанавливается античный
Рим. Перед изумленной Европой предстает
красота страдающего Лаокоона, прекрасных
Аполлона (Бельведерского) и Венеры (Медицейской).
Высокий Ренессанс в Средней Италии
С конца XV столетия Италия начинает испытывать
все последствия невыгодного для нее экономического
соперничества с Португалией, Испанией
и Нидерландами. Северные города Европы
организовывают ряд военных походов на
разрозненную и теряющую свое могущество
Италию. Этот трудный период вызывает
к жизни идею объединения страны, идею,
которая не могла не волновать лучшие
умы Италии.
Общеизвестно, что определенные периоды
расцвета искусства могут не совпадать
с общим развитием общества, его материальным,
экономическим статусом. В трудные для
Италии времена и наступает недолгий золотой
век итальянского Возрождения - так называемый
Высокий Ренессанс, наивысшая точка расцвета
итальянского искусства. Высокий Ренессанс
совпал, таким образом, с периодом ожесточенной
борьбы итальянских городов за независимость.
Искусство этого времени было пронизано
гуманизмом, верой в творческие силы человека,
в неограниченность его возможностей,
в разумное устройство мира, в торжество
прогресса. В искусстве на первый план
выдвинулись проблемы гражданского долга,
высоких моральных качеств, подвига, образ
прекрасного, гармонично развитого, сильного
духом и телом человека-героя, сумевшего
подняться над уровнем повседневности.
Поиск такого идеала и привел искусство
к синтезу, обобщению, к раскрытию общих
закономерностей явлений, к выявлению
их логической взаимосвязи. Искусство
Высокого Ренессанса отрешается от частностей,
незначительных подробностей во имя обобщенного
образа, во имя стремления к гармоничному
синтезу прекрасных сторон жизни. В этом
одно из главных отличий Высокого Возрождения
от раннего.
Леонардо да Винчи (1452-1519) явился первым
художником, наглядно воплотившим это
отличие. Он родился в Анкиано, около селения
Винчи; отец его был нотариусом, перебравшимся
в 1469 г. во Флоренцию. Первым учителем Леонардо
был Андреа Вероккио. Фигура ангела в картине
учителя "Крещение" уже отчетливо
демонстрирует разницу в восприятии мира
художником прошлой эпохи и новой поры:
никакой фронтальной плоскостности Вероккио,
тончайшая светотеневая моделировка объема
и необычайная одухотворенность образа.
Ко времени ухода из мастерской Вероккио
исследователи относят "Мадонну с цветком"
("Мадонна Бенуа", как она называлась
раньше, по имени владельцев). В этот период
Леонардо несомненно некоторое время
находился под влиянием Боттичелли. Его
"Благовещение" по детализации еще
обнаруживает тесные связи с кватроченто,
но спокойная, совершенная красота фигур
Марии и архангела, цветовой строй картины,
композиционная упорядоченность говорят
о мировоззрении художника новой поры,
характерном для Высокого Ренессанса.